Экологический дискурс в социальных сетях Казахстана: конструкция императива

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/HJ.2020.v56.i2.05

Ключевые слова:

экология, социальные сети, молодежь, экологическое сознание, устойчивое развитие, аудитория.

Аннотация

Конструктивные изменения медиаландшафта за счет интенсификации социальных сетей способствовали созданию новых модулей социального дискурса. Особый интерес сегодня приобретает экологическая тематика, популярность которой обусловлена рядом факторов, в числе которых – рост экологической осведомленности, вызванный открытым доступом к информации в социальных сетях, повышение уровня грамотности в вопросах природопользования, сохранения окружающей среды, а также быстрое оповещение об экологических инцидентах.

Цель исследования – проанализировать влияние экологического контента социальных сетей на конструирование экологического императива в сознании молодежи Казахстана. В этой связи были изучены наиболее популярные социальные сети, произведена сегментация аудитории по возрасту и уровню образования, проанализирован контент социальных медиа в сфере экологии. Используя методы сравнения, обзора, контент-анализа и опроса, авторы определили наиболее устойчивые признаки конструирования экологического сознания молодежной аудитории социальных сетей.

Авторы пришли к выводу, что сегодня в сознании молодых казахстанцев все настойчивее проявляется тенденция включенности экологической тематики в массив концепции устойчивого развития, в итоге формируется ряд факторов низкой терпимости к дисбалансу в данной сфере, включая политику и экономику. Также авторы отмечают повышение интереса к категориям социальной ответственности и этики, что приводит к осознанному пониманию общечеловеческих ценностей, верховенства закона, социальной активности и стремлению к социальной интеграции. На более высоком уровне развития экологического сознания молодое поколение казахстанцев способно формировать экономический и политический дискурс, а также аккумулировать ментальный призыв к государству в вопросе баланса и согласованности в самых разных сферах.

Представленное исследование предполагает интеграцию сразу нескольких направлений, что делает ее результаты интересными для понимания вариативности современных форм экологического дискурса, специфики изменений поведения аудитории, ее преобразования в активного актора, аудиторию-агента, способного к генерации собственного контента и медиа-коммуникации, исключающей традиционные медиа.

