Медиадискурс «языка вражды» в цифровой коммуникации: кейсы социальных медиа

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/HJ.2024.v73.i3.9
        75 56

Ключевые слова:

«язык вражды», электронные тексты, цифровые платформы, медиадискурс, личный бренд, информационный вакуум.

Аннотация

Статья посвящена изучению феномена имплементации традиционных форм ненавистниче- ской риторики в социальные сети «Фейсбук» и «Инстаграм». В частности, анализируется контент и стилистика текстов, содержащих признаки языка ненависти, аспекты рамочных нормативных документов и основные концепты речевой агрессии в электронной коммуникации. Также про- ведена экстраполяция данных медийного дискурса «языка вражды» на совокупность алгоритмов формирования базового инструментария для выстраивания личного бренда, увеличение лояль- ности в соцсетях за счет негатива, осуждения, клеветнических или агрессивных высказываний в отношении оппонентов.

Цель исследования – провести картирование негативных факторов воздействия современно- го социально-ориентированного контента на стилистическую и лингвистическую реализацию в текстах социальных сетей; автор также предпринял попытку рассмотреть побудительные мотивы данного явления и меры противодействия эскалации ненавистнических высказываний в интер- нете. Автор выдвигает идею о необходимости научного осмысления правового характера «языка вражды», включающего несколько дискуссионных аспектов контрапозиции: право на свободу мнений не является/является основанием для выбора любых (даже агрессивных или ненавистни- ческих) форм выражения этих мнений.

Практическая значимость и ценность работы реализуются в ориентированности на усовер- шенствование коммуникационных технологий мониторинга и анализа социальных медиа и систе- матизации имеющейся информации. Автор отмечает необходимость технологического усиления инструментов и методов отслеживания языка ненависти в соцсетях, а также предлагает дискус- сию по определению критериев оценки уровня агрессии ненавистнической риторики и ее рас- пространенности в глобальной сети.

Методология исследования строится на использовании компаративного, текстового и линг- вистического анализа прецедентных электронных медиатекстов с признаками «языка ненависти». Результаты исследовательской работы обосновывают необходимость оперативного реагирова- ния на динамизацию наращивания ненавистнической риторики со стороны общества и госу- дарства, усиления методов правового противодействия и этического регулирования, а также повышение медийной и информационной грамотности населения. С точки зрения профессиона- лизации блогосферы имеет смысл использовать медиативные технологии урегулирования кон- фликтов, продвигать концепт уважительной интерактивной среды и усиливать меры противо- действия языку ненависти в соцсетях.

Биография автора

Е. Ормаханова, Международная образовательная корпорация, Казахстан, г. Алматы

Ormakhanova Yenlik Nurlanovna- associate Professor of the International Educational Corporation (Almaty, Kazakhstan, e-mail: enlik.ormahanova@mail.ru).

Загрузки

Как цитировать

Ормаханова Y. (2024). Медиадискурс «языка вражды» в цифровой коммуникации: кейсы социальных медиа. Серия Журналистики, 73(3), 113–123. https://doi.org/10.26577/HJ.2024.v73.i3.9