Информационная повестка Тюркского Мира в медиапространстве стран Центрально-Азиатского региона

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/HJ.2022.v66.i4.03

Аннотация

Статья посвящена исследованию базовых параметров медиапространства Центрально-Азиатского региона по тематическому сегменту «тюркский мир» и информационной повестке. Необходимость исследования обусловлена тем, что между тюркоязычными странами нарастают интеграционные процессы, которые освещаются в медийном пространстве, а для выстраивания коммуникаций с целевыми аудиториями, необходимо понимание следующих факторов: 1) того, что происходит на том участке информационного поля, где планируется размещение контента; 2) каких целей и результатов необходимо достичь; 3) что представляют из себя целевые аудитории, где они находится и что их интересует; 4) как можно действовать в той или иной ситуации.

Цель исследования - выявление основных информационных поводов для СМИ, характеризующих отражение проблематики тюркологии и тюркского мира в медиапространстве стран Центральной Азии. Методы исследования: анализ и синтез, мониторинг и контент-анализ СМИ.

Результаты исследования показали, что публикуемые сообщения в интересующем нас сегменте медиапространства в большей степени связаны с вопросами политического характера. Публикации, касающиеся историко-культурного наследия народов тюркского мира, его сохранения и популяризации, историко-культурного единства народов России и стран Центральной Азии занимают незначительное место в медиапространстве. Вместе с тем, именно медиапространство является своеобразным «хранилищем» истории, культуры, традиций тюрко-славянских народов, а средства массовой информации выполняют функцию культурного воспроизводства в современном обществе.

Научная значимость результатов исследования заключается в том, что впервые дана оценка ключевых параметров медиапространства по тематическому сегменту «тюркский мир»: количество публикаций, доля оригинальных\перепечаток; информационные поводы; СМИ по категориям, отраслям; СМИ странам; СМИ по жанрам, рубрикам; по авторам. Результаты анализа позволяют охарактеризовать основные медиатренды в освещении ключевых событий тюркского мира, выявить наиболее влиятельные СМИ, формирующие общественное мнение. Практическая значимость определяется тем, что на основе полученных данных возможно построение оптимальной коммуникационной стратегии для организаций, исследующих проблематику тюркологии и тюркского мира.

Ключевые слова: средства массовой информации, медиапространство, тюркский мир, информационная повестка, коммуникации, медиаанализ.

Библиографические ссылки

Аватков В. А. (2018) Тюркский мир и тюркские организации //Мировая политика, № 2, С. 12
Adams Paul C. (2009) Geographies of Media and Communication: A Critical Introduction. L.: Wiley-Blackwell
Albig W. (2007) Public Opinion, Sturgis Press
Appadurai A. (1990) Disjuncture and Difference in the Global Cultural Economy // Public Culture. 2.2, Spring
Белковский С.В., Савинова О.Н. (2017) Контент-анализ в журналистиковедческих исследованиях. Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет
Berelson B. (1951) Communication and Public Opinion // Communications in
Modern Society. Urbana, III.
Бузин В.Н., (2011) Основные элементы и функциональные связи медиапространства
как объекта управления //Среднерусский вестник общественных наук, 2011, № 3, с. 48
Graber D.A. (1997) Mass media and American politics. Washington
Geographies of Communication: The Spatial Turn in Media Studies (2006) / edited by Jasper Falkheimer and Andre Jansson. Göteborg: Nordicom
Dearing J., Rogers E. (1987) Agenda-setting, Where Has It Been, Where Is
It Going? // Communication Yearbook 11. L.A.,
Doyle G. (2013) Understanding Media Economics. London
Дзялошинский И.М. (2015) Современное медиапространство России. М: Аспект Пресс
Дзялошинский И.М. (2012) Медиапространство России: пробуждение Соляриса. М.,
Евдокимов В.А. (2018) Информационное и медиапространство: соотношение понятий //Наука о человеке: гуманитарные исследования, № 4 (34)
Зубанова Л.Б. (2008) Современное медиапространство: подходы к исследованию и принципы интерпретации. //Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств №2 (14)
Ильченко С. Н. (2017) Политические игры в медиапространстве. СПб.: ИВЭСЭП.,
Innis, H. A. (2008) The Bias of Communication. Toronto: University of Toronto Press,
Казаков А.А. (2014) Теория установления повестки дня: основные подходы и направления исследования в российской политической науке // Вестник Моск. Ун-та.Сер.12 Политические науки, № 3
Маклюэн, Г. М. (2014) Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: Кучково поле
Melnik A. (1989) Space, Time, and Thought in Kant. Dordreht: Kluwer Academic Publisher
Mediaspace: Place, Scale and Culture in a Media Age (2004) / edited by Nick Couldry and Anna McCarthy. NewYork: Routledge
McQuail D. (2005) Mass Communication Theory. 5 th ed. London: Sage
McCombs M., Eyal Ch., Graber D., Weaver D. (1981) Media Agenda-Setting in
the Presidential Election. N.Y.
Severin W. J., Tankard J. W. (2001) Communication theories: origins, methods, and uses in the mass media. New York: Addison Wesley Longman
Simmel G.(1971) Group Expansion and the Development of Individuality In: D. Levine (ed). Georg Simmel. Chicago: University Press of Chicago
Horkheimer M. (2002) Critical theory: selected essays. New York: Continuum
Юдина Е.Н. (2008) Медиапространство как новая социологическая категория //Социологические науки, №2, с.151

