Интеллектуальный капитал как основа развития общества знаний

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/HJ.2020.v55.i1.02

Ключевые слова:

интеллектуальная нация, нематериальные инвестиции, человеческий капитал, общество знания.

Аннотация

Статья посвящена проблемам развития общества знания. Формирование «интеллектуальной нации» – это путь модернизации общества в XXI веке, когда главным источником развития становится человек креативный. «Проект интеллектуальной нации» должен учитывать три возможных момента: создание новых решений, технологий и инноваций; информационная революция; духовное воспитание молодежи. Сегодня у Казахстана достаточно возможностей, чтобы занять достойное место в сфере подготовки специалистов, конкурентоспособных на мировой арене.

Цель научного исследования – анализ стратегических концептов и форм реализации отечественного модернизационного вектора «интеллектуальной нации», изучение гуманизационных аспектов информационного обеспечения общества знаний.

Авторами был проведен системный и сравнительный анализы работ выдающихся ученых, проводивших исследования в области интеллектуальных инвестиций, нематериальных ценностей, экономической свободы, политической свободы, массовой коммуникации и общественных интересов, политического дискурса и  метафорики,  а  также  анализ,  обсуждение  и  оценка  путей формирования национального потенциала Казахстана. Создание духовного общества, основанного на общечеловеческих благах и национальных ценностях, является обязанностью каждого из нас.

Для повышения интеллектуального потенциала Казахстана необходимо создание общества знаний. Предпосылками, способствующими этому, считают повышение научно-инновационного потенциала, доступности получения знаний для населения, расширение информационного равенства для граждан, духовно-нравственных ценностей для населения.

При работе над исследованием был использован метод контент–анализа – в теоретической части и метод анкетирования. Научная новизна настоящего исследования заключается в разработке рекомендаций по оптимизации воздействия СМИ на жизнь современной целевой аудитории, формирование интеллектуальной нации. Практическая значимость настоящего исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы как в дальнейшем теоретическом анализе проблемы, так и на практике организации СМИ.

Биографии авторов

Янчук В.А., КазНУ имени аль-Фараби

Белорусский государственный Университет, Беларусь, г. Минск

Султанбаева Г.С.

Казахский Национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы

Султанбаева Е.С.

Агентство Хабар, Казахстан, г. Алматы

Ложникова О.П.

Казахский Национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы

Библиографические ссылки

Albert S., Bradley К. The Impact of Intellectual Capital / Open University Business School Working Paper. 1996. - №15. – Р. 98-101.
Bukalov C. About place of socionika in a number of other systems. SmiPL. 1995; 2: 56-58.
Bounfour А. University of Marne La Valle, France Assessing Performance of European Innovation Systems: An intellectual Capital Indexes Perspective.
Carlsson B., Eliasson G. Industrial Dynamics and Endogenous Growth. KTH. – Stockholm: Sweden, 2001. - 24 p. Clement W., Hammerer G., Aussagen Z. Zur österreichischen Hartwäh-rungspolitik. - Industriewiss. Inst., 1995.
Edvinsson L., Malone M. Intellectual capital. Determining the true value of the company [Electronic resource] URL: http://iir- mp.narod.ru/books/ inozemcev/ page_1429.html (date accessed: 16.05.2015)
Humanitarian technologies in university educational practice: theory and design methodology: Textbook. St. Petersburg.
2007:198.
Kenzhegaraev N.D. Basic methodological principles of formation of intellectual personality based on the concept of A. Kunan- baeva “Complete Person”. Materials of II International Scientific Conference / Pedagogy: tradition and innovation. Chelyabinsk, Russia, 2012: 96-98.
Kurochkin A. Humanities technology: the problem of choosing the methodological foundations. www.gtmarket.ru/laboratory/ expertize/2006/725
Levashov V.K. Intellektual’nyy potentsial obshchestva: sotsiologicheskiye issledovaniya i prognozirovaniye [Intellectual poten- tial of society: sociological research and forecasting] http://www.gtmarket.ru/ratings/legatum-prosperity-index/info.
Lukyanov D.V. Istoriograficheskoye znaniye i gumanitarnyye tekhnologii sovremennosti. Kommunikativnyye strategii kul’tury i gumanitarnyye tekhnologii. Nauchno-metodicheskiye materialy. [Historiographical knowledge and modern technologies of the humanities. Communicative strategies of culture and humanitarian technologies. Scientific and methodological materials.] - St. Petersburg, 2007. - 79 p.
Mynbay D. The Laws of History www.centrasia.ru/newsA.php
Nazarbayev N.A. Sotsial’no-ekonomicheskaya modernizatsiya– glavnyy vektor razvitiya Kazakhstana [Socio-economic mod- ernization is the main vector of development of Kazakhstan] // www.akorda.kz
Ostrovsky E. Advertising as a tool for high humanitarian technologies. www.rae.ru
Stewart T.A. Intellectual Capital. The New Wealth of Organizations. – N.Y. – L., Doubleday / Currency, 1997. Copyright – T.A.Stewart, 1997
Sultanbaeva G.S., Kulsarieva A.T., Zhumashova Zh.A. Ot intellektual’noy natsii – k intellektual’nomu potentsialu. Kollektivna- ya monografiya. [From intellectual nation to intellectual potential. Collective monograph.] - Almaty: IE Volkova N.A., 2012.-9 p.
Teece D.J. Dynamic capabilities and strategic management \ Oxford University Press.2009
Zhuravlev V.A. Intellektual’nyy potentsial kreativnogo obshchestva – elementy i kharakteristika // Kreativnaya ekonomika. [Intellectual potential of a creative society - elements and characteristics // Creative Economy.] - 2009. — № 8 (32). — С. 3-14.

Загрузки

Опубликован

2020-03-26

Выпуск

Раздел

Журналистика: Общество. История. Политика. Закон. Экономика.