Жанровые особенности спортивной журналистики
DOI:
https://doi.org/10.26577/HJ.2020.v57.i3.02Ключевые слова:
спорт, журналистика, жанр, комментатор, трансформация, сфера, общество.Аннотация
В научной статье изучены этапы и история формирования теории отраслевой журналистики и ее актуальной части – спортивной журналистики. Мировой опыт исследования спортивной коммуникации, информационной поддержки спорта, изучение факторов трансформации жанров широко представлены в зарубежных источниках, также вызывают несомненный интерес в странах, сравнительно недавно обретших свою политическую и информационную независимость. Авторы исследования ставили перед собой ряд целеполаганий выявить и описать недостатки теоретической базы исследований по проблемам освещения в СМИ вопросов физической культуры и спорта, истории этого процесса; обобщить и описать опыт отечественной спортивной журналистики, выделить тенденции развития спортивной журналистики; рассмотреть концепцию физической культуры и спорта как важнейшей части культуры, аспекты освещения данной сферы в спортивных медиа Казахстана; определить роль спортивной журналистики Казахстана, а также место в международном информационном пространстве, особенности проявления основных
тенденций спортивной журналистики на национальном уровне.
Научной новизной статьи является постановка вопроса в контексте сравнительно- исторического и структурно-функционального анализа развития информационной сферы, информационного пространства в Казахстане, а также трансформация жанров, что определяет новизну научного исследования.
Ценность проведенного исследования состоит в изучении жанровой палитры спортивной журналистики, в контексте каждой фактуры позволяет сделать вывод о смене направленности СМИ от информационных жанров к аналитическим, а также о фокусировании Интернет-изданий на характере материалов.
Основными результатами исследования можно считать описание развития спортивной журналистики в Казахстане, которое происходило в прямой зависимости от развития материально-технической базы спорта в стране, развития спортивного движения, влияния со стороны государства и общества. Авторы рассматривают спортивную информацию в качестве особого феномена социокультурной и информационной деятельности, в теоретическом и практическом аспектах, а также исследуют, как тема спорта представлена в различных типах СМИ. Анализируется типология спортивных СМИ, объясняется специфика работы спортивного журналиста в современных условиях.
Библиографические ссылки
2007.
2. Andrews D. L. Sport ‒ Commerce ‒ Culture: Essays on Sport in Late Capitalist America.‒ New York, 2006. P. 58
3. Barmankulov M. (1974) Zhanry pechati, padioveshchaniya i televideniya [Genres of printing, broadcasting and television].
‒ Almaty: KazNU, 1974. ‒ p.128
4. Bakhtin M. (1963) Problemy poetiki Dostoyevskogo [Problems of poetics Dostoevsky]. ‒ Moscow, 1963
5. Eitzen, S. (2000), Social Control and Sport], in J. Coakely and E. Dunning, eds, Handbook of Sport Studies, London: Sage. ‒
2000
6. Fedin K. (1978) Sbornik sochinenii [Collection of essays]. Volume 1. ‒ Moscow, 1978.
7. Hillyard, D. (1994), Televised Sport and the (Anti)Sociological Imagination, Journal of Sport and Social Issues, p. 88-99.8. Jarvie G., and Maguire J. (1994), Sport and Leisure in Social Thought, London: Routledge. ‒ 1994
9. Karaulov Yu.N. (1989) Russkaya yazykovaya lichnost’ i zadachi yeye izucheniya [Russian language personality and the tasks of studying it]. ‒ Moscow, 1989 g. – p. 14
10. Kuzmin M.T., Maltseva N.L. (1971) Istoriya zarubezhnogo iskusstva [History of foreign art]. Prod. Art, ‒ Moscow, 1971. ‒ p. 472
11. Lanfranchy P., Eisenberg K., Mason T., (2005) Val A. FIFA 100 let. Vek futbola [FIFA 100 years. The Age of Football]/Per. from English N. Grinzer. ‒ Moscow, 2005
12. Law of the Republic of Kazakhstan “On Mass Media” (1999) http://adilet.zan.kz/kaz/docs/Z990000451 Law of the Repub- lic of Kazakhstan of July 23, 1999.-N 451.
13. Likhachev D.S. (1967) Poetika drevnepusskiy literatury [Poetics of ancient Russian literature]. ‒ L.: 1967.
14. Makharadze K. (2001) Reporting without a microphone. Olma-Press, 2001. ‒ 320 p.
15. McDonald, M. G., and Andrews, D. L. (2001), Michael Jordan: Corporate Sport and Post-modern Celebrityhood, in D. L. An- drews and S. J. Jackson, eds, Sport Stars: The Cultural Politics of Sporting Celebrity, London: Routledge.16. Padwe, S. (1989), Drugs in Sports: Symptoms of a Deeper Malaise, in D. S. Eitzen, ed., Sport in Contemporary Society, New York: St Martin’s Press. ‒ 1989
17. Randall D. (1998) Universal’nyy zhurnalist [Universal Journalist]. ‒ St. Petersburg, 1998.
18. Rosenthal B. Sports journalism an introduction to reporting and writing. Plymouth, 2010. P. 11-26
19. Shyndalieva M. (2012) Formy i funktsii zhanrov zhurnalistiki [Forms and functions of the genres of journalism]. Textbook.
‒ Astana, 2012
20. Tulenkov D.A. (2005) Lev Kassil’ i sovetskaya sportivnaya publitsistika 1920 ‒ 30-kh godov [Lev Kassil and Soviet sports journalism of the 1920-30s: кандидаттық dissertation]. ‒ Saratov, 2005. ‒ p.17
21. Voytik E.A. (2011) Sportivnaya informatsiya kak ponyatiye i yeye rol’ v mass-media [Sports information as a concept and its role in the media]. Bulletin of Chelyabinsk State University, philology series. ‒ 2011. No. 20 (235). p. 56-62
22. Yesim G. (2008) My ‒ lyudi XX veka, zhivushchiye v XXI veke [We are people of the XX century living in the XXI cen- tury]. Aikyn newspaper ‒ June 7, 2008. interview with A.Mamai
23. Whannel, G. (2002), Media Sport Stars: Masculinities and Moralities. ‒ London: Routledge., p. 21524. Wiener N. Kibernetika i obshchestvo [Cybernetics and Society]. ‒ Moscow, 1958. p. 31.