Гендерный баланс газет в Казахстане: критический контент-анализ

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/HJ.2024.v73.i3.3
        122 112

Ключевые слова:

гендер, популярная пресса, газеты, жанровые группы, СМИ, журналистика в Казахстане.

Аннотация

Статья посвящена исследованию актуальной проблемы гендерного равенства в печатных СМИ Казахстана в контексте реализации 5-й цели устойчивого развития ООН. Учитывая необ- ходимость мониторинга факторов формирования общественного мнения, была проведена диа- гностика повестки, доминирующей в дискурсе СМИ, сообщений и текстов, которые журналисты доносят до аудитории.

Цель исследования – сформулировать и описать алгоритмы информационной работы по укреплению приверженности Казахстана выполнению международных конвенций, обеспечива- ющих права женщин.

Изучение баланса гендерной информации в средствах массовой информации (в том числе печатных), количественная оценка гендерного баланса в сфере профессиональной журналисти- ки, а также определение объема материалов, учитывающих гендерные характеристики, являет- ся приоритетом для таких международных организаций, как ООН, ЮНЕСКО, ООН-Женщины, ЮНИСЕФ, которые уделяют пристальное внимание вопросу гендерного освещения в СМИ, а также статусу и экономической природе мужчин и женщин в журналистике. Для реализации цели и задач исследования, согласно выбранной методологии, были рассмотрены 13 крупней- ших печатных изданий Казахстана (245 номеров), с охватом аудитории в более 400000 человек, по критериям гендерного баланса, по жанровым разбивкам материала, визуальному контенту, а также материалам, созданным женщинами.

В ходе определения баланса подачи журналистских материалов в традиционных СМИ было выявлено доминирование контента информационных жанров над аналитическими. При этом на- званы проблемы концептуального ряда, в частности изучены стереотипные факторы формиро- вания и представленности образа женщины в СМИ: в большей степени женщины ассоциированы со сферами шоу-бизнеса и развлечений. Также обнаружены диспропорции в визуальном со- провождении содержания газет, жанровое превалирование развлекательного контента в ущерб аналитическим и публицистическим материалам, посвященным женщинам.

Данное исследование проводится в Казахстане впервые. Результаты анализа медиадискур- са демонстрируют перевес медийного контента на стороне мужчин (23 %). Данные указывают на проблемное звено в информационной политике СМИ. Значимость результатов исследования подтверждается конкретными данными; выявление факторов гендерной диспропорции позволяет скорректировать и детализировать направления работы по обеспечению равенства как в политике печатных СМИ, так и в информационно-коммуникационной сфере в целом.

Биографии авторов

Л.С. Ахметова, Казахский Национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы

Akhmetova Laila Seisembekovna – Doctor of Historical Sciences, Professor of the UNESCO Department of Journalism and Communication of al-Farabi Kazakh National University (Almaty, Kazakhstan, e-mail: laila_akhmetova@mail.ru);

Д.П. Шорохов, Международный университет информационных технологий, Казахстан, г. Алматы

Shorokhov Dmitriy Pavlovich – Candidate of Philosophical Sciences, Assistant Professor of the Department of Media Communications and History of Kazakhstan of the International University of Information Technologies (Almaty, Kazakhstan, e-mail: d.shorokhov@iitu.kz).

А.В. Веревкин, Казахский Национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы

Verevkin Aleksey Valentinovich – Candidate of Sociological Sciences, Senior Lecturer of the Department of Sociology and Social Work of al-Farabi Kazakh National University (Almaty, Kazakhstan, e-mail: aleks_verevkin@front.ru).

Т.Ю. Лифанова, Казахский Национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы

Lifanova Tatyana Yuryevna - Candidate of Philosophical Sciences, Senior Lecturer of the Department of Philosophy of al-Farabi Kazakh National University. al-Farabi (Almaty, Kazakhstan, e-mail: tatiana.lifanova@kaznu.edu.kz).

С.С. Ахметов, Казахский Национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы

Akhmetov Sergey Sergeevich (corresponding author) – doctoral student of the Department of Printing and Electronic Mass Media of al-Farabi Kazakh National University (Almaty, Kazakhstan, e-mail: akhmetov1985@mail.ru).

С.В. Лифанов, Казахский Национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы

Lifanov Sergey Alekseevich – lecturer of the Department of Philosophy of al-Farabi Kazakh National University (Almaty, Kazakhstan, e-mail: lifanov.sergey.a@gmail.com).

Загрузки

Как цитировать

Ахметова L., Шорохов D., Веревкин A., Лифанова T. ., Ахметов S. ., & Лифанов S. . (2024). Гендерный баланс газет в Казахстане: критический контент-анализ. Серия Журналистики, 73(3), 29–43. https://doi.org/10.26577/HJ.2024.v73.i3.3

Выпуск

Раздел

Журналистика: Общество. История. Политика. Закон. Экономика.