Проблема креативных индустрий в СМИ: экономика знаний и мировой опыт
DOI:
https://doi.org/10.26577/HJ.2024.v72.i2.8Ключевые слова:
СМИ, креативная индустрия, креативная экономика, Атлас новых специальностей, цифровая культура.Аннотация
В статье анализируются проблемы креативной индустрии в СМИ и направления развития экономики знаний на основе изучения мирового опыта. Становление креативной индустрии совпало с периодами кризисов в различных государствах мира нулевых годов XXI столетия. Возникла необходимость использовать данную отрасль как противоядие от кризиса. Бурное развитие креативной индустрии повлияло на рост расходов в сфере экономики и культуры. За счет совершенствования креативной индустрии были созданы новые рабочие места и появились предпосылки для «креативной экономики». Были созданы инновационные образовательные программы и проведены эффективные культурные мероприятия.Цель научной статьи – изучить аспекты расширения сферы применения экономики знаний в совершенствовании экономической политики и внешнеэкономических связей Казахстана путем углубленного рассмотрения моделей мирового опыта креативной индустрии в средствах массовой информации.В статье использованы методы формирования выводов путем анализа научно-теоретических работ и публикаций о креативной индустрии, креативной экономике, креативной концепции. Социально-статистические данные были представлены на основе материалов, опубликованных в средствах массовой информации, а также работ отечественных и зарубежных ученых, представивших исследования по данной теме.Исследования креативных идей проводятся в Казахстане с 2021 года. Появился Атлас новых профессий, возможность прогнозировать различные потребности экономики. В Атласе показаны основные направления, меняющие рынок труда. В его состав входят такие производственные мощности, как горнодобывающая, металлургическая, нефтегазовая промышленность, сельское хозяйство, транспорт и логистика, энергетика, туризм, машиностроение и строительство.В результате исследования было установлено, что экспорт и импорт креативных товаров во всем мире увеличился вдвое с 2002 года. Быстрый рост креативной индустрии наблюдается в таких странах, как США, Великобритания, Германия, Южная Корея, Япония, Новая Зеландия и Гонконг.Ценность исследовательской статьи определяется глубоким рассмотрением работ отечественных и зарубежных ученых и освещением проблем креативной индустрии в казахстанских СМИ. В статье также обращается внимание на исследование, проведенное Британским Советом по творческим индустриям в Казахстане.
Библиографические ссылки
Айтжанбайқызы Г. Креативті экономика – өзгеріс өлшемі. //Егемен Қазақстан, 8 қараша, 2022.
Благова И. Зарубежный опыт развития креативных индустрий //Проблемы современных социокультурных исследований: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференций 27 октября, 2020. – Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020, - с 45-48.
Бықай Ф. Креативті экономика – қандай экономика? // Егемен Қазақстан, 25 қазан, 2021.
Бүркітбай М. «Корей толқыны» жаһанды қалай тербетеді? Егемен Қазақстан, 27 желтоқсан, 2021.
Балғабаев С. Креативті индустрия: әдебиет және өнер //Қазақ әдебиеті, 15 қыркүйек, 2023.
Deuze, M. (2007). Convergence culture in the creative industries. International Journal of Cultural Studies, 10(2), 243-263 p. https://www.andredeak.com.br/pdf/cultura_convergencia_industria_criativa.pdf. (Accessed: 20.02.2024)
Для чего был создан Атлас новых профессий Казахстана. URL:https://inbusiness.kz/ru/last/dlya-chego-byl-sozdan-atlas-novyh-professij-kazahstana [Электронный ресурс]. (дата обращения:12.02.2024)7
Grodach, C. (2013). Cultural economy planning in creative cities: Discourse and practice. *International Journal of Urban and Regional Research*, 37(5), 1747-1765 p. https://eprints.qut.edu.au/74431/1/Grodach_forthcoming_CE_Discourse_IJURR.pdf . (Accessed: 20.02.2024).
Ерғали З. Креативті экономика: өнерді өрге жүздіру. //Егемен Қазақстан, 28 сәуір, 2023.
Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. – Москва: ИД «Классика – ХХІ», 2007, -324 с.
Жусупова А. Развитие креативной экономики: зачем нам это надо? [Электронный ресурс], URL:https://ekonomist.kz/wp-content/uploads/2020/02/Развитие-креативной-экономики-зачем-нам-это-надо-scaled.jpg, Ekonomist.kz, (дата обращения: 05.01.2024).
Хокинс Д. Креативная экономика. – Москва: ИД «Классика – ХХІ», 2011, -322 с.
