Проблема креативных индустрий в СМИ: экономика знаний и мировой опыт

Авторы

  • А. Р. Рамазан Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы https://orcid.org/0000-0003-4516-8571
  • Ғ.Т. Майкотова Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы https://orcid.org/0000-0002-5967-5817
  • М. К. Альмухаметова Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы https://orcid.org/0009-0003-5515-1551
  • Ф.А. Жолдас Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы https://orcid.org/0009-0003-9595-6784
  • Ж. М. Ортай Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы https://orcid.org/0009-0004-2075-3090

DOI:

https://doi.org/10.26577/HJ.2024.v72.i2.8
        141 95

Ключевые слова:

СМИ, креативная индустрия, креативная экономика, Атлас новых специальностей, цифровая культура.

Аннотация

В статье анализируются проблемы креативной индустрии в СМИ и направления развития экономики знаний на основе изучения мирового опыта. Становление креативной индустрии совпало с периодами кризисов в различных государствах мира нулевых годов XXI столетия. Возникла необходимость использовать данную отрасль как противоядие от кризиса. Бурное развитие креативной индустрии повлияло на рост расходов в сфере экономики и культуры. За счет совершенствования креативной индустрии были созданы новые рабочие места и появились предпосылки для «креативной экономики». Были созданы инновационные образовательные программы и проведены эффективные культурные мероприятия.Цель научной статьи – изучить аспекты расширения сферы применения экономики знаний в совершенствовании экономической политики и внешнеэкономических связей Казахстана путем углубленного рассмотрения моделей мирового опыта креативной индустрии в средствах массовой информации.В статье использованы методы формирования выводов путем анализа научно-теоретических работ и публикаций о креативной индустрии, креативной экономике, креативной концепции. Социально-статистические данные были представлены на основе материалов, опубликованных в средствах массовой информации, а также работ отечественных и зарубежных ученых, представивших исследования по данной теме.Исследования креативных идей проводятся в Казахстане с 2021 года. Появился Атлас новых профессий, возможность прогнозировать различные потребности экономики. В Атласе показаны основные направления, меняющие рынок труда. В его состав входят такие производственные мощности, как горнодобывающая, металлургическая, нефтегазовая промышленность, сельское хозяйство, транспорт и логистика, энергетика, туризм, машиностроение и строительство.В результате исследования было установлено, что экспорт и импорт креативных товаров во всем мире увеличился вдвое с 2002 года. Быстрый рост креативной индустрии наблюдается в таких странах, как США, Великобритания, Германия, Южная Корея, Япония, Новая Зеландия и Гонконг.Ценность исследовательской статьи определяется глубоким рассмотрением работ отечественных и зарубежных ученых и освещением проблем креативной индустрии в казахстанских СМИ. В статье также обращается внимание на исследование, проведенное Британским Советом по творческим индустриям в Казахстане.

Биографии авторов

А. Р. Рамазан, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы

филология ғылымдарының докторы,  Әл-Фараби атындағы Қазақ ұлттық университеті, журналистика факультеті баспагерлік-редакторлық және дизайнерлік өнер кафедрасының профессоры (Алматы қ., Қазақстан, эл. пошта:  Aigulramazan65@mail.ru);

Ғ.Т. Майкотова, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы

 (корреспондент автор) – филология ғылымдарының кандидаты, Әл-Фараби атындағы Қазақ ұлттық университеті, журналистика факультеті Баспасөз және электронды БАҚ кафедрасының доценті (Алматы қ., Қазақстан, эл. пошта: e-mail: maikotova.galia1971@gmail.com);

М. К. Альмухаметова, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы

Әл-Фараби атындағы Қазақ ұлттық университеті, журналистика факультеті баспагерлік-редакторлық және дизайнерлік өнер кафедрасының оқытушысы (Алматы қ., Қазақстан, эл. пошта: mahabbat-almuhametova@mail.ru);

Ф.А. Жолдас, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы

Әл-Фараби атындағы Қазақ ұлттық университеті, журналистика факультеті Баспасөз және электронды БАҚ кафедрасының 1 курс магистранты (Алматы қ., Қазақстан, эл. пошта:  Joldas.fariza@bk.ru);

Ж. М. Ортай, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы

Әл-Фараби атындағы Қазақ ұлттық университеті, журналистика факультеті Баспасөз және электронды БАҚ кафедрасының 1 курс магистранты (Алматы қ., Қазақстан, эл. пошта:  zhanerke.ortay@gmail.com).

Загрузки

Как цитировать

Рамазан, А. Р. . ., Майкотова, Ғ. ., Альмухаметова, М. К. ., Жолдас, Ф. ., & Ортай, Ж. М. . . (2024). Проблема креативных индустрий в СМИ: экономика знаний и мировой опыт. Серия Журналистики, 72(2), 80–92. https://doi.org/10.26577/HJ.2024.v72.i2.8