Развитие технологии книгоиздания и дизайна книги
DOI:
https://doi.org/10.26577/HJ.2020.v55.i1.15Ключевые слова:
книга, полиграфия, дизайн, печать книг, гравировка, Konіса Mіnoltа.Аннотация
Цель статьи - представить результаты исследования методологии разработки книг, практики использования различных узоров в дизайне книг, а также технологии печатных станков. Первые книги в истории человечества были написаны на папирусе и глиняных табличках. В Европе в XV веке тысячи книг создавались религиозными служителями, большинство из которых были монахами. Переписывание книг от руки занимало много времени, поэтому тираж почти никогда не был большим, порой это были единичные экземпляры. Таким образом, возникла необходимость в простой и дешевой технологии печатания книг. Изобретателем способа книгопечатания подвижными литерами стал Иоганн Гутенберг. Считается, что данный способ был хорошо известен на Востоке. Но, если китайцы изготавливали формы оттисков из дерева, то немецкий изобретатель стал изготавливать буквы и оттиски из металла. При печати с помощью этого метода дизайн книг все равно выполнялся от руки. Сегодня, с развитием современных компьютерных технологий дизайн книг и иллюстраций выполняется в электронном виде. Книжная печать (с греческого [κνίζνυΐ] – του βιβλίου σφραγίδα – много переписок) представляет собой многократную копию одного текста или изображения. В мире насчитывается около 8000 алфавитов и их вариантов, адаптированных к различным языкам и диалектам. Наиболее распространенными являются латинские алфавиты.
Методы исследования включают в себя системный анализ и сопоставление различных форм и методов подготовки книг к публикации, а также сравнительный анализ закономерностей оформления книги. При разработке дизайна должен учитываться и тип бумаги, который будет использоваться для ее печати. С появлением технологии печати XXІ века книги можно издавать на различных типах бумаги. Сопоставляя работу разных издательств и типографий с различными печатными машинами, авторы анализируют плюсы и минусы способов печати книг в разных странах. Также выявляются различия между цифровой пишущей машинкой Konіса Mіnoltа и офсетной гарнитурой. Цифровые машины могут производить небольшие объемы книг, а офсетные машины выпускают более 1000 экземпляров изданий.
Ценность работы заключается в разработке новых способов оформления и создания гармоничного дизайна книги с использованием традиционных казахских орнаментов и узоров других восточных стран. С практической точки зрения изучено создание эксклюзивного современного книжного дизайна.
Библиографические ссылки
Балалар энциклопедиясы (2011) / құраст. Б.Ө. Жақып. – Алматы: «Қазақ энциклопедиясы» баспасы. – 264 б.
Варбанец Н.В. (1980). Йоханн Гутенберг и начало книгопечатания в Европе: монография. – М.: Изд-во «Книга». – 306 с. Vermeer L. (2016). The Сomрlete Саnаdіаn Book Edіtor. – Саnаdа. – 392 р.
Кнабе Г.А. (2006). Энциклопедия дизайнера печатной продукции. Профессиональная работа. – М.: Издательский дом
«Вильямс».
Кнабе Г.А. (2007). Оперативная полиграфия. Организация бизнеса и эффективное управление цифровой мини-типогра- фией. – М.: «Вильямс». – С. 240.
Козлова Е.Б. (2008). История печатных средств информации: учеб. пособие. – М.: МГУП. – 202 с.
Немировский Е.Л. (2000). Изобретение Иоганна Гутенберга. Из истории книгопечатания. Технические аспекты. – М. Немировский Е.Л. (2000). Изобретение Гутенберга. – М.: Наука. – С. 73–79.
Немировский Е.Л. (1989). Иоганн Гутенберг. Около 1399–1468 / отв. ред. А.С. Мыльников. – М.: Наука. – 320 е., ил. (Научно-биографическая литература).
Розета Мус, Ойана Эррера и др. (2013). Управление проектом в сфере графического дизайна = А Grарhіс Desіgn Рrojeсt from Stаrt to Fіnіsh. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – 220 с.
Штоляков В. (2013). МГУП им. Ивана Федорова // КомпьюАрт 8’2013.
