Медиатекст как категория нового информационного пространства

Авторы

  • T. V. Shevyakova д.ф.н., Dr. habil., профессор, Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана, Казахстан, Алматы, http://orcid.org/0000-0002-0944-6784

DOI:

https://doi.org/10.26577/HJ.2021.v62.i4.03
        126 92

Аннотация

Современное информационное пространство характеризуется практически бесконечным разнообразием представленных в нем материалов. Развитие информационных технологий обусловило появление новых способов и форматов подачи информации в сфере массовой коммуникации. Цель данной статьи - осуществить комплексный анализ медиатекста как категории нового информационного пространства; рассмотреть его основные структурные элементы, категориальные характеристики и параметры.  Методологической базой для исследования стал аналитико-синтетический метод. В качестве дополнительных методов использовались: сравнительно-сопоставительный и индуктивно-дедуктивный методы, синтез, обобщение, интерпретация, анализ научной литературы, публицистических и научных статей, а также   контент-анализ и элементы метаанализа. Проведенное исследование позволяет прийти к выводу, что именно категория медиатекста дает возможность объединить самые разнообразные виды продукции средств массовой информации и коммуникации. Анализ основных характеристик различных типов медиатекстов показал, что категория медиатекста в новом информационном пространстве включает в себя не только тексты традиционных (старых) медиа, но и тексты новых медиа во всем их многообразии, в том числе интернет-тексты и тексты мобильной телефонии. Ценность проведенного исследования заключается в том, что его результаты позволили включать медиатекст в разные медийные структуры и, соответственно, рассматривать его как универсальную, конвергентную категорию, которая является неотъемлемой частью массово-коммуникационной деятельности, дает возможность использовать этот текст в разных медийных обстоятельствах, что, в конечном счете, способствует формированию нового информационного пространства. Практическое значение исследования состоит в том, что его материалы и результаты могут быть использованы в процессе преподавания специальных профессиональных дисциплин по журналистике и массовой коммуникации в вузах, а также в практической деятельности журналистов, и прежде всего, работающих в интернет-журналистике, мобильной телефонии, журналистике мнений, гражданской журналистике.

Ключевые слова: медиатекст, интернет-текст, мобильный медиатекст, параметры медиатекста, информационное пространство, массовая коммуникация.

Библиографические ссылки

Bell, A. (1996) Approaches to Media Discourse. London: Blackwell.
Bell, A. (1991) The Language of News Media. Oxford: Blackwell.
Dijk, Teun A. van (1989) Yazyk. Poznanie. Kommunikatsiya. Language. Cognition. Communication. Moscow: Progress.
Dijk, Teun A. van (1988) News Analysis: Case Studies of international and National News in the Press (Routledge Communication Series). New York, London.
Dobrosklonskaya, T.G. (2008) Yazyk sredstv massovoi informatsii Language of the media. Moscow: KDU, 30, 31.
Fairclough, N. (1989) Language and Power. London: Longman.
Fairclough, N. (1995) Media Discourse. London: Edward Arnold.
Fowler, R. (1991) Language in the News: Discourse and Ideology in the Press. London: Routledge.
Gilyarevskiy, R.S. (2005) Text as an element of information technology (In Russian). Vestnik Moskovskogo Universiteta. Serija 10. Zhurnalistika. No. 2.
Kostomarov, V.G. (2005) Nash yazyk v deystvii. Ocherki sovremnnoi russkoi stilistiki. Our language in action. Essays on modern Russian stylistics. Moscow: Gardariki, 80.
Kuzmina, N.A. (2011) Sovremennyi mediatekst: uchebnoe posobie Modern media text: a tutorial. Omsk, 2011.
Montogmery, M. (1990) Meanings and the Media: Studies in the discourse analysis of media texts. University of Strathclyde
Montgomery, M. (1992) Introduction to Language and Society. OUP.
Montgomery, M. (1996) The Media. British Council
Oleshko, V.F. (2003) Zhurnalistika kak tvorchestvo Journalism as creativity. Moscow: RIP-holding, 11.
Slavkin, V.V. (2005) Zhurnalistskiy tekst v dinamicheskom aspekte Journalistic text in a dynamic aspect. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Serija 10. Zhurnalistika. No. 2, 16-20
Slavkin, V.V. (2014) Kultura sozdayniya media tekstov The culture of media texts creating // Media Trendy. No. 6 (48). November 28, 2014.
Zasurskiy, Ya.N. (2007) Media tekst v kontekste konverevtsii Media text in the context of convergence // Yazyk sovremennoy zhyrnalistiki. Sbornik statey. Moscow: Flinta, Nauka, 10.

Electronic resources:

“Aikyn” newspaper (25.10.2021). Retrieved from: https://aikyn.kz/
“Amaty Akshamy” newspaper (25.10.2021). Retrieved from: https://almaty-akshamy.kz/
BBC news / facebook (06.10.2021). Retrieved from: https://www.facebook.com/bbcnews/
BBC News Night (06.10.2021). Retrieved from: BBC Newsnight https://bbc.in/3uQULGM
“China Daily” newspaper (14.09.2021). Retrieved from: https://www.chinadailyasia.com/
“Dagens Nyheter” newspaper (08.10.2021). Retrieved from: https://www.dn.se/debatt/lar-unga-om-antisemitismens-betydelse-for-forintelsen/?fbclid=IwAR1rdgiuR9HQO6R4jrDh-pIOuvWJZONJ8U3DoEaQF8mSbfvqI8mv9OpfDDI
“Delovoy Kazakhstan" newspaper (25.10.2021). Retrieved from: https://dknews.kz/
“Egemen Qazaqstan” newspaper (25.10.2021). Retrieved from: https://egemen.kz/
“Express K” newspaper (25.10.2021). Retrieved from: https://exk.kz/
“Kapital.kz” (25.10.2021). Retrieved from: https://kapital.kz/
“Kazakhstanskaya Pravda” newspaper (25.10.2021). Retrieved from: https://www.kazpravda.kz/
"Kolyosa" (25.10.2021). Retrieved from: https://kolesa.kz/
"Krysha" (25.10.2021). Retrieved from: https://krisha.kz/
“Liter” newspaper (25.10.2021). Retrieved from: https://liter.kz/
NUR.kz (26.10.2021). Retrieved from: https://www.nur.kz/politics/universe/1938917-video- vizita-tokaeva-v-turkmenistan-opublikovala-press-sluzhba-prezidenta/
“The Times of India” newspaper (14.09.2021). Retrieved from: https://epaper.timesgroup.com/TOI/TimesOfIndia/index.html?a=c#
Vasenina, I.V. (2018) Tehnokogii analiza dokuentov v sotsiogicheskom issledovanii: uchebnoe posobie, elektronnoe izdanie setevogo rasprostraneiya Document analysis technologies in sociological research: a tutorial, electronic publication of network distribution. M.: ”KDU”, “Dobrosvet”, 2018. Retrieved from: https://bookonlime.ru/lecture/tema-6-metodologiya-metodika-i-tehnika-kontent-analiza
“Vecherniy Almaty” newspaper (25.10.2021). Retrieved from: https://vecher.kz/
“Vremya” newspaper (25.10.2021). Retrieved from: https://time.kz/

Загрузки

Как цитировать

Shevyakova, T. V. (2021). Медиатекст как категория нового информационного пространства. Серия Журналистики, 62(4), 25–32. https://doi.org/10.26577/HJ.2021.v62.i4.03

Выпуск

Раздел

Журналистика: Общество. История. Политика. Закон. Экономика.