Использование имен писателей и литературных образов в медиатекстах (на примере мировой и российской рекламы)

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/HJ.2021.v61.i3.02

Аннотация

В статье обсуждается понимание использования имен знаменитых писателей и литературных образов и цитат, которые помогают построить образы в рекламной индустрии. Как известно, классическая литература зачастую ассоциируется у среднестатистического потребителя с высоким качеством. Статья включает в себя изучение мотивов и приемов, посредством которых рекламисты обращаются к литературным образам, сюжетам, героям. Методологической основой статьи можно определить как культурологическую, так как рекламная деятельность рассматривается как часть национальной культуры, а также сравнительно-сопоставительная методология, которая дает шанс рассмотреть явление рекламы в аспекте компаративного анализа литературы, журналистики и в общем средств массовой информации. Использование произведений литературы и искусства в качестве инструмента современной рекламы – это, в первую очередь, взаимодействие, интеракцию литературы, журналистики и рекламы. Употребление аллюзии, реминисценции дает возможность широкому кругу носителей языка, услышав или увидев символические понятия (знакомые строки, образы и мотивы, цитаты из произведений литературы), выстроить ассоциативный ряд, проявить интерес к рекламе, реагировать на неё – процесс продвижения товаров и услуг осуществляется с помощью воздействия убеждением с опорой на знакомые и значимые литературные образы и мотивы. Реклама транслирует ценности, которые, можно сказать, ожидают потребители, пользуясь символическими (в том числе и литературными) мотивами и создает полноценные бренды-символы потребительского общества. Конечно, случается так, что символы становятся заложниками рекламной идеи и трансформируются. Поэтому анализ рекламы с точки зрения культурологии необходим, так как перед современной рекламой встает задача грамотно и продуктивно использовать способ символизации.   Цель данной статьи – отобразить актуальность использования литературных образов и мотивов, в digital-коммуникационной стратегии рекламы.

Ключевые слова: журналистика и реклама, классическая литература, литературный сюжет, мотив, цитаты, реклама.

Биография автора

K. N. Galay, Российский университет дружбы народов, Москва, Россия

В статье обсуждается понимание использования имен знаменитых писателей и литературных образов и цитат, которые помогают построить образы в рекламной индустрии. Как известно, классическая литература зачастую ассоциируется у среднестатистического потребителя с высоким качеством. Статья включает в себя изучение мотивов и приемов, посредством которых рекламисты обращаются к литературным образам, сюжетам, героям. Методологической основой статьи можно определить как культурологическую, так как рекламная деятельность рассматривается как часть национальной культуры, а также сравнительно-сопоставительная методология, которая дает шанс рассмотреть явление рекламы в аспекте компаративного анализа литературы, журналистики и в общем средств массовой информации. Использование произведений литературы и искусства в качестве инструмента современной рекламы – это, в первую очередь, взаимодействие, интеракцию литературы, журналистики и рекламы. Употребление аллюзии, реминисценции дает возможность широкому кругу носителей языка, услышав или увидев символические понятия (знакомые строки, образы и мотивы, цитаты из произведений литературы), выстроить ассоциативный ряд, проявить интерес к рекламе, реагировать на неё – процесс продвижения товаров и услуг осуществляется с помощью воздействия убеждением с опорой на знакомые и значимые литературные образы и мотивы. Реклама транслирует ценности, которые, можно сказать, ожидают потребители, пользуясь символическими (в том числе и литературными) мотивами и создает полноценные бренды-символы потребительского общества. Конечно, случается так, что символы становятся заложниками рекламной идеи и трансформируются. Поэтому анализ рекламы с точки зрения культурологии необходим, так как перед современной рекламой встает задача грамотно и продуктивно использовать способ символизации.   Цель данной статьи – отобразить актуальность использования литературных образов и мотивов, в digital-коммуникационной стратегии рекламы.

Ключевые слова: журналистика и реклама, классическая литература, литературный сюжет, мотив, цитаты, реклама.