Reference

Avatkov V. A. (2018) Tyurkskij mir i tyurkskie organizacii [The Turkic world and Turkic organizations] // Mirovaya politika, No. 2, p. 12.
Adams Paul C. (2009) Geographies of Media and Communication: A Critical Introduction. L.: Wiley-Blackwell.
Albig W. (2007) Public Opinion, Sturgis Press.
Appadurai A. (1990) Disjuncture and Difference in the Global Cultural Economy // Public Culture. 2.2 Spring.
Belkovskij S.V., Savinova O.N. (2017) Kontent-analiz v zhurnalistikovedcheskih issledovaniyah [Content analysis in journalism research]. Nizhnij Novgorod: Nizhegorodskij gosuniversitet .
Berelson B. (1951) Communication and Public Opinion // Communications in Modern society. Urbana, III.
Buzin V.N., (2011) Osnovnye elementy i funkcional'nye svyazi mediaprostranstva kak ob"ekta upravleniya [Main elements and functional connections of media space as a management object] // Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk, 2011, No. 3, p. 48.
Graber D.A. (1997) Mass media and American politics. Washington.
Geographies of Communication: The Spatial Turn in Media Studies (2006) / edited by Jasper Falkheimer and Andre Jansson. Gothenburg: Nordicom.
Dearing J., Rogers E. (1987) Agenda-setting, Where Has It Been, Where Is It Going? // Communication Yearbook 11.
Doyle G. (2013) Understanding Media Economics. London.
Dzyaloshinskij I.M. (2015) Sovremennoe mediaprostranstvo Rossii [Modern media space of Russia] M: Aspekt Press.
Dzyaloshinskij I.M. (2012) Mediaprostranstvo Rossii: probuzhdenie Solyarisa [Media space of Russia: the awakening of Solaris]. M.
Evdokimov V.A. (2018) Informacionnoe i mediaprostranstvo: sootnoshenie ponyatij [Information and media space: correlation of concepts] // Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya, No. 4 (34).
Zubanova L.B. (2008) Sovremennoe mediaprostranstvo: podhody k issledovaniyu i principy interpretacii [Modern media space: approaches to research and principles of interpretation] Vestnik Chelyabinskoj gosudarstvennoj akademii kul'tury i iskusstv, No. 2 (14).
Il'chenko S. N. (2017) Politicheskie igry v mediaprostranstve [Political games in the media space]. SPb.: IVESEP.
Innis, H. A. (2008) The Bias of Communication. Toronto: University of Toronto Press.
Kazakov A.A. (2014) Teoriya ustanovleniya povestki dnya: osnovnye podhody i napravleniya issledovaniya v rossijskoj politicheskoj nauke [Agenda setting theory: main approaches and directions of research in Russian political science] //Vestnik Mosk. Un-ta.Ser.12 Politicheskie nauki, No. 3.
Maklyuen, G. M. (2014) Ponimanie media: vneshnie rasshireniya cheloveka [Understanding Media: Human External Extensions] M.: Kuchkovo pole.
Melnik A. (1989) Space, Time, and Thought in Kant. Dordreht: Kluwer Academic Publisher Mediaspace: Place, Scale and Culture in a Media Age (2004) / edited by Nick Couldry and Anna McCarthy. New York: Routledge.
McQuail D. (2005) Mass Communication Theory. 5th ed. London: Sage
McCombs M., Eyal Ch., Graber D., Weaver D. (1981) Media Agenda-Setting in the Presidential Election. N.Y.
Severin W. J., Tankard J. W. (2001) Communication theories: origins, methods, and uses in the mass media. New York: Addison Wesley Longman
Simmel G. (1971) Group Expansion and the Development of Individuality In: D. Levine (ed). George Simmel. Chicago: University Press of Chicago
Horkheimer M. (2002) Critical theory: selected essays. New York: Continuum
Yudina E.N. (2008) Mediaprostranstvo kak novaya sociologicheskaya kategoriya [Media space as a new sociological category] // Sociologicheskie nauki, No. 2, p. 151
Финансирование
Исследование реализовано в рамках проекта «Тюрко-монгольский мир Большого Алтая: единство и многообразие в истории и современности» по государственному заданию Министерства науки и высшего образования РФ (реестровый номер – 748715Ф.99.1.ББ97АА00002).

Загрузки

Опубликован

2022-12-15

Выпуск

Раздел

Журналистика: Общество. История. Политика. Закон. Экономика.