Как развивается креативная экономика в Казахстане [Электронный ресурс]. URL: https: // Forbes.kz //woman (дата обращения: 02.02.2024).
Кузнецова П. 10 самых востребованных компетенций будущего URL: https://is20-2019.susu.ru/kuznetsovapa/2020/03/02/10-samyh-vostrebovannyh-kompetenczij-budushhego/ 2.03.2020. [Электронный ресурс]. (дата обращения: 12.02.2024).
Khlystova, O. (2023). Toward Sustainable Recovery and Inclusive Growth of the Creative Economy in a Post-COVID-19 World. https://www.researchgate.net/profile/Avril-Joffe/publication/361463635_How_Governments_Could_Better_Engage_with_the_Working_Practices_of_the_21st_Century_Creative_Economy/links/62b2f8e389e4f1160c92f624/How-Governments-Could-Better-Engage-with-the-Working-Practices-of-the-21st-Century-Creative-Economy.pdf#page=228 (Accessed: 20.02.2024).
Қазақстан Республикасы Президенті мен Қазақстан Республикасы Үкіметінің Актілер жинағы. – Астана, 2023.
Лендри Ч. Креативный город. – Москва: ИД «Классика – ХХІ», 2006, -399 с.
Lee, H. K. (2017). The political economy of ‘creative industries’. Media, Culture & Society, 39(7), 1078-1088 p. https://kclpure.kcl.ac.uk/ws/portalfiles/portal/60966711/HKLee_Political_economy_of_creative_industries_accepted_version_13112016_.pdf (Accessed: 20.02.2024).
Pratt, A. C. (2011). The cultural economy: A call for spatialized ‘production of culture’ perspectives. International Journal of Urban and Regional Research, 35(1), 128-139 p. https://openaccess.city.ac.uk/id/eprint/12248/1/ (Accessed: 20.02.2024).
Pratt, A.C. (2008). Creative cities: the cultural industries and the creative class. *Geografiska Annaler: Series B, Human Geography*, 90(2), 107-117 p. https://onlinelibrary.wiley.com/doi/pdf/10.1111/j.1468-0467.2008.00281.x
Popiel, P. (2017). The tech lobby: Tracing the contours of new media elite lobbying power. *Communication Culture & Critique*, 11(4), 566-585 p. https://www.researchgate.net/profile/Pawel- Popiel/publication/331049004_The_Tech_Lobby_Tracing_the_Contours_of_New_Media_Elite_Lobbying_Power/links/5ef345a44585153fb1b0b2bd/The-Tech-Lobby-Tracing-the-Contours-of-New-Media-Elite-Lobbying-Power.pdf. (Accessed: 20.02.2024).
Петренко Е., Королева А., Шаймерденова Р. Креативті индустрияны басқару. Оқу құралы. - Қарағанды: ҚарМУ, 2022. -63 б.
Сағынтаев Б. Алматы: креативті экономиканы дамыту перспективалары. //Алматы ақшамы, 5 қазан, 2021.
Суховская Д. «Қаланың креативті кеңістігі: лофтар, коворкинг аймақтары, арт аумақтар арқылы халықтың шығармашылық әлеуетін іске асыру //Молодой ученый. №10, 2013. – 650-652 б.
Садыкова Э. Креативті экономика: әлемдік тәжірибе және Қазақстан. Л. Гумилев атындағы Еуразия үлттық университетінің хабаршысы. Экономика сериясы. 2021. №4, 92-102 бб.
Tokbaeva, D. (2017). Creative Industries and Creative Economy: Taking Stock and Moving Forward. *Journal of Creative Industries and Cultural Studies (JOCIS)*, 9, 129-132 p. https://dialnet.unirioja.es/servlet/articulo?codigo=9022176. (Accessed: 20.02.2024).
References
Aitjanbaiqyzy G. Kreativti ekonomika – ozgeris olshemi [Creative economy is a measure of change] //Egemen Kazakstan, 8 qarasha, 2022.
Blagova I. Zarubezhnyj opyt razvitiya kreativnyh industrij //Problemy sovremennyh sociokulturnyh issledovanij: sbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencij 27 oktyabrya, 2020. [Foreign experience in the development of creative industries // Problems of modern sociocultural research: a collection of scientific papers based on the materials of the International Scientific and Practical Conference October 27, 2020]. – Belgorod: OOO Agentstvo perspektivnyh nauchnyh issledovanij (APNI), 2020, - s 45-48.
Byqai F. Kreativtı ekonomika – qandai ekonomika? [Creative economy - what kind of economy?] // Egemen Kazakstan, 25 qazan, 2021.
