Наследие аль-фараби и абая в медиариторике ХХI века

Авторы

  • Абдуллина Л.И. КазНУ имени аль-Фараби
  • Касенов С.Т.

DOI:

https://doi.org/10.26577/HJ.2020.v55.i1.07

Ключевые слова:

медиариторика, медиапространство, медиадискурс, медиакартина мира, медийный феномен.

Аннотация

Наступивший год проходит под знаком двух юбилеев — 1150-летия великого ученого      и философа средневекового Востока Абу Насра аль-Фараби и 175-летия выдающегося казахского поэта и просветителя Абая Кунанбайулы. В фокусе научного наблюдения авторов статьи – формирование новой социально-культурной парадигмы. Современный медиадискурс признан учеными и общественными деятелями как главный культурообразующий фактор эпохи, требующий комплексного, полигуманитарного осмысления, что придает актуальность представленному исследованию.

Целью настоящего исследования является установление механизма отражения культурного события с помощью инструментов медиариторики. Наследие аль-Фараби и Абая Кунанбайулы,  чьи юбилейные даты отмечаются цивилизованным миром, приобретает многократный резонанс   и современное звучание благодаря риторическому и информационному ресурсам.

Оригинальность исследовательского подхода заключается в двуедином составе объекта изучения: наследие великих гуманистов прошлого и специфика медиапространства настоящего. Медиариторика как дискурсивная практика обладает необходимым инструментом, который задействован в формировании медиакартины мира. Благодаря средствам масс-медиа общечеловеческие ценности в наследии великих гуманистов становятся доступными современным потребителям информации. Сами исторические личности воспринимаются в качестве медийных трансляторов достижений культуры и цивилизационных идей, одинаково значимых для мирового человеческого сообщества.

В ходе наблюдения и применения научных методов авторы приходят к выводам: приемы медиариторики продуктивны в формировании современного культурно-политического контекста. Нравственные уроки великих гуманистов, представленные в формате событийного маркетинга, способствуют глубокому усвоению национальной истории. Риторическая апелляция к авторитету исторических личностей расставляет необходимые и своевременные акценты в соответствии с логикой современного культурно-политического контекста.

Практическое значение итогов работы направлено на применение медиариторических приемов в гуманитарных науках, в профессиональной деятельности журналистов-практиков и общественных деятелей.

Ценность проведенного исследования заключается в обнаружении и комментировании механизма медиариторической техники, задействованной в формировании медиакартины мира.

Библиографические ссылки

Анненкова И.В. Медиариторика: основные направления исследований. В кн.: Медиальманах, No1: 6-13. 2012, Аристотель. (1978). Риторика / Пер. с древнегреч. Н. Платоновой // Тахо-Годи А. А. (ред.). Античные риторики. – М.:
Лабиринт. – С. 15-164.
Antaki C., Leudar I. (1991). Recruiting the Record: Using Opponents’ Exact Words in Parliamentary Argumentation // Text.
Vol. 21. – № 4. P. 467-488.
Barthes R. (1977). Rhetoric of the Image // Heath S. (ed.). Image, Music, Text. New York: Hill and Wang. – P. 32-51. Bell A. Language and the Media / A. Bell // Annual Review of Applied Linguistics. – 1995. – Vol. 15. – P. 23-41.
Болотнова Н. С. Вариативность отражения новости в медиадискурсе как медийная коммуникатвная универсалия // Вестник ТГПУ, Выпуск 2 (191). – Томск, 2018. – С.61-68.
Ван Дейк Т. 2013. Дискурс и власть: Репрезентация доминирования в языке коммуникации. Пер. с англ. – М.: Книжный дом «ЛИБРКОМ», 344.
Гришанина-Мошкина О.В. Речевой оптимал в аспекте медиариторики // Международный научно-исследовательский журнал. Выпуск №4(46). Ч. 7. 2016. – С.70-72.
Лебедева А.П. Специальные мероприятия как инструмент коммуникационной политики/ А. П. Лебедева // Вестник ГУУ. – 2013. – № 23. – Минск, 2013. – С. 65-69.
Мусихин Глеб Политическая риторика как квазисимволизация?// Социологическое обозрение. 2016. т. 15. №2. – С.66-86. Скокова Т.В. Медиариторические приемы «Независимой газеты» во время освещения конституционного кризиса 1992–
1993 гг. //Научные ведомости. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Том 38, No 2. – С.275-285.
Dryzek J. (2002). Deliberative Democracy and Beyond: Liberals, Critics, Contestations. Oxford: Oxford University Press.
Dryzek J. (2010). Rhetoric in Democracy: A Systemic Appreciation // Political Theory. Vol. 38. № 3. P. 319-339.
Fetzer A. Political Discourse in the Media: Cross–cultural Perspectives / ed. A. Fetzer, G. E. Lauerbach. – Amsterdam : J. Benjamins, 2007. – 379 p.
Finlayson, 2007; Finlayson, Martin, 2008). Finlayson A. (2007). From Beliefs to Arguments: Interpretive Methodology and Rhetorical Political Analysis // British Journal of Politics and International Relations. Vol. 9.
Matheson D. Media Discourses: Analysing Media Texts / D. Matheson. – London : Open Univ. Press, 2005. – 265 p. Skinner Q. (2002). Visions of Politics: Regarding Method. Cambridge: Cambridge University Press, vol. 1.
Toulmin, 2003. The Uses of Argument. Cambridge: Cambridge University Press.
Valentino, N. A., & Nardis, Y. (2013). Political communication: Form and consequence of the information environment. In L. Huddy, D. O. Sears, & J. S. Levy (Eds.), The Oxford handbook of political psychology (p. 559–590). Oxford University Press.
Van Zoonen L., Vis F., Mihelj S. (2011). YouTube Interactions Between Agonism, Antagonism and Dialogue: Video Responses to the Anti-Islam Film Fitna // New Media and Society. Vol. 13. №8. P. 1283-1300.
Шомова, С. А. Медиариторика как метод политической PR-коммуникации [Текст] / С. А. Шомова // Вестник Москов- ского университета: серия 10. Журналистика. – М., 2003. – №4. – С.49-60.

