Жанровый процесс в конвергентной журналистике
DOI:
https://doi.org/10.26577/HJ.2024.v72.i2.6Ключевые слова:
мультимедийная журналистика, интернет-СМИ, медиатренд, жанр, лонгрид, строителлинг, короткая видеозаметка, тенденция.Аннотация
Современной аудитории уже известны такие понятия как трансмедиа и трансмедийное повествование. В целом, трансмедиа занимается представлением информации в различных средствах массовой информации. В отличие от мультимедиа, трансмедийная технология может позволить с небольшими изменениями адаптировать сюжет романа к фильму или рассказать первую часть истории через телешоу, вторую – через фильм, а третью – через видеоигру.
Сегодня существуют различные способы распространения элементов художественной литературы. Трансмедийная информация — это система утверждений, которая предоставляет миру ценную информацию о стране. Содержащаяся в ней информация связана с историей и несколькими контекстами. Повествовательная структура наполнена историческими данными и включает в себя текст и аудио, видео и шрифты, изображения, инфографику и многое другое. Каждый текст может сам по себе создавать сюжет, рассказывать историю мира в деталях. Когда независимые элементы объединяются, основная история представляется целым оркестром различных средств, каждое из которых вносит свой вклад в повествование. Именно поэтому эффективность трансмедиа напрямую связана с методом рассказывания историй.
Целью и основным направлением научной статьи является изучение особенностей процесса формирования новых мультимедийных жанров в интернет-СМИ, акцентирование внимание на специфике способов трансформации и представления существующих медиажанров.
Научная и практическая значимость статьи заключается в мониторинге казахоязычных СМИ, выявлении характеристик новых жанров, таких как лонгрид, сторителинг, короткая видеозапись. В ходе исследования также были использованы методы сравнительного и контент анализа, основным результатом стало выявление особенностей и тенденций динамики развития трансмедийного повествования.
Анализируя материалы сайтов Malim.kz, Massaget.kz, Balbal.kz, авторы попытались раскрыть природу новой тенденции использования таких жанров, как сторителлинг и лонгрид, отвечающих современным запросам аудитории. Авторам также удалось выделить уникальные особенности новых жанров трансмедиа. Актуальность научного исследования обусловлена рассмотрением критериев конкурентоспособности и тенденций новых форматов подачи мультимедийных журналистских материалов.
Библиографические ссылки
Вalbal.kz, (2024) Сторителлинг – оқиға арқылы ақпаратты жеткізу әдісі. http://balbal.kz/bilip-jur/storitelling-o-i-a-ar-yilyi-a-parattyi-zhetkizu-disi/
Domingo D. et al. Four Dimensions of Journalistic Convergence: A preliminary approach to current media trends at Spain // Paper for the 8 International Symposium of Onlaine Journalism. University of Texas at Austin.). P.1.
Jeremy Rue: The‘Snow Fall’Effect and Dissecting the Multimedia Longform Narrative, http://multimediashooter.com/wp/2013/04/21/the-snowfall-effect-and-dissecting-themultimedia-longform-narrative/, 2013-04-21.
Колесниченко А. В. (2013). Практическая журналистика: учебное пособие / А. В. Колесниченко – М.: МГУ,
Кузовенкова А.И. (2018) «Сторителлинг как технология создания медиаконтента». Мartebe.kz. Дастан Қастай .Очерк жазудың тәсілі. (2017, 14.02) https://martebe.kz/ocherk-zhazudyn-tasili/
Медиасреда-научный журнал, Челябинск, №2,169-170 бет.
New media. (2016.) Галустян А. Мультимедийные лонгриды как новый формат онлайн-журналистики / А. Галустян, Д. Кульчицкая //– Режим доступа: http://newmedia2016
digital-books.ru/kniga/mul-timedijny-e-longridy-kak-novy-jformat-onlajn-zhurnalistiki/
NovaInfo.ru. (2016). Бондаренко М.И., Витвинчук В.В. Лонгрид как новый жанр отечественной журналистики // NovaInfo.ru. 2016. № 46. http://novainfo.ru/article/6230
Poynter.org. , (2014) Roy Clark: Snow-blind: The Challenge of Voice and Vision in Multi-Media Storytelling, http://www.poynter.org/2014/snowblind-the-challenge-of-voice-and-vision-in-multi-media- storytelling/265825/, 2014-08-27. [Accessed on July 25th, 2020]
Ssrn.com. (2014) Fomina N.Yu. Multimedia journalism: tools, application experience in the Perm media [Electronic resource] / N. Fomina // Vernadsky – interactive archive of scientific and educational works, June 22, 2014. URL: Electronic copy available at: https://ssrn.com/abstract=4306788
Saras L. the story of Facebook, YouTube & MySpace: The people, ehe hype and the deals behind the giants of Web 2.0. Gotham Books, 2008, p. 304
Thorson, E. (2016). Belief Echoes: The Persistent Effects of Corrected Misinformation. Political Communication, 33, 460-480.
