Цифровые медиа-предпочтения в фокусе социальных исследований

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/HJ.2020.v56.i2.09

Ключевые слова:

телеканал «Хабар», цифровые медиа, цифровая трансформация, медиактивность, медиаповедение, медиапотребление.

Аннотация

В статье представлены результаты социлогического исследования  по медиаповедению взрослого населения Казахстана, а именно зрителей телеканала «Хабар» в контексте вопроса мировоззренческих ориентаций в цифровую эпоху. Целью исследования является определение специфики медиапотребления цифровых технологий населением Казахстана, в том числе выявления медиапредпочтений современного взрослого населения.

Основными задачами эмпирических  исследований являются: определение механизмов доступа к основным техническим средствам  коммуникаций и цифровым каналам информации, определение медиаповедения активных  пользователей  цифровых источников.

Выявление медиаповедения взрослого населения Казахстана, телезрителей канала «Хабар»  в фокусе развития и модернизации цифровой эпохы определяет практическую и научную значимость данного эмпирического исследования.

Методология исследования основана на  количественных и качественных методах: опрос середи целевой группы и работа в фокус-группах. Результаты исследования показывают сегментацию казахстанской аудитории с точки зрения использования цифровых каналов, с точки зрения потребления информации и с точки зрения медиа предпочтений. Все регионы страны можно разделить на две группы в соответствии с доминирующим типом телевизионной связи: на районы, где преобладает сельское население, и районы с более высоким уровнем урбанизации. Анализ показывает, что цифровое телевидение внедряется во всех областях, и мобильный Интернет начал конкурировать с проводным Интернетом.

Результаты исследования показывают, что  сегментация казахстанской аудитории  цифровых  каналов информации по стилю потребления и особенности медиапредпочтений аудитории телеканала «Хабар» имеет определенные различия. 

Можно сделать вывод, что респонденты в поисках дополнительной информации воспользуются тремя каналами: телевидением, неформальными каналами и интернет-ресурсами. Пока сохраняется традиция формализованного пассивного восприятия информации, которую лучше всего поддерживает телевидение. Но эта традиция уже начинает ломаться на молодежных группах, которые большое внимание как источникам информации уделяют новым СМИ – мессенджерам, социальным сетям и интернет-сайтам.

Результаты исследования можно применить в прикладных работах по социальной журналистике, медиа маркетингу и цифровому бизнесу.

Библиографические ссылки

References:
Barmankulov M.K. Vozmozhnosti kosmicheskogo televideniya. – Almaty: Posobie. -1993.19 s.
Bilton, C. (2019). The Disappearing Product and the New Intermediaries. In M. Deuze & M. Prenger (Eds.), Making Media: Production, Practices, and Professions (pp. 99–110). Amsterdam: Amsterdam University Press. doi: 10.2307/j.ctvcj305r
Cano, C. R., Boles, J. S., & Bean, C. J. (2005). Communication Media Preferences in Business-to-Business Transactions: An Examination of the Purchase Process. The Journal of Personal Selling and Sales Management, 25(3), 283–294.
David H., Willnat W., Willnat L. Changes in U.S. Journalism: How do journalists think about social media? Journalism Practice, 2016: 1-13
Gambino F. The New Digital Grammar in the Culture of Institutions // Studies in Logic, Grammar and Rhetoric, Volume 59, Issue 1, 2020. - P.27-45.
Litschka, Michael. The Political Economy of Media Capabilities: The Capability Approach in Media Policy// Journal of Information Policy, vol. 9, 2019, pp. 63–94.
Maxwell J.A. (2008). The value of a realist understanding of causality for qualitative research. In N. Denzin (Ed.), Qualitative research and the politics of evidence (pp.163-181). Walnur Creek, CA: Left Coast Press.
McCombs, M. (1976) Handbook of Reporting Methods. Boston: Houghton Mifflin.
Meulemann, H. (2012). Information and Entertainment in European Mass Media Systems: Preferences for and Uses of Television and Newspapers. European Sociological Review, 28(2), 186–202.
Prokhorov А., Konik L. Cifrovaya transformaciya. Analiz, trendy, mirovoj opyt. Digital transformation. Analysis, trends, world experience.2019
Rogers D. Optimal Clustering of time periods for Electricity demand-side management. IEEE Transactions on Power systems. DOI: 10.1109/TPWRS.2013.2252373
Schroeder, R. (2018). Media systems, digital media and politics. In Social Theory after the Internet: Media, Technology, and Globalization (pp. 28–59). London: UCL Press. doi: 10.2307/j.ctt20krxdr.5
Sparacino Flavia. Intelligent Architecture: Embedding Spaces with a mind for augmented interaction // Human-Computer Interaction – INTERACT 2005: IFIP TC 13, LNCS 3585. - P. 2-3.
Weil Peter , Warner Stephanie: Cifrovaya transformaciya biznesa. Izmenenie biznes-modeli dlya organizacii novogo pokoleniya. (Digital business transformation. Changing the business model for a new generation) – Al'pina Pablisher, 2019 – 219 s.
Digital Implementation Index
State Program “Digital Kazakhstan” https://digitalkz.kz/wp-content/uploads/2018/04/Digital-Kaz_ru.pdf
https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/fields/199.html
https://kapital.kz/business/80976/kak-uskorit-tsifrovuyu-transformatsiyu-biznesa-v-kazakhstane.html
https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Business%20Functions/McKinsey%20Digital/Our%20Insights/Digital%20identification%20A%20key%20to%20inclusive%20growth/MGI-Digital-identification-Report.ashx
https://www.government.kz/en/news/kazahstan-zanimaet-28-mesto-iz-140-stran-mira-v-reytinge-legkosti-vedeniya-biznesa-doing-business
http://dx.doi.org/10.1080/ 17512786. 2016.1171162

Загрузки

Опубликован

2020-05-29