References

Annenkova I.V. 2012. Mediaritorika: osnovnye napravleniya isslrdovanyi. [Rhethorics of media: main ways of researches] In: Medialmanah, No1: 6-13.
Antaki C., Leudar I. (1991). Recruiting the Record: Using Opponents’ Exact Words in Parliamentary Argumentation // Text.
Vol. 21. № 4. P. 467-488.
Aristotel’, Perevod s drevnegrecheskogo N. Platonovoy, redactor Takho-Godi A. A. (1978). Ritorika [Rhetoric]. Antichnyye ritoriki, pp. 15-164
Barthes R. (1977). Rhetoric of the Image // Heath S. (ed.). Image, Music, Text. New York: Hill and Wang. P. 32-51.
Bell A. Language and the Media / A. Bell // Annual Review of Applied Linguistics. – 1995. – Vol. 15. –
P. 23-41.
Bolotnova N. S. (2018) Variativnost’ otrazheniya novosti v mediadiskurse kak mediynaya kommunikatvnaya universaliya [Variability of reflecting news in a media discourse as a media communicative universal]. Vestnik TGPU, vol. 2, pp. 61-68.
Dryzek J. (2002). Deliberative Democracy and Beyond: Liberals, Critics, Contestations. Oxford: Oxford University Press. Dryzek J. (2010). Rhetoric in Democracy: A Systemic Appreciation // Political Theory. Vol. 38. № 3. P. 319-339. [Dryzek, 2010: 327] Fetzer A. Political Discourse in the Media: Cross–cultural Perspectives / ed. A. Fetzer, G. E. Lauerbach. – Amsterdam : J.
Benjamins, 2007. – 379 p.
Finlayson, 2007; Finlayson, Martin, 2008). Finlayson A. (2007). From Beliefs to Arguments: Interpretive Methodology and Rhetorical Political Analysis // British Journal of Politics and International Relations. Vol. 9.
Grishanina-Moshkina O.V. (2016) Rechevoy optimal v aspekte mediaritoriki [Optimal speech in the aspect of media rhetoric].
Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel’skiy zhurnal, vol. 4, pp. 70-72.
Lebedeva A.P. (2013) Spetsial’nyye meropriyatiya kak instrument kommunikatsionnoy politiki [Special events as an instrument of communication policy]. Vestnik GUU, No23, pp.65-69.


Matheson D. Media Discourses: Analysing Media Texts / D. Matheson. – London : Open Univ. Press, 2005. – 265 p. Musikhin G. (2015) Politicheskij mif kak raznovidnost’ politicheskoj simvolizacii [The Political Myth as a Kind of Political
Symbolization]. Obshhestvennye naukiisovremennost’, No5, pp. 102-117.
Shomova S.A. 2003. Mediaritorika kak metod politicheskoi pr-kommynikaczii. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seria 10.
Zhurnalistika, No4: 49-60.
Skinner Q. (2002). Visions of Politics: Regarding Method. Cambridge: Cambridge University Press, vol. 1.
Skokova T.V. 2019. Mediatrices methods of “the Independent newspaper» during coverage of the constitutional crisis of 1992- 1993. Belgorod State University Scientific Bulletin. Humanities series, (38) 2: 275-285. (In Russian). DOI: 10.18413/2075-4574- 2019-38-2-275-285.
Toulmin, 2003. The Uses of Argument. Cambridge: Cambridge University Press.
Valentino, N. A., & Nardis, Y. (2013). Political communication: Form and consequence of the information environment. In
L. Huddy, D. O. Sears, & J. S. Levy (Eds.), The Oxford handbook of political psychology (p. 559–590). Oxford University Press. Van Dijk.2013. Discours I vlast: Reprezentacziya dominirovaniya v yazike kommynikaczii. Per. C angl. M.: Kniznyi dom
«LIBRKOM», 344.
Van Zoonen L., Vis F., Mihelj S. (2011). YouTube Interactions Between Agonism, Antagonism and Dialogue: Video Responses to the Anti-Islam Film Fitna // New Media and Society. Vol. 13. №8. P. 1283-1300.

Загрузки

Опубликован

2020-03-26

Выпуск

Раздел

Журналистика: Общество. История. Политика. Закон. Экономика.