Fletcher, Richard, and Damian Radcliff. 2015. Digital News Report 2015. Supplementary Report. Oxford: Reuters Institute.
References:
Balbal.kz, (2024) Storitelling – oqiğa arqyly aqparatty zhetkızu ädısı. http://balbal.kz/bilip-jur/storitelling-o-i-a-ar-yilyi-a-parattyi-zhetkizu-disi/
Domingo D. et al. Four Dimensions of Journalistic Convergence: A preliminary approach to current media trends at Spain // Paper for the 8 International Symposium of Onlaine Journalism. University of Texas at Austin.).P.1.
Jeremy Rue: The‘Snow Fall’Effect and Dissecting the Multimedia Longform Narrative, http://multimediashooter.com/wp/2013/04/21/the-snowfall-effect-and-dissecting-themultimedia-longform-narrative/, 2013-04-21.
New media. (2016.) Galustyan A. Mul'timedijnye longridy kak novyj format onlajn-zhurnalistiki / A. Galustyan, D. Kul'chickaya //– Rezhim dostupa: http://newmedia2016 digital-books.ru/kniga/mul-timedijny-e-longridy-kak-novy-jformat-onlajn-zhurnalistiki/
NovaInfo.ru. (2016). Bondarenko M.I., Vitvinchuk V.V. Longrid kak novyj zhanr otechestvennoj zhurnalistiki // NovaInfo.ru. 2016. № 46. http://novainfo.ru/article/6230
Poynter.org. , (2014) Roy Clark: Snow-blind: The Challenge of Voice and Vision in Multi-Media Storytelling, http://www.poynter.org/2014/snowblind-the-challenge-of-voice-and-vision-in-multi-media- storytelling/265825/, 2014-08-27. [Accessed on July 25th, 2020]
Ssrn.com. (2014) Fomina N.Yu. Multimedia journalism: tools, application experience in the Perm media [Electronic resource] / N. Fomina // Vernadsky – interactive archive of scientific and educational works, June 22, 2014. URL: Electronic copy available at: https://ssrn.com/abstract=4306788
Martebe.kz. Dastan Qastaj .Ocherk zhazudyñ täsılı. (2017, 14.02) https://martebe.kz/ocherk-zhazudyn-tasili/
Kolesnichenko A. V. (2013). Prakticheskaya zhurnalistika: uchebnoe posobie [Practical journalism], A. V. Kolesnichenko – M.: MGU.
Kuzovenkova A.I. (2018) «Storitelling kak tekhnologiya sozdaniya mediakontenta». Mediasreda-nauchnyj zhurnal, [Storytelling as a technology for creating media content], CHelyabinsk, №2,169-170 bet.
Saras L. the story of Facebook, YouTube & MySpace: The people, ehe hype and the deals behind the giants of Web 2.0. Gotham Books, 2008, p. 304
Thorson, E. (2016). Belief Echoes: The Persistent Effects of Corrected Misinformation. Political Communication, 33, 460-480.
Fletcher, Richard, and Damian Radcliff. 2015. Digital News Report 2015. Supplementary Report. Oxford: Reuters Institute.
Автор туралы мәлімет:
Бельдибекова Алия Ташполатовна (корреспондент автор) – филология ғылымдарының кандидаты, «Журналистика» кафедрасының доцент м.а. Қожа Ахмет Ясауи атындағы Халықаралық қазақ-түрік университеті, Түркістан қ. Қазақстан, эл.поштасы: (aliya.bildebekova@ayu.edu.kz )
Information about authors:
Beldibekova Aliya Tashpolatovna (corresponding author) – Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the Department of Journalism at Khoja Ahmet Yasawi University (Turkestan. Kazakhstan, e-mail aliya.bildebekova@ayu.edu.kz)
Поступило 1 марта 2024 г.
Принято 4 мая 2024 г.