Burkitbai M. «Korei tolqyny» jaһandy qalai terbetedi? [How will the "Korean wave" shake the world?] //Egemen Kazakstan, 27 jeltoqsan, 2021.
Balgabaev S. Kreativti industria: adebiet jane oner [Creative industry: literature and art] //Kazak adebieti, 15 qyrkuiek, 2023.
Deuze, M. (2007). Convergence culture in the creative industries. International Journal of Cultural Studies, 10(2) 243-263 p.https://www.andredeak.com.br/pdf/cultura_convergencia_industria_criativa.pdf. (Accessed: 20.02.2024).
Dlya chego byl sozdan Atlas novyh professij Kazakstana [Atlas of new professions of Kazakhstan was created for that purpose]. URL: https://inbusiness.kz/ru/last/dlya-chego-byl-sozdan-atlas-novyh-professij-kazahstana [Elektronnyj resurs]. (data obrashcheniya: 02.02.2024).
Grodach, C. (2013). Cultural economy planning in creative cities: Discourse and practice. *International Journal of Urban and Regional Research*, 37(5), 1747-1765 p. https://eprints.qut.edu.au/74431/1/Grodach_forthcoming_CE_Discourse_IJURR.pdf . (Accessed: 20.02.2024).
Ergali Z. Kreativti ekonomika: onerdi orge juzdiru [Creative Economy: Bringing the Arts to Life]. //Egemen Kazakstan, 28 sauir, 2023.
Florida R. Kreativnyj klass: lyudi, kotorye menyayut budushchee [Creative class: people who change the future]. – Moskva: ID «Klassika – ХХІ», 2007, -324 s.
Zhusupova A. Razvitie kreativnoj ekonomiki: zachem nam eto nado? [Development of the creative economy: why do we need it? [Elektronnyj resurs], URL: https://ekonomist.kz/wp-content/uploads/2020/02/Развитие-креативной-экономики-зачем-нам-это-надо-scaled.jpg Ekonomist.kz, 2020. (data obrashcheniya: 02.02.2024)
Hokins D. Kreativnaya ekonomika [Creative economy]. – Moskva: ID «Klassika – ХХІ», 2011, -322 s.
Kak razvivaetsya kreativnaya ekonomika v Kazakstane [How the creative economy is developing in Kazakhstan] [Elektronnyj resurs]. URL: https: // Forbes.kz //woman (data obrashcheniya: 02.02.2024).
Kuznecova P. 10 samyh vostrebovannyh kompetencij budushchego [Atlas of new professions of Kazakhstan was created for that purpose]. URL: https://is20-2019.susu.ru/kuznetsovapa/2020/03/02/10-samyh vostrebovannyh-kompetenczij-budushhego/ 2. 03. 2020. [Elektronnyj resurs]. (data obrashcheniya: 02.02.2024).
Khlystova, O. (2023). Toward Sustainable Recovery and Inclusive Growth of the Creative Economy in a Post-COVID-19 World. https://www.researchgate.net/profile/Avril-Joffe/publication/361463635_How_Governments_Could_Better_Engage_with_the_Working_Practices_of_the_21st_Century_Creative_Economy/links/62b2f8e389e4f1160c92f624/How-Governments-Could-Better-Engage-with-the-Working-Practices-of-the-21st-Century-Creative-Economy.pdf#page=228 (Accessed: 20.02.2024).
Kazakstan Respublikasy Prezidenti men Kazaqstan Respublikasy Ukimetinin Aktiler jinagy [Collection of Acts of the President of the Republic of Kazakhstan and the Government of the Republic of Kazakhstan]. – Astana, 2023. 233 b.
Lendri Ch. Kreativnyj gorod [Creative city]. – Moskva: ID «Klassika – ХХІ», 2006, -399 s.
Lee, H. K. (2017). The political economy of ‘creative industries’. Media, Culture & Society, 39(7), 1078-1088 p. https://kclpure.kcl.ac.uk/ws/portalfiles/portal/60966711/HKLee_Political_economy_of_creative_industries_accepted_version_13112016_.pdf (Accessed: 20.02.2024).
Pratt, A. C. (2011). The cultural economy: A call for spatialized ‘production of culture’ perspectives. International Journal of Urban and Regional Research, 35(1), 128-139 p. https://openaccess.city.ac.uk/id/eprint/12248/1/ (Accessed: 20.02.2024).
