Манипулятивные аспекты сенсации в журналистском тексте

Авторы

  • S. N. Velitchenko Международный университет информационных технологий, Казахстан, Алматы. http://orcid.org/0000-0002-9906-915X

DOI:

https://doi.org/10.26577/HJ.2023.v68.i2.04
        345 1349

Аннотация

В статье рассматривается проблема сенсационности в журналистских текстах как вид манипуляции общественным сознанием. Отмечается, что в современный период из-за гигантских объемов потребления информации различные медиаплатформы, а также телевизионные информационные, аналитические и досуговые передачи находятся в жесткой конкуренции между собой.  Приоритетом деятельности журналистов является необходимое количество рейтинга программ, поэтому всё чаще информационные материалы содержат в себе сенсацию.

Цель статьи заключается в исследовании феномена сенсации как манипулятивного приема, используемого журналистами для продвижения определенных идей. Помимо морально-этического аспекта, в современный период информационных войн сенсация становится также инструментом пропаганды. Научная значимость статьи состоит в попытке дифференцировать основные приемы сенсационной подачи информации и предложить инструменты распознавания сенсации в контексте манипулятивных подходов к трансляции информации. Методология исследования предусматривает системный подход, метод сопоставительного анализа.

Результат исследования заключается в обозначении новых дискурсов СМИ в современный период. Если журналист не будет различать информационный и сенсационный подходы к своим сообщениям, он рискует попасть в ситуацию, когда вместо обеспечения информационных потребностей общества он будет совершать недопустимые информационные проступки и даже преступления. Данный аспект определяет научную ценность статьи. Практическое значение заключается в возможности внедрения результатов исследования в обучение на факультетах журналистики по дисциплинам "Язык и стиль СМИ", "Правовые основы журналистики", "Политическая журналистика" и др., а также в курсы повышения квалификации для журналистов.

Ключевые слова: журналистика, сенсация, журналистский текст, СМИ, телевидение, манипуляция, манипулятивные приемы. 

Библиографические ссылки

1. Авраамов Д.С. (1999) Профессиональная этика журналиста. Парадоксы развития, поиски, перспективы. – М.: Мысль. - 224 с.
2. Аронсон Э. ( 2008) Современные технологии влияния и убеждения. Эпоха пропаганды. – Прайм-Еврознак.
3. Архангельская И.Б. (2020) Фейк-ньюс в доцифровую и цифровую эпохи [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/feyk-nyus-v-dotsifrovuyu-i-tsifrovuyu-epohi
4. Бодрийяр Ж. ( 1972) Реквием по масс-медиа [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gtmarket.ru/library/articles/82
5. Гнедых С. А. (2011) Манипулирование массовым сознанием как один из способов формирования иллюзий в обществе// «Вестник Московского университета». Серия «Гуманитарные науки». №1. - С. 36
6. Godler Y.(2019) Post-Post-Truth: An Adaptationist Theory of Journalistic Verism // Communication Theory. № 1 (29). Pp. 1-19
7. Доценко Е.Л. ( 1997) Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - М.: Издательство МГУ. — 344 с.
8. Дудинова Е.И. (2012) Этика журналиста: учеб. пособие. – Алматы, изд-во Казак университетi. -236 c.
9. Ильченко С.Н. (2016) Интервью в журналистике: учеб. пособие. - Санкт-Петербург.- 230 с.
10. Klein D. O., Wueller J. R. (2017) Fake news: A Legal Perspective // Journal of Internet Law, April. Vol. 20. № 10. Pp. 5-1
11. Лазутина Г.В. (2006) Профессиональная этика журналиста: учеб. пособие. – М.: изд-во МГУ. – 237 с.
12. Маклюэн М. ( 1973) Галактика Гутенберга. - М.: Академический проект. - 496 с.
13. Мальховская О. СМИ новой реальности: как медиа справляются с последствиями пандемии / Новые известия. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://newizv.ru/news/2020-07-24/smi-v-novoy-realnosti-kak-media-spravlyayutsya-s-posledstviyami-pandemii-305606
14. Моль А.А. ( 2008) Социодинамика культуры. - М.:ЛКИ. – С. 237 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://yanko.lib.ru/books/cultur/mol_sociodinamika_cult-l.pdf
15. Матвейчев О. ( 2012) Информационные манипуляции. Коллективная монография "Политическое измерение мировых финансовых кризисов. Феноменология, теория, устранение" под общ. редакцией С.С.Сулакшина. - М.: Научный эксперт [Электронный ресурс] Режим доступа: https://matveychev-oleg.livejournal.com/1609136.html
16. Романова Н.Н., Филиппов А.В. (2012) Культура речевого общения: этика, прагматика, психология. М.: Флинта — С. 125.
17. Сурдин В.Г. (2016) Сенсация и наука// В защиту науки. - М. - С. 52-60
18. Тертычный А.А. (2003) Сенсация - выстрел без промаха//Журналист, № 10.
19. Цымбал Е.А. (2010) Феномен социального манипулирования в социокультурном пространстве информационного общества. Дисс. канд.филос.наук [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/fenomen-sotsialnogo-manipulirovaniya-v-sotsiokulturnom-prostranstve-informatsionnogo-obshche
20. Шиллер Г. (1973) Манипуляторы сознанием. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://redpsychology.wordpress.com/2013/08/30/герберт-шиллер-манипуляторы-сознанием
21. Хроленко А.А. (2014) Культура филологического труда: учеб.пособие. – М.:ФЛИНТА, с. 68 -70