Библиографические ссылки

1. Дьякова Т.А. К вопросу об эстетике рекламы // Реклама и искусство: Сборник научных трудов. В 2-х т./ [под ред. Т.А. Дьяковой]. – Воронеж : Факультет журналистики ВГУ, 2011.
2. Костина А.В. Основы рекламы. Москва, 2006, с. 38
3. Кохтев Н.Н. Реклама: искусство слова. Рекомендации для составителей рекламных текстов. М.: Изд-во МГУ, 1997. - 96 с.
4. Литературный процесс и русская журналистика конца XIX - начала XX века. (1890-1904). Социал-демократические и общедемократические издания. М., 1981. С. 4-5. – Т.1. – 172 с.
5. Маршалл Маклюэн. Понимание СМИ. Внешние расширения человека. URL: https://designopendata.files.wordpress.com/2014/05/understanding-media-mcluhan.pdf. (дата обращения: 26.09.2021).
6. Олешко В. Ф. Журналистика как творчество // Учебное пособие для курсов «Основы журналистики» и «Основы творческой деятельности журналиста». М.: РИП-холдинг, 2003. http://evartist.narod.ru/text8/26.htm (дата обращения: 26.09.2021).
7. Управленческое исследование индустрии размещения продуктов. Превью: Рассел, Кристель Антония; Белч, Майкл. Журнал рекламных исследований, март 2005 г., Vol. 45 Выпуск 1.
8. Хализев В.Е. Теория литературы, с. 127-128. URL: https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%A5/halizev-v-e/teoriya-literaturi (дата обращения: 26.09.2021).
9. Цвик В.Л. Реклама как вид журналистики // Учебное пособие. Институт современного искусства. М., 2001 URL: http://evartist.narod.ru/text16/001.htm#%D0%B7_09 (дата обращения: 26.09.2021).

Reference
1. Dyakova T. A. K voprosu ob estetike reklamy // Reklama i iskusstvo: Sbornik nauchnyh trudov [On the question of the aesthetics of advertising / / Advertising and art: Collection of scientific papers]. V 2-h t./ [pod red. T.A. D'yakovoj]. – Voronezh : Fakul'tet zhurnalistiki VGU, 2011.
2. Kostina A.V. Osnovy reklamy [Fundamentals of Advertising]. Moscow, 2006, p. 38
3. Kohtev N.N. Reklama: iskusstvo slova. Rekomendacii dlya sostavitelej reklamnyh tekstov. [Advertising: art of words. Recommendations for compilers of advertising texts]. M.: Izd-vo MGU, 1997. - 96 p.
4. Literaturnyj process i russkaya zhurnalistika konca XIX - nachala XX veka. (1890-1904). Social-demokraticheskie i obshchedemokraticheskie izdaniya [Literary process and Russian journalism of the late XIX - early XX century. (1890-1904). Social-democratic and general democratic publications]. M., 1981. P. 4-5.
5. Marshall McLuhan. Understanding Media. The Outer Extensions of Man. Retrieved 30 june 2021 from https://designopendata.files.wordpress.com/2014/05/understanding-media-mcluhan.pdf
6. Oleshko V. F. ZHurnalistika kak tvorchestvo // Uchebnoe posobie dlya kursov «Osnovy zhurnalistiki» i «Osnovy tvorcheskoj deyatel'nosti zhurnalista». [Journalism as creativity / Textbook for courses "Fundamentals of Journalism" and "Fundamentals of Creative Activity of journalist"]. M.: RIP-holding, 2003. http://evartist.narod.ru/text8/26.htm (retrieved 2021-09-26).
7. A Managerial Investigation into the Product Placement Industry. Preview By: Russell, Cristel Antonia; Belch, Michael. Journal of Advertising Research, March 2005, Vol. 45 Issue 1.
8. Khalizev V.E. Teoriya literatury [Theory of literature], pp. 127-128. Retrieved 30 june 2021 from https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%A5/halizev-v-e/teoriya-literaturi
9. Cvik V.L. Reklama kak vid zhurnalistiki // Uchebnoe posobie. Institut sovremennogo iskusstva [Advertising as a kind of journalism / Textbook. Institute of Contemporary] Art. M., 2001 URL: http://evartist.narod.ru/text16/001.htm#%D0%B7_09 (retrieved 2021-09-26).

Загрузки

Опубликован

2021-09-28

Выпуск

Раздел

Журналистика: Общество. История. Политика. Закон. Экономика.