Pratt, A.C. (2008). Creative cities: the cultural industries and the creative class. *Geografiska Annaler: Series B, Human Geography*, 90(2), 107-117 p. https://onlinelibrary.wiley.com/doi/pdf/10.1111/j.1468-0467.2008.00281.x
Popiel, P. (2017). The tech lobby: Tracing the contours of new media elite lobbying power. *Communication Culture & Critique*, 11(4), 566-585 p.
Petrenko E., Koroleva A., Shaimerdenova R. Kreativti industriany basqaru [Creative Industry Management]. Oqu quraly. - Karagandy: KarMU, 2022. -63 b.
Sagyntaev B. Almaty: kreativti ekonomikany damytu perspektivalary [Almaty: prospects for the development of creative economy]. //Almaty akshamy, 5 qazan, 2021.
Suhovskaia D. Kalanyn kreativti kenistigi: loftar, kovorking aimaqtary, art aumaqtar arqyly halyqtyn shygarmashylyq aleuetin iske asyru [Creative space of the city: realizing the creative potential of the people through lofts, co-working areas, art areas //Molodoi uchenyi. №10, 2013. – 650-652 b.
Sadykova E. Kreativti ekonomika: alemdik tajiribe jane Kazakstan [Creative economy: world experience and Kazakhstan]. L. Gumilev atyndagy Eurazia ulttyq universitetinin habarshysy. Ekonomika seriasy. 2021. №4, 92-102 bb.
Tokbaeva, D. (2017). Creative Industries and Creative Economy: Taking Stock and Moving Forward. *Journal of Creative Industries and Cultural Studies (JOCIS)*, 9, 129-132 p. https://dialnet.unirioja.es/servlet/articulo?codigo=9022176. (Accessed: 20.02.2024).
Авторлар туралы мәлімет:
Майкотова Ғалия Тлеубергеновна (корреспондент автор) – филология ғылымдарының кандидаты, Әл-Фараби атындағы Қазақ ұлттық университеті, журналистика факультеті Баспасөз және электронды БАҚ кафедрасының доценті (Алматы қ., Қазақстан, эл. пошта: e-mail: maikotova.galia1971@gmail.com);
Рамазанова Айгүл Әмірғалиқызы – филология ғылымдарының докторы, Әл-Фараби атындағы Қазақ ұлттық университеті, журналистика факультеті баспагерлік-редакторлық және дизайнерлік өнер кафедрасының профессоры (Алматы қ., Қазақстан, эл. пошта: Aigulramazan65@mail.ru);
Әлмұхаметова Махаббат Құрмашевна – Әл-Фараби атындағы Қазақ ұлттық университеті, журналистика факультеті баспагерлік-редакторлық және дизайнерлік өнер кафедрасының оқытушысы (Алматы қ., Қазақстан, эл. пошта: mahabbat-almuhametova@mail.ru);
Жолдас Фариза Азаматовна – Әл-Фараби атындағы Қазақ ұлттық университеті, журналистика факультеті Баспасөз және электронды БАҚ кафедрасының 1 курс магистранты (Алматы қ., Қазақстан, эл. пошта: Joldas.fariza@bk.ru);
Ортай Жанерке Мұратханқызы– Әл-Фараби атындағы Қазақ ұлттық университеті, журналистика факультеті Баспасөз және электронды БАҚ кафедрасының 1 курс магистранты (Алматы қ., Қазақстан, эл. пошта: zhanerke.ortay@gmail.com);
Information about authors
Maikotova Galiya (corresponding author) - candidate of philological sciences, associate professor of the press and electronic media department of the journalism faculty of Al-Farabi Kazakh National University (Almaty, Kazakhstan, e-mail: maikotova.galia1971@gmail.com);
Ramazan Aigul - Doctor of Philology, Professor of the Department of Publishing, Editorial and Design Art, Faculty of Journalism, Al-Farabi Kazakh National University (Almaty, Kazakhstan, e-mail: Aigulramazan65@mail.ru);
Almukhametova Makhabbat - lecturer at the Department of Publishing, Editorial and Design Art, Faculty of Journalism, Al-Farabi Kazakh National University (Almaty, Kazakhstan, e-mail: mahabbat-almuhametova@mail.ru);
Zholdas Fariza - 1st year master's student of the Department of Press and Electronic Media, Faculty of Journalism, Al-Farabi Kazakh National University (Almaty, Kazakhstan, e-mail: Joldas.fariza@bk.ru);
Ortay Zhanerke - 1st year master's student of the Department of Press and Electronic Media, Faculty of Journalism, Al-Farabi Kazakh National University (Almaty, Kazakhstan, e-mail: zhanerke.ortay@gmail.com);
Поступило 19 января 2024 г.
Принято 7 апреля 2024 г.