Интернет ресурстар:
httр://www.gutеnbеrg.dе/еrfіndung/іndеx.рhр httрs://wоrks.dоklаd.ru/vіеw/0DuRАVz8mlU.html httрs://www.рrоzа.ru/2012/01/08/475 httр://lоvеrеаd.ес/rеаd_bооk.рhр?іd=69294&р=1 httрs://www.tyроlеxіkоn.dе/gutеnbеrg-jоhаnnеs/ httрs://www.аbtір.ru/аrtісlеs/аrtісlе-03.рhр
httрs://luxe-рress.ru/equірment-teсhnologіes/tsіfrovаjа-рeсhаtnаjа-mаshіnа-konіса-mіnoltа-bіzhub-рro-105112001200р.html
Rеfеrеnсеs
Andrejchuk Ju. (1998). Kel’tskie ornamenty. Tipologija, jelementy, shrifty. [Celtic ornaments. Typology, Elements, Fonts]. М.
1988.
Balalar jenciklopedijasy (2011) / kurast. B.O. Zhakyp [Children’s encyclopedia]. – Almaty: «Qazaq jenciklopedijasy» baspasy.
– 264 b.
Knabe G.A. (2006). Jenciklopedija dizajnera pechatnoj produkcii. Professional’naja rabota [Encyclopedia of the designer of printed materials. Professional work]. – M: Izdatel’skij dom “Vil’jams”.
Knabe G.A. (2007). Operativnaja poligrafija. Organizacija biznesa i jeffektivnoe upravlenie cifrovoj mini-tipografiej [Operational printing. Business organization and effective management of digital mini-printing]. – M.: «Vil’jams». – S. 240.
Kozlova E.B. (2008). Istorija pechatnyh sredstv informacii: ucheb. Posobie [The history of print media: textbook. allowance].
– M.: MGUP,– 202 s.
Nemirovskij E.L. (2000). Izobretenie Ioganna Gutenberga. Iz istorii knigopechatanija. Tehnicheskie aspekty [The invention of Johannes Gutenberg. From the history of typography. Technical aspects]. – M.
Nemirovskij E.L. (1989). Iogann Gutenberg. Okolo 1399–1468 [Johannes Gutenberg. Around 1399-1468] / otv. red. A.S. Myl’nikov. – M.: Nauka. – 320 e., il. (Nauchno-biograficheskaja literatura).
Nemirovskij E.L. (2000). Izobretenie Gutenberga [Gutenberg’s invention]. – M.: Nauka. – S. 73–79.
Rozeta Mus, Ojana Jerrera i dr. (2013). Upravlenie proektom v sfere graficheskogo dizajna = A Grarhіs Desіgn Rrojest from
ISSN 1563-0242, еISSN 2617-7978 Хабаршы. Журналистика сериясы. №1 (55) 2020 https://bulletin-journalism.kaznu.kz
Start to Fіnіsh [Project Management in the Field of Graphic Design = A Grhіс Desіgn Рrojeсt from Standard to Fіnіsh]. – M.: Al’pina Pablisher, 2013. – 220 s.
Shtoljakov V. (2013). MGUP im. Ivana Fedorova [MGUP them. Ivan Fedorov] // Komp’juArt 8’2013.
Varbanec N.V. (1980). Johann Gutenberg i nachalo knigopechatanija v Evrope: monografija [Johannes Gutenberg and the beginning of typography in Europe: a monograph]. – M.: Izd-vo «Kniga». – 306 s.
Vermeer L. (2016). The Сomрlete Canadien Book Editor. – Canada. – 392 p.
Internet Resource:
httр://www.gutеnbеrg.dе/еrfіndung/іndеx.рhр httрs://wоrks.dоklаd.ru/vіеw/0DuRАVz8mlU.html httрs://www.рrоzа.ru/2012/01/08/475 httр://lоvеrеаd.ес/rеаd_bооk.рhр?іd=69294&р=1 httрs://www.tyроlеxіkоn.dе/gutеnbеrg-jоhаnnеs/ httрs://www.аbtір.ru/аrtісlеs/аrtісlе-03.рhр
httрs://luxe-рress.ru/equірment-teсhnologіes/tsіfrovаjа-рeсhаtnаjа-mаshіnа-konіса-mіnoltа-bіzhub-рro-105112001200р.html