Дипфейки в эпоху цифровых медиа: возможности и угрозы
DOI:
https://doi.org/10.26577/HJ.2024.v73.i3.4Ключевые слова:
дипфейки, ИИ, сгенерированный контент, ложные видео, цифровая среда.Аннотация
Данная статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме – технологии дипфей- ков в контексте информационного общества. Благодаря современным технологиям и цифро- вым инструментам, стремительному развитию искусственного интеллекта (далее – ИИ) пробле- ма дипфейков становится все более распространенной, поскольку их влияние на общественное мнение, политические решения и знания только усиливается. Дипфейки предоставляют возмож- ности для распространения ложной информации, оказания политического влияния и даже мани- пулирования имиджем (использование фото, видео и аудио) знаменитостей.
Целью данной статьи является понимание этих технологий, выявление связанных с ними вы- зовов и угроз и разработка мер противодействия. Гипотеза исследования: в эпоху цифровых медиа дипфейки представляют собой мощный инструмент, который может использоваться как для создания положительных инноваций в различных областях (например, сферы развлечений, образования, маркетинга и т.д.), так и для распространения дезинформации и манипуляций в ме- диапространстве, что представляет значительные угрозы для общественной и информационной безопасности.
Практическая значимость работы заключается в том, что исследования в области дипфейков могут способствовать разработке инструментов и методов обнаружения и анализа такого рода контента.
Методы исследования включают общенаучные, специально-научные и конкретно-научные методы (контент-анализ, обобщение, сравнение и др.).
Результаты исследования могут быть полезны при дальнейших исследованиях технологий дипфейков в информационном пространстве, а также быть полезными при распознавании лож- ного, сгенерированного ИИ контента.