Гендерный баланс газет в Казахстане: критический контент-анализ
DOI:
https://doi.org/10.26577/HJ.2024.v73.i3.3Ключевые слова:
гендер, популярная пресса, газеты, жанровые группы, СМИ, журналистика в Казахстане.Аннотация
Статья посвящена исследованию актуальной проблемы гендерного равенства в печатных СМИ Казахстана в контексте реализации 5-й цели устойчивого развития ООН. Учитывая необ- ходимость мониторинга факторов формирования общественного мнения, была проведена диа- гностика повестки, доминирующей в дискурсе СМИ, сообщений и текстов, которые журналисты доносят до аудитории.
Цель исследования – сформулировать и описать алгоритмы информационной работы по укреплению приверженности Казахстана выполнению международных конвенций, обеспечива- ющих права женщин.
Изучение баланса гендерной информации в средствах массовой информации (в том числе печатных), количественная оценка гендерного баланса в сфере профессиональной журналисти- ки, а также определение объема материалов, учитывающих гендерные характеристики, являет- ся приоритетом для таких международных организаций, как ООН, ЮНЕСКО, ООН-Женщины, ЮНИСЕФ, которые уделяют пристальное внимание вопросу гендерного освещения в СМИ, а также статусу и экономической природе мужчин и женщин в журналистике. Для реализации цели и задач исследования, согласно выбранной методологии, были рассмотрены 13 крупней- ших печатных изданий Казахстана (245 номеров), с охватом аудитории в более 400000 человек, по критериям гендерного баланса, по жанровым разбивкам материала, визуальному контенту, а также материалам, созданным женщинами.
В ходе определения баланса подачи журналистских материалов в традиционных СМИ было выявлено доминирование контента информационных жанров над аналитическими. При этом на- званы проблемы концептуального ряда, в частности изучены стереотипные факторы формиро- вания и представленности образа женщины в СМИ: в большей степени женщины ассоциированы со сферами шоу-бизнеса и развлечений. Также обнаружены диспропорции в визуальном со- провождении содержания газет, жанровое превалирование развлекательного контента в ущерб аналитическим и публицистическим материалам, посвященным женщинам.
Данное исследование проводится в Казахстане впервые. Результаты анализа медиадискур- са демонстрируют перевес медийного контента на стороне мужчин (23 %). Данные указывают на проблемное звено в информационной политике СМИ. Значимость результатов исследования подтверждается конкретными данными; выявление факторов гендерной диспропорции позволяет скорректировать и детализировать направления работы по обеспечению равенства как в политике печатных СМИ, так и в информационно-коммуникационной сфере в целом.