Динамика журналистского образования в региональных казахстанских вузах: на основе данных 2015-2018 гг.

Авторы

  • Озер Я.
  • Саудбаев М.

DOI:

https://doi.org/10.26577/HJ.2020.v56.i2.03

Ключевые слова:

журналистика, журналистское образование, региональная журналистика, проблемы обучения журналистике.

Аннотация

Новое тысячелетие привело к значительным изменениям в журналистике и журналистском образовании, что затронуло не только журналистику, но и почти все области социальных наук. Основная причина – технологический прогресс, произошедший за последние 20 лет. С переходом от аналогового к цифровому вещанию старомодная практика журналистики была разрушена. Поскольку общество живет в цифровом мире, журналистское образование должно развиваться в соответствии с техническими достижениями и готовить специалистов для будущего. Это можно осуществить только в результате совместных усилий преподавателей, студентов и журналистов. И этот результат напрямую связан с образовательными программами образовательных учреждений. Поэтому изучение предметов в учебных планах, их целей обучения (learningobjectives) и результатов обучения (learningoutcomes) является актуальным. Многие зарубежные и отечественные ученые провели ряд исследований в этой области. Предыдущие исследования проводились путем анкетирования студентов, преподавателей и журналистов-практиков или сравнения отечественных программ журналистского образования с зарубежными. Некоторые исследования так же были посвящены журналистике и журналистскому образованию с политологической точки зрения.

Цели исследования: изучение и определение динамики развития модульных учебных программ высших учебных заведений, т.е. 4-летней учебной программы; проведение углубленных интервью с четырьмя преподавателями, которые внесли свой вклад в создание и становление региональных школ журналистики, а также с выпускниками четырех выбранных высших учебных заведений; исследование образовательных программ и приложений к диплому с помощью метода кодирования предметов. результате можно отметить следующие показатели: определена динамика и изменения в развитии программ журналистского образования в региональных университетах; есть основания говорить, что они развиваются в соответствии с требованиями времени, потребностями рынка труда и внутренней политикой государства; в региональных вузах вдали от центральных городов ощущается нехватка специалистов по преподаванию профессиональных дисциплин и, соответственно, единообразие содержания и контента остальных предметов.

Это исследование может быть использовано факультетами и департаментами, преподающими журналистику, при разработке своих собственных программ, выявлении разрывов между практической и теоретической журналистикой, а также при содействии фундаментальным исследованиям в области журналистского образования.

Библиографические ссылки

Бaрлыбaевa С. (2019) Современное медиaобрaзовaние в Кaзaхстaне // Вестник КазНУ. Серия Журналистики, 3 (53), 55-62.

Gaunt P., (1992) Making the newsmakers: International handbook on journalism training. Westport, CT: Greenwood Press.

Deuze, M. (2006). Global journalism education: A conceptual approach. Journalism Studies, 7(1), 19–34. doi:10.1080/14616700500450293

Josephi B., (2009) Journalism Education. In K. Wahl-Jorgenson & T. Hanitzsch (Eds.), The handbook of journalism studies (pp.

88–101). London: Routledge.

Nemecek M., Ketterer S., Ibrayeva G., & Los S. (2011). Journalism Education and Professional Training in Kazakhstan: From

the Soviet Era to Independence. In E Freedman & R. Shafer (Eds), After the Czars and Commissars: Journalism in Authoritarian

Post-Soviet Central Asia ((pp. 217-232). East Lansing, MI: Michigan State University Press

Ниязгулова A.А (2012) Модель казахстанского медиаобразования // Вестник КазНУ. Серия журналистики, 1 (31), 68-75. Hannis G., (2017) Journalism Education in New Zealand: Its History, Current Challenges and Possible Futures

Schudson, M., & Anderson, C. (2009) Objectivity, professionalism, and truth seeking in journalism. In K. Wahl-Jorgenson & T.

Hanitzsch (Eds.), The handbook of journalism studies (pp. 88–101). London: Routledge.