Электронные ресурсы:
22. Первый медиамагнат в истории// [Электронный ресурс] Режим доступа http://zarplata.ru/a-id-14172.html/
23. Вечер с Владимиром Соловьевым. Эфир от 06.04. 2022 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=7Seu_MonE6c ( дата обращения: 15.04.2022)
24. Вечер с Владимиром Соловьевым. Эфир от 05.04.2022 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=X1oLO79N80U ( дата обращения: 15.04.2022)
25. От защиты Кок-Жайляу до фальшивых сенсаций: как соцсети изменили жизнь казахстанцев [Электронный ресурс] Режим доступа: https://forbes.kz/massmedia/ot_zaschityi_kok_jaylau_do_falshivyih_sensatsiy_kak_sotsseti_izmenili_jizn_kazahstantsev


References:

1. Avraamov D.S. (2003) Professional'naya etika zhurnalista. Paradoksy razvitiya, poiski, perspektivy. – M.: Mysl' [Professional ethics of a journalist. Paradoxes of development, searches, prospects.]
2. Aronson E. ( 2008) Sovremennye tekhnologii vliyaniya i ubezhdeniya. Epoha propagandy. [Modern technologies of influence and persuasion. The era of propaganda.]– Prajm-Evroznak.
3. Arhangel'skaya I.B. (2020) Fejk-n'yus v docifrovuyu i cifrovuyu epohi [Fake news in the pre-digital and digital eras] Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/feyk-nyus-v-dotsifrovuyu-i-tsifrovuyu-epohi
4. Bodrijyar Zh. ( 1972) Rekviem po mass-media [Requiem for Mass Media ][Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://gtmarket.ru/library/articles/82
5. Gnedyh S. A. (2011) Manipulirovanie massovym soznaniem kak odin iz sposobov formirovaniya illyuzij v obshchestve// [Manipulation of mass consciousness as one of the ways of forming illusions in society ]«Vestnik Moskovskogo universiteta». Seriya «Gumanitarnye nauki». №1. - S. 36
6. Godler Y.(2019) Post-Post-Truth: An Adaptationist Theory of Journalistic Verism // Communication Theory. № 1 (29). Pp. 1-19
7. Docenko E.L. ( 1997) Psihologiya manipulyacii: fenomeny, mekhanizmy i zashchita. [Psychology of manipulation: phenomena, mechanisms and protection]- M.: Izdatel'stvo MGU. — 344 s.
8. Dudinova E.I. (2012) Etika zhurnalista: ucheb. posobie. [Ethics of a journalist]– Almaty, izd-vo Kazak universiteti. -236 c.
9. Il'chenko S.N. (2016) Interv'yu v zhurnalistike: ucheb. posobie. [Interviews in journalism ]- Sankt-Peterburg.- 230 s.
10. Klein D. O., Wueller J. R. (2017) Fake news: A Legal Perspective // Journal of Internet Law, April. Vol. 20. № 10. Pp. 5-1
11. Lazutina G.V. (2015) Professional'naya etika zhurnalista: ucheb. posobie.[ Professional ethics of a journalist] – M.: izd-vo MGU. – 326 s.
12. Maklyuen M. ( 1973) Galaktika Gutenberga. [Galaktika Gutenberga]- M.: Akademicheskij proekt. - 496 s.
13. Mal'hovskaya O. SMI novoj real'nosti: kak media spravlyayutsya s posledstviyami pandemii / [New Reality Media: how are the media coping with the consequences of the pandemic] Novye izvestiya. Rezhim dostupa: https://newizv.ru/news/2020-07-24/smi-v-novoy-realnosti-kak-media-spravlyayutsya-s-posledstviyami-pandemii-305606
