Проблема дипфейков в цифровой коммуникации: исследовательские подходы в России
DOI:
https://doi.org/10.26577/HJ.2024.v72.i2.2Ключевые слова:
дипфейк, цифровая коммуникация, доверие к СМИ, средства массовой информации, Россия, фейковые новости.Аннотация
Цель статьи заключается в выявлении актуальных тенденций научной дискуссии по вопросам использования дипфейков в цифровой коммуникации среди русскоязычных научных публикаций. Основным методом исследования стал мета-анализ специальной литературы. Анализ проводился на основе базы данных электронной российской библиотеки eLIBRARY.RU - ведущей мировой электронной библиотеки научной периодики на русском языке, дающей открытый доступ к большому количеству научной информации. Интеграция с российским индексом научного цитирования (РИНЦ) позволяет считать базу лидером по предоставлению наиболее достоверной информации для поиска публикаций по выбранной тематике.
Поиск релевантных публикаций производился по ключевому слову «дипфейк». В результате было обнаружено 560 публикаций на русском языке. Первые работы по исследованию дипфейков были опубликованы в 2018 году. Установлено, что из 560 публикаций у 159 есть хотя бы одно цитирование. На основе аннотаций к текстам, названий публикаций и изданий была проведена классификация цитируемых материалов по темам. Наибольшая доля публикаций составляет 53% и находится в юридической плоскости. Публикации в области политических наук, медиа и коммуникаций составляют 9% и 10% соответственно. Наименьшее количество публикаций наблюдается в области информационных технологий и социологии.
По результатам исследования можно констатировать, что проблематика исследования дипфейков сравнительно новая и для области коммуникативных исследований, и для остальных областей знания также. Количество публикаций на данный момент сравнительно невелико. При этом заметно стремительное возрастание интереса к тематике. Очевидно, что сама по себе технология, позволяющая создавать дипфейки, возникла не так давно. Но уже есть достаточно примеров её применения. На основе полученных результатов делается вывод о перспективности проведений исследований по проблеме дипфейков в цифровой коммуникации и предлагаются возможные направления исследований.