Библиографические ссылки

References:
1. Bermejo Fernando (2007). The Internet audience: constitution and measuremen. New York: Lang, 2007.
2. Boulouta, I., & Pitelis, C. N. (2014). Who Needs CSR? The Impact of Corporate Social Responsibility on National Competitiveness. Journal of Business Ethics, 119, 349-364.
3. Davy`dova O. (2020). Novy`j E`kokodeks. Gazeta Liter. [New EcoCode] 5.02.20. https://liter.kz/novyj-ekokodeks/
4. Daniel Chandler, Rod Munday (2011), A Dictionary of Media and Communication, Oxford University Press.
https://www.oxfordreference.com/view/10.1093/acref/9780199568758.001.0001/acref-9780199568758
5. Danchenok L.A. Osnovy` marketinga: Uchebnoe posobie / Moskovskij gosudarstvenny`j universitet e`konomiki, statistiki i informatiki. - M.,2003. - 262 s. [Bases of Marketing: Study Book] Moscow State university of Economics, Statistics and Computer Science. - M.,2003. - 262 p
6. Ghali, M. R., Frayret, J. M., & Robert, J. M. (2016). Green social networking: concept and potential applications to initiate industrial synergies. Journal of Cleaner Production.
7. Informburo.kz, (2020). Kak zabotyas' ob ekologii mozhno navredit' ekonomike. [How caring for the environment can harm the economy], April 15th 2020.https://informburo.kz/special/kak-zabotyas-ob-ekologii-mozhno-navredit-ekonomike.html
8. Samruk-Kazy`na, (2018). Zelenaya e`konomika: realii i perspektivy` v Kazaxstane. [Green economics: reality and perspectives in Kazakhstan]. https://www.sk.kz/upload/iblock/3f5/3f5f8e2087688517bcc667eeebc82630.pdf
9. Schroeder, P., Anantharaman, M. (2017). Lifestyle Leapfrogging” in Emerging Economies: Enabling Systemic Shifts to Sustainable Consumption. Consum Policy 40, 3–23 (2017). https://doi.org/10.1007/s10603-016-9339-3
10. Zakon.kz, (2020). Novy`j E`kologicheskij kodeks v bor`be za e`kologiyu sposoben negativno povliyat` kak na e`konomiku Kazaxstana… 29 aprelya, 2020 [The new Environmental Code in the fight for the environment can negatively affect both the economy of Kazakhsta...] 29th of April, 2020 https://www.zakon.kz/5019781-kak-novyy-ekokodeks-mozhet-otrazitsya.html.
11. Korporativny`j blog issledovatel`skoj kompanii BRIF Research Group [BRIF Research Group Corporate Blog]https://www.brif.kz/blog/?p=3304
12. Inbusiness (2020). Kakimi budut social`ny`e media v 2020 godu. [What will social media be in 2020?].kz https://inbusiness.kz/ru/news/kakimi-budut-socialnye-media-v-2020-godu
13. Mattila, A. S., & Hanks, L. (2012). Antecedents to participation in corporate social responsibility programs. Journal of Service Management, 23(5), 664-676.
14. Kochergin I.G. (2013) Razvitie social`ny`x setej e`kologicheskoj napravlennosti. [The development of environmental-friendly social networks].
15. Mel`nikova M.S., Yakovlev I.P. (2014) Ponyatie «Social`naya set`» v sociologicheskix teoriyax i internet-praktikax. [The concept of “Social Network” in sociological theories and Internet practices]. Bulletin of St. Petersburg State University. Series 9. Issue1. https://www.ecotalk.ru/phorum.html
16. Greta Tunberg. Electronic resource. Wikipedia – free encyclopedia.
17. Kaplan, A. M., & Haenlein, M. (2010). Users of the world, unite! The challenges and opportunities of Social Media. Business Horizons, 53(1), 59-68. Kietzmann, J. H., Hermkens, K., McCarthy, I. P., & Silvestre, B. S.
18. Kaldy`baeva O.V., Musataeva F.M., Okasova G.E. Ustanovki molodezhi sovremennogo Kazaxstana na proyavlenie social`noj aktivnosti. [Youth attitudes of modern Kazakhstan on the manifestation of social activity]https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36349730
19. Koncepciya e`kologicheskogo obrazovaniya Respubliki Kazaxstan // E`kologicheskoe obrazovanie v Kazaxstane. – 2005. – №1. –S. 3–6. [The concept of environmental education of the Republic of Kazakhstan] // Environmental education in Kazakhstan. - 2005. - No. 1. -WITH. 3-6
20. Nurgaby`lova A.Sh. (2018). Osobennosti e`kologicheskogo obrazovaniya molodezhi v respublike Kazaxstan. 2018 № 1 (213). [Features of environmental education of youth in the Republic of Kazakhstan]. Bulletin of Orenburg State University 2018 No. 1 (213).
21. Tokaev K. Konstruktivny`j obshhestvenny`j dialog – osnova stabil`nosti i proczvetaniya Kazaxstana. [Constructive public dialogue - the basis of stability and prosperity of Kazakhstan] / President K. Tokayev's message to the people of Kazakhstan / September 2, 2019
22. Sputnik – informacionny`j portal (2018). Bol`shaya strojka v gorax Almaty`? Stanet li urochishhe "Kok Zhajlyau" kurortom. (2018). [A large construction site in the mountains of Almaty? Will the Kok Zhailau tract become a resort. (2018).] https://ru.sputniknews.kz/society/20181104/7903445/almaty-kok-zhajlyau-slushaniya.html
23. Forbes – informacionny`j portal (2019). Reshenie prezidenta RK zapretit` realizaciyu proekta Kok-Zhajlau podderzhali v OON. [The decision of the President of Kazakhstan to ban the implementation of the Kok-Zhailau project was supported by the UN]. https://forbes.kz//news/2019/11/10/newsid_212337?
24. Wasserman, S., & Faust, K. (2007). Social network analysis: methods and applications. Cambridge, Cambridge University Press.
25. Roshandel Arbatani, T., Labafi, S., Robati, M. (2016). Effects of Social Media on the Environmental Protection Behaviour of the Public (Case Study: Protecting Zayandeh-Rood River Environment). Int. J. Environ. Res., 10(2):237-244, Spring 2016
26. Hamid, S., Sulaiman, H., Norman, A.A. (2016) Social media for environmental sustainability awareness in higher education. International Journal of Sustainability in Higher Education Vol. 18 No. 4, 2017 pp. 474-491 © Emerald Publishing Limited 1467-6370

Загрузки

Опубликован

2020-05-29

Выпуск

Раздел

Журналистика: Общество. История. Политика. Закон. Экономика.