14. Mol' A.A. ( 2008) Sociodinamika kul'tury. [Sociodynamics of culture.]- M.:LKI. – S. 237 [Rezhim dostupa: http://yanko.lib.ru/books/cultur/mol_sociodinamika_cult-l.pdf
15. Matvejchev O. ( 2012) Informacionnye manipulyacii. Kollektivnaya monografiya \"Politicheskoe izmerenie mirovyh finansovyh krizisov. Fenomenologiya, teoriya, ustranenie\" pod obshch. redakciej S.S.Sulakshina. [Information manipulation. Collective monograph "The political dimension of global financial crises. Phenomenology, theory, elimination" under the total. edited by S.S.Sulakshin ] - M.: Nauchnyj ekspert Rezhim dostupa: https://matveychev-oleg.livejournal.com/1609136.html
16. Romanova N.N., Filippov A.V. (2012) Kul'tura rechevogo obshcheniya: etika, pragmatika, psihologiya. [Culture of speech communication: ethics, pragmatics, psychology ]M.: Flinta — S. 125.
17. Surdin V.G. (2016) Sensaciya i nauka// V zashchitu nauki. [Sensation and science// In defense of science. ]- M. - S. 52-60
18. Tertychnyj A.A. (2003) Sensaciya - vystrel bez promaha [Sensation - a shot without a miss]//Zhurnalist, № 10.
19. Cymbal E.A. (2010) Fenomen social'nogo manipulirovaniya v sociokul'turnom prostranstve informacionnogo obshchestva [The phenomenon of social manipulation in the socio-cultural space of the information society. Diss. Candidate of Philos.sciences ] Diss. kand.filos.nauk Rezhim dostupa: https://www.dissercat.com/content/fenomen-sotsialnogo-manipulirovaniya-v-sotsiokulturnom-prostranstve-informatsionnogo-obshche
20. Shiller G. (1973) Manipulyatory soznaniem.[ Mind manipulators.] Rezhim dostupa: https://redpsychology.wordpress.com/2013/08/30/gerbert-shiller-manipulyatory-soznaniem
21. Hrolenko A.A. (2014) Kul'tura filologicheskogo truda: ucheb.posobie. [Culture of philological work: studies.stipend ] – M.:FLINTA, s. 68 -70

Electronic resourses:
22. Pervyj mediamagnat v istorii// [The first media mogul in history] Rezhim dostupa http://zarplata.ru/a-id-14172.html/
23. Vecher s Vladimirom Solov'evym. [An evening with Vladimir Solovyov ]Efir ot 05.04. 2022 [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://www.youtube.com/watch?v=7Seu_MonE6c ( data obrashcheniya: 15.04.2022)
24. Vecher s Vladimirom Solov'evym. [An evening with Vladimir Solovyov ]Efir ot 06.04. 2022 [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://www.youtube.com/watch?v=7Seu_MonE6c ( data obrashcheniya: 15.04.2022)
25. Ot zashchity Kok-Zhajlyau do fal'shivyh sensacij: kak socseti izmenili zhizn' kazahstancev [From the protection of Kok-Zhailau to fake sensations: how social networks have changed the lives of Kazakhstanis ]Rezhim dostupa: https://forbes.kz/massmedia/ot_zaschityi_kok_jaylau_do_falshivyih_sensatsiy_kak_sotsseti_izmenili_jizn_kazahstantsev

Загрузки

Как цитировать

Velitchenko, S. N. (2023). Манипулятивные аспекты сенсации в журналистском тексте. Серия Журналистики, 68(2), 40–48. https://doi.org/10.26577/HJ.2023.v68.i2.04

Выпуск

Раздел

Журналистика: Общество. История. Политика. Закон. Экономика.