Zaripova G., Kurambayev B. (2019) How the journalism community in Kazakhstan views journalism education // Вестник КазНУ. Серия Журналистики, 3 (53), 83-90.
Электронды ресурс:

Әділет заң, Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан, Об утверждении типовых учебных планов по специальностям высшего и послевузовского образования // http://adilet.zan.kz/rus/docs/ V1300008636#z10

Әл-Фараби атындағы Қазақ ұлттық университеті, журналистика факультеті (20 қаңтар, 2020) Қараңыз: https://www. kaznu.kz/kz/257

Brown M., Ibrayeva G., Why Study Journalism: Motivation of Future Kazakh Journalists Vol 1 No 1 (2019): Central Asian Journal of Social Sciences and Humanities (2 қараша, 2019) Қараңыз: https://jhumansoc-sc.kaznu.kz/index.php/1-eurasian/article/ view/188

Информационный портал 365info.kz. Журналистика Казахстана доказывает: наше общество не готово к свободе слова

(20 қаңтар, 2018) Қараңыз: https://365info.kz/2015/01/zhurnalistika-kazaxstana-dokazyvaet-nashe-obshhestvo-ne-gotovo-k-svo-bode-slova

Hannis G., (2017) Journalism Education in New Zealand: Its History, Current Challenges and Possible Futures (2 қараша, 2019)

Қараңыз: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/1326365X17728823

References

Barlybayeva S. (2019) Sovremennoye mediaobrozazovyye v Kazakhstane. [Modern media education in Kazakhstan] Seriya Zhurnalistiki, vol. 3. no 53, pp. 55-62.

Gaunt P. (1992) Making the newsmakers: International handbook on journalism training. Westport, CT: Greenwood Press.

Deuze, M. (2006). Global journalism education: A conceptual approach. Journalism Studies, 7(1), 19–34. doi:10.1080/14616700500450293

Josephi B. (2009) Journalism Education. In K. Wahl-Jorgenson & T. Hanitzsch (Eds.), The handbook of journalism studies (pp.

88–101). London: Routledge.

Nemecek, M.; Ketterer, S., Ibrayeva, G., & Los, S. (2011). Journalism Education and Professional Training in Kazakhstan: From

the Soviet Era to Independence. In E Freedman & R. Shafer (Eds), After the Czars and Commissars: Journalism in Authoritarian

Post-Soviet Central Asia ((pp. 217-232). East Lansing, MI: Michigan State University Press

Niyazgulova A.A (2012) Model’ kazakhstanskogo mediaobrazovaniya. [Model of Kazakhstani media education]. Vestnik Ka-zNU. Seriya zhurnalistiki, vol. 1. no. 31, pp. 68-75.

Hannis G. (2017) Journalism Education in New Zealand: Its History, Current Challenges and Possible Futures

Schudson, M., & Anderson, C. (2009) Objectivity, professionalism, and truth seeking in journalism. In K. Wahl-Jorgenson & T.

Hanitzsch (Eds.), The handbook of journalism studies (pp. 88–101). London: Routledge.

Zaripova G., Kurambayev B. (2019) How the journalism community in Kazakhstan views journalism education. Seriya zhur-nalistiki, vol. 3, no. 53, pp. 83-90.

Electronic resource:

Adilet zan, Informatsionno-pravovaya sistema normativnykh pravovykh aktov Respubliki Kazakhstan, Ob utverzhdenii tipovykh uchebnykh planov po spetsial’nostyam vysshego i poslevuzovskogo obrazovaniya (20 qañtar, 2020): // http://adilet.zan.kz/ rus/docs/V1300008636#z10

Äl-Farabï atındağı Qazaq ulttıq wnïversïteti, jwrnalïstïka fakwlteti (20 qañtar, 2020): https://www.kaznu.kz/kz/257

Brown M., Ibrayeva G., Why Study Journalism: Motivation of Future Kazakh Journalists Vol 1 No 1 (2019): Central Asian Journal of Social Sciences and Humanities (2 қараша, 2019) Қараңыз: https://jhumansoc-sc.kaznu.kz/index.php/1-eurasian/article/ view/188

Informatsionnyy portal 365info.kz. Zhurnalistika Kazakhstana dokazyvayet: nashe obshchestvo ne gotovo k svobode slova (20 maya, 2018) https://365info.kz/2015/01/zhurnalistika-kazaxstana-dokazyvaet-nashe-obshhestvo-ne-gotovo-k-svobode-slova

Hannis G., (2017) Journalism Education in New Zealand: Its History, Current Challenges and Possible Futures (2 қараша, 2019)

Қараңыз: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/1326365X17728823

Загрузки

Опубликован

2020-05-29

Выпуск

Раздел

Журналистика: Общество. История. Политика. Закон. Экономика.