Распространение фейковой и некорректной информации в социальных сетях
DOI:
https://doi.org/10.26577/HJ.2024.v72.i2.3Ключевые слова:
фейк, социальная сеть, социальная платформа, дезинформация, мультимедиа, информационное общество.Аннотация
Статья посвящена распространению дезинформации и некорректных сведений на различных социальных платформах. Авторы рассматривают контент и коннотацию термина «фейк», его появление и динамику применения. В последние годы изменилось потребление контента в социальных сетях, расширилось участие аудитории в его производстве и распространении. Цель исследования – выявление алгоритмов верификации и социометрических показателей фейковой и некорректной информации, анализ источников распространения и установление факторов влияния на общество.
Научная новизна и значимость работы заключаются в актуальных аспектах работы с некорректной информацией в социальных сетях Казахстана, таких как Facebook, Instagram, TikTok. Включенность дезинформации и фейков в политическую, экономическую и социальную повестку дня сегодня актуализирует исследования в данной области.
Исследовательская работа проведена с помощью систематического, сравнительного и структурно-функционального анализа и медиаметрических исследований. Также использованы методы наблюдение, контент-анализ, компаративистики.
Авторы приходят к выводу, что развитие электронных технологий и появление новых медиаплатформ привели к появлению не только новых стратегий создания и доставки контента, но и лавинному росту некорректной информации. Это изменило тактику потребления информации, увеличило рост вовлеченности аудитории в производство и распространение контента.
Казахстанцы подвергаются как атакам откровенной лжи и дезинформации, так и смонтированных или полуправдивых новостей на популярных платформах, которые в цифровую эпоху могут широко распространиться с неизмеримыми последствиями. Полученные результаты показывают, что оценка источников и проверка новостного контента сводят к минимуму воздействие фейковых новостей и амортизируют их воздействие.
Практическая значимость работы состоит в возможности её использования для обучения медиатренеров, представителей СМИ, работающих в системе фактчекинга и студентов факультетов журналистики. Результаты исследования могут быть применимы для повышения уровня информационной грамотности населения Казахстана.