Позиционирование WhatsApp и Telegram в Казахстане как групповых феноменов интернет-пространства

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/HJ.2024.v72.i2.12
        173 149

Ключевые слова:

интернет-мессенджеры, социальные сети, Whatsapp и Telegram, Казахстан.

Аннотация

В статье анализируются современные процессы развития интернет-мессенджеров (ИМ), которые определяются как особый тип социальных сетей. Целью исследования является обозначение проблем классификации и типологизации новых видов медиаресурсов на основе зарубежного и отечественного опыта. Приводятся примеры комплексных исследований с учетом технических и целевых характеристик мобильных и веб-приложений, а также административной политики их разработчиков в отношении эффективной безопасности, шифрования и хранения данных. Проводится сравнительный анализ наиболее распространенных интернет-мессенджеров и социальных сетей в Казахстане, их связь с традиционными СМИ. Статистика их использования и обозначенные тенденции эволюционного развития позволили выявить закономерности распространения в региональном масштабе на фоне общемировых трендов. Представлены эмпирические данные, основанные на примере СМИ Костанайской области и казахстанских республиканских масс-медиа, дающие представление об общей направленности редакционных политик в период становления новой интернет-инфраструктуры.

Особое внимание уделено коммуникационным преимуществам ведущих интернет-мессенджеров WhatsApp и Telegram, их конкуренции с традиционными социальными сетями посредством внедрения и становления новых информационных инструментов (каналы, инфоботы, сообщества, частные группы и пр.).

Научная новизна работы заключается в исследовании и подробном анализе отличительных черт интернет-коммуникаторов нового поколения в отличие от веб-ориентированных традиционных социальных сетей, выявлении закономерности происходящих процессов и формулировании инновационного подхода к изучению природы интернет-мессенджеров WhatsApp и Telegram как персонально-ориентированных приложений с высокой долей персонализации и защиты. С практической точки зрения приведены данные о распространенности использования ИМ в Казахстане в сравнении с мировым опытом, выявлены особенности позиционирования этих средств коммуникации в казахстанской медиасреде.

Биографии авторов

М.А. Тюлеев, КРУ имени А. Байтұрсынұлы, ул. А.Байтурсынова, Казахстан, г. Костанай

(корреспондентный автор) – докторант кафедры журналистики и коммуникационного менеджмента КРУ им. А. Байтұрсынұлы (г. Костанай, Казахстан, эл. почта: tma2014@mail.ru);

О.Г. Кунгурова, КРУ имени А. Байтұрсынұлы, ул. А.Байтурсынова, Казахстан, г. Костанай

кандидат филологических наук, профессор кафедры журналистики и коммуникационного менеджмента КРУ им. А. Байтұрсынұлы (г. Костанай, Казахстан, эл. почта: kungurova@gmail.com);

Б.С. Мустафина, КРУ имени А. Байтұрсынұлы, ул. А.Байтурсынова, Казахстан, г. Костанай

магистр социальных наук, заведующая кафедрой журналистики и коммуникационного менеджмента КРУ им. А. Байтұрсынұлы (г. Костанай, Казахстан, эл. почта: balazhan@mail.ru);

Загрузки

Как цитировать

Тюлеев, М., Кунгурова, О., & Мустафина, Б. (2024). Позиционирование WhatsApp и Telegram в Казахстане как групповых феноменов интернет-пространства. Серия Журналистики, 72(2), 124–135. https://doi.org/10.26577/HJ.2024.v72.i2.12