Медиатексты, созданные искусственным интеллектом и человеком: результаты эксперимента

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/HJ.2022.v64.i2.08
        570 349

Аннотация

Многиежурналистыиэкспертыобеспокоенытем,какширокоераспространениеискусственного интеллекта (ИИ) может повлиять на мир информации. Неизбежные изменения коснутся как самих журналистов, так и аудиторий. В Казахстане уже внедрен ряд проектов по использованию ИИ, однако они не затрагивают сферу журналистики. Тексты, созданные машинами, все еще нетипичны для отечественного медиасектора. Чтобы понять, как казахстанские потребители информации относятся к подобным текстам, мы провели эксперимент, базирующийся на электронном опроснике (основной метод исследования). Ранее в отечественной научной литературе не было зафиксировано данных о том, способны ли рядовые казахстанцы отличить текст, написанный ИИ, от текста, написанного реальным журналистом. Этот исследовательский вопрос и лег в основу нашего эксперимента. Цель исследования – определить качества журналистского текста, которые позволяют отличить его от роботизированного текста. Научная значимость обусловлена актуальностью темы, междисциплинарным направлением работы. Практическая значимость заключается в возможности использовать данные в нескольких научных областях. Результаты свидетельствуют, что большинство медиа-потребителей (135 участников из 153) смогли различить два текста и определить, какой из них написан роботом. Кроме того, согласно полученным ответам, казахстанская аудитория не готова к появлению в СМИ ИИ-текстов, считает их некачественными, непонятными, логически несвязанными и, в принципе, респонденты отдают предпочтение тексту, написанному человеком – профессиональным журналистом. Скорее всего, эта тенденция сохранится в ближайшие несколько лет. Данная работа вносит вклад в решение проблемы использования ИИ в медиасфере.

Ключевые слова: журналистика, искусственный интеллект (ИИ), медиатекст, СМИ, робо-

журналистика.

Библиографические ссылки

1. Barbara, G. Facts, fakes, figures: artificial intelligence and journalism//Goethe Institute. Retrieved from https://www.goethe.de/prj/one/ru/lin/22042768.html.
2. Check J., Schutt R. K. (2012) Survey research. In: J. Check, R. K. Schutt., editors. Research methods in education. Thousand Oaks, CA: Sage Publications. - 2012. - Pp. 159–185.
3. Dierickx, L. (06.04.2021). Artificial intelligence and journalism: a race with machines// EqualTimes. Retrieved from https://www.equaltimes.org/artificial-intelligence- and?lang=en#.YW5yDRpBw2w.
4. Dillman D. A., Smyth J. D., Christian L. M. (2014) Internet, phone, mail, and mixed-mode surveys: The tailored design method. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons, Inc. - 2014.
5. Economist (23.12.2017). How soon will computers replace The Economist's writers?// The Economist. Retrieved from https://www.economist.com/science-and-technology/2017/12/19/how-soon-will- computers-replace-the-economists-writers.
6. Galily, Ya. (2018). Artificial intelligence and sports journalism: Is it a sweeping change? //Technology in Society. 10.1016/j.techsoc.2018.03.001.
7. Keefe, J., Zhou, Y., Merill, J. (12.05.2021). The present and potential of AI in journalism// Knight Foundation. Retrieved from https://knightfoundation.org/articles/the-present-and- potential-of-ai-in-journalism/.
8. McCarthy, I., Kunova, M. (26.05. 2021). How artificial intelligence can help solve journalism’s problems// Journalism.co. Retrieved from https://www.journalism.co.uk/news/how- artificial-intelligence-can-help-solve-journalism-s-problems-/s2/a825693/.
9. Overchenko, M. (21.12.2017). The Economist publishes an AI-written article on technology// Vedomosty. Retrieved from https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2017/12/21/746085- economist-iskusstvennii-intellekt-napisat-statyu.
10. Sarsenova, M. (5.02.2021). National cluster of artificial intelligence will appear in Kazakhstan// Kapital. Retrieved from https://kapital.kz/tehnology/93211/natsional-nyy-klaster- iskusstvennogo-intellekta-poyavit-sya-v-kazakhstane.html.
11. Trocenko, P. (9.04.2021). Вячеслав Половинко: «У казахстанской журналистики нет задачи поменять мир, есть задача выжить» [Vyacheslav Polovinko: "Kazakh journalism has no task to change the world, there is a task to survive"]// Radio Azattyq. Retrieved from https://rus.azattyq.org/a/kazakhstan-dialogi-polovinko-interview/31193579.html.
12. van Dalen, A. (2012). The algorithms behind the headlines//Journalism Practice, 6:5-6. – 2012. – Pp. 648-658. DOI: 10.1080/17512786.2012.667268.
13. Weiss M. (2019). Deepfake bot submissions to federal public comment websites cannot be distinguished from human submissions//Technology Science. - 121(801). - 2019. Retrieved from https://techscience.org/a/2019121801/.
14. Wu, S., Tandoc, E. C. & Salmon, C. T. (2019). When journalism and automation intersect: assessing the influence of the technological field on contemporary newsrooms. Journalism Practice, 13(10), 1238-1254. https://dx.doi.org/10.1080/17512786.2019.1585198.
15. X media (22.06.2021). Experts have compared the human brain and artificial intelligence// X-media.
Retrieved from https://www.iksmedia.ru/news/5844239-Eksperty-sravnili-chelovecheskij.html.

Загрузки

Как цитировать

Ayapova, S. M., & Skripnikova, A. I. (2022). Медиатексты, созданные искусственным интеллектом и человеком: результаты эксперимента. Серия Журналистики, 64(2), 78–84. https://doi.org/10.26577/HJ.2022.v64.i2.08