Этические и правовые нормы на службе информационных агентств

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/HJ.2022.v65.i3.01

Аннотация

Этические нормы и практика работы информационных агентств до сих пор не получили должного внимания ученых. С научных позиций необходимо проводить исследования в этом направлении, в соответствии с новыми условиями работы информагентств, обращать внимание на этические принципы. Определение выражения правовых норм и этических правил в информационных агентствах является одной из важных тем в казахстанской журналистике.

Основной целью статьи является научное изучение некоторых вопросов журналистской этики в информационных агентствах, анализ различных кодексов с целью повышения правовой грамотности, проведение комплексного изучения источников информации.

В научной статье на конкретных примерах описаны текущая деятельность и принципы работы различных информационных агентств. Проанализированы особенности потребления сообщений информационных агентств и отношение к информационным услугам аудитории в Казахстане. Определена роль этических кодексов на службе информационных агентств и важность грамотной работы с источниками.

В ходе статьи были исследованы этические нормы информационных агентств, права и обязанности журналистов. В рамках сбора статистических сведений проведен опрос, а также экспертиза журналистских правовых норм и документов, принятых на уровне ЮНЕСКО. Отмечена их важная роль в совершенствовании журналистской деятельности и создании качественного контента.

Тематический и содержательный характер статей казахстанского информационного агентства в рамках закона, легальные подписи журналистов были проанализированы на основе фактических данных. Мнения и работы квалифицированных ученых положены в основу исследования сходств и различий между казахстанскими информационными ресурсами и принципами зарубежных редакций. В ходе обзора критических мнений об эффективности этических кодексов, основанных на работах ряда теоретиков, путем логического анализа сформулированы выводы и рекомендации.

Помимо агентства «Казинформ», в статье рассматриваются «Интерфакс», «АФП», «Ассошиэйтед Пресс» и другие, проанализирована работа агентств и определены практические особенности. Принимая во внимание важность умения журналиста агентства устанавливать и поддерживать правильные отношения с источниками информации, в научную статью включены интересные факты, инсайты и свежие идеи.

Ключевые слова: информационные агентства, этические кодексы, этические принципы, источники информации.

Библиографические ссылки

Әдебиеттер:
Вирен Г., Фролова Т. Информационные агентства. Как создаются новости. Аспект Пресс, Москва, 2015, с.64
Герасимов В.В.,.Ромов Р.Б, Новиков А.А. и др.; под ред. Ю.А.Погорелого. Технология новостей от Интерфакса: учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2011, С.7.
Gordon A.D., Kittross J.M., Controversies in media ethics, Longman, 1999, Р.59.
Дудинова Е.И. Этика журналиста, Алматы, Қазақ университеті, 2016, С.38.
Жақсылықбаева Р.С. Журналист этикасы, Алматы, Қазақ университеті, 2013, 32 б.
Karen Sanders. Ethics and journalism. SAGE Publications, 2003, p.139
Ким М.Н. Теория и практика массовой информации. ИД «Питер», 2017, с. 134.
Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста, Москва, Юрайт, 2017, 71 с.
Росенко М.Н. Основы этических знаний. СПб., Лань, 1998, стр.217.
Reuters standards and values. Link: https://www.reutersagency.com/en/about/standards-values/ The Associated Press news values and principles. Link: https://www.ap.org/about/news-values-and-principles/telling-the-story/anonymous-sources
Zacharia J., Grotto A. How to Report Responsibly on Hacks and Disinformation. Cyber Policy Center, Stanford Communication, p.10.
Farrell Mike, Dilemmas Ethical, Issues, and Concerns in Mass Communication. Media Law and Ethics, Routledge, 2012.
Claude-Jean Bertrand. Media ethics and accountability systems. Transaction Publishers, 2000, 42 б.
Chris Roberts, Jay Black. Doing Ethics in Media. Routledge, 2022, p.54

References
Viren G., Frolova T. Informatsionnyye agentstva. Kak sozdayutsya novosti [How news are created]. Aspekt Press, Moskva, 2015, p.64.
Gerasimov V.V., Romov R.B., Novikov A.A. and others.; editor Yu.A.Pogorely. Tekhnologiya novostey ot Interfaksa: uchebnoye posobiye dlya studentov vuzov [Technology of news from Interfax: textbook for university students]. M.: Aspekt Press, 2011, p.7.
Gordon A.D., Kittross J.M., Controversies in media ethics, Longman, 1999, p.59.
Dudinova Е. Zhurnalistskaya etika [Journalism ethics], Almaty, Kazakhskiy universitet, 2016. p.38.
Jaqsılıqbaeva R.S. Jwrnalïst étïkası [Ethics of journalist], Almatı, Qazaq wnïversïteti, 2013, 32 b.
Karen Sanders. Ethics and journalism. SAGE Publications, 2003, p.139.
Kim M.N. Teoriya i praktika massovoy informatsii [Theory and practice of mass information]. PH "Piter", 2017, p. 134.
Lazutina G.V. Professional'naya etika zhurnalista [Professional ethics of journalist], Moskva, Yurayt, 2017, p.71.
Rosenko M.N. Osnova eticheskogo znaniya [Basics of ethical knowledge]. SPb, Lan', 1998. p. 217.
Reuters standards and values. Link: https://www.reutersagency.com/en/about/standards-values/ The Associated Press news values and principles. Link: https://www.ap.org/about/news-values-and-principles/telling-the-story/anonymous-sources
Zacharia J., Grotto A. How to Report Responsibly on Hacks and Disinformation. Cyber Policy Center, Stanford Communication, p.10.
Farrell Mike, Dilemmas Ethical, Issues, and Concerns in Mass Communication. Media Law and Ethics, Routledge, 2012.
Claude-Jean Bertrand. Media ethics and accountability systems. Transaction Publishers, 2000, 42 б.
Chris Roberts, Jay Black. Doing Ethics in Media. Routledge, 2022, p.54

Загрузки

Опубликован

2022-09-30

Выпуск

Раздел

Журналистика: Общество. История. Политика. Закон. Экономика.