Влияние мессенджера Тelegram на развитие медиапространств России и Беларуси: сравнительный анализ

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/HJ.2020.v58.i4.01

Аннотация

Тема данного исследования связана с возрастающей ролью мессенджера Telegram в системе массовых коммуникаций России и Беларуси. Основным направлением научного исследования стала проблема адаптации СМИ России и Беларуси к распространению мессенджера. Научная значимость исследования обусловлена необходимостью развития системного подхода в изучении СМИ и влиянием процессов цифровизации на развитие медиапространства. Практическая значимость работы объясняется объективными выводами, которые могут послужить основой для развития уже существующих медиакомпаний, а также для появления новых медиапроектов.

 

Методология исследования базируется на сравнительном анализе статистических данных об аудитории ведущих Telegram-каналов России и Беларуси. Основным источником данных выступил проект TelegramAnalytics (tgstat.com). Метод сравнительного анализа применяется в качестве основного подхода для формирования аргументированных выводов. Основные результаты исследования показывают, что наиболее повышенное влияние Telegram особенно наблюдается в Беларуси в 2020 году. В России, где на протяжении более двух лет осуществлялась блокировка мессенджера, влияние Telegram не столь значимо. В результате исследования было выявлено, что популярность Telegram как источника новостной информации в медиапространствах России

 

  • Беларуси растет, в то время как востребованность соцсетей (например, «ВКонтакте») падает. Многие «классические» медиа находятся в поисках успешной стратегии распространения

 

новостей на этой платформе. При этом некоторые СМИ по-прежнему используют Telegram как ленту ссылок на основной сайт, что нельзя считать эффективной стратегией поведения. Платформа Telegram способствует усилению обратной связи с аудиторией. Многие СМИ начинают использовать в каналах интерактивные формы контента (опросы, голосования и др.), включают возможность комментирования. Новой возможностью получения информации от читателей стали чат-боты.

Ключевые слова: медиапространство, Россия, Беларусь, Telegram, цифровые технологии, аудитория СМИ.

Библиографические ссылки

Басов О.Н. (2020) Telegram-каналы как новые медиа и инструменты внутриэлитной борьбы // Научно-практические исследования. – № 9-3 (32). – С. 31-39.
Блохин И.Н. (2016). Личность в пространстве массовой коммуникации: начало ролевого анализа. – СПб.: SCIENTIA.
Дзялошинский И.М. (2013). Медиапространство России: экологический аспект // Вопросы теории и практики журналистики. – № 3. – С. 64-79.
Дорохин В.Н. (2019) Феномен политических Telegram-каналов как инновационных цифровых СМИ в России // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. – № 1. – С. 103-105.
Коноплев Д.Э. (2017) Telegram как новая среда коммуникации в СМИ и соцсетях. // Знак: проблемное поле медиаобразования. – № 3 (25). – С. 198-200.
Пак Е.М. (2020) Сетевые платформы как инструмент продвижения СМИ // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. – № 2. – С. 128-134.
Парфенова В.В. (2018) Функциональные группы российских СМИ по уровню адаптации контента на платформе мессенджера Telegram // Век информации (сетевое издание). – Т. 2. № 2 (3). https://bit.ly/37tQiPl
Соколова Д.В. (2017) Дистрибуция новостного контента в мессенджере Telegram. Медиаскоп. 2017. Вып. 4. http://www.mediascope.ru/2380.
Солдаткина Я.В. (2018) Проблемы сегментации контента в СМИ и новые возможности мобильных мессенджеров // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. – Т. 23. № 3. – С. 323-330.
Фольц А.О. (2017). Каналы и боты российских СМИ в Telegram: новая платформа, старые проблемы // Век информации, 2(2). – 168-169.
Barlybaeva S.Kh. (2019). Mass Media Transformation in the Digital Age. Herald of Journalism, 1(51), 66-73. DOI: https://doi. org/10.26577/HJ.2019.v51.i1.07
Bykov I., Dorskii A., Gladchenko I. (2019). Trying to Keep Bloggers under Control: The Birth and Death of the “Bloggers Law" in Russia (2014-2017). Lecture Notes in Computer Science. № 11551 P. 261-271. DOI: 10.1007/978-3-030-17705-8_23
Bykov I., Hradziushka A., Ibrayeva G., Turdubaeva E. (2018). Instant Messaging for Journalists and PR-practitioners: A Study of Four Countries. Lecture Notes in Computer Science. № 11193. P. 257-269. DOI: 10.1007/978-3-030-01437-7_20
Castells M, Fernández-Ardèvol M, Qiu JL, Sey A. (2009). Mobile Communication and Society: A Global Perspective. Cambridge, Mass: The MIT Press.
Dunn J. (2014). Lottizzazione Russian Style: Russia’s Two-tier Media System. Europe-Asia Studies, 66(9), 1425-1451, DOI:10.1080/09668136.2014.956441
Hallin D. C., Mancini P. (2004). Comparing Media Systems. Cambridge: Cambridge University Press.
Holt K., Figenschou T. U., Frischlich L. (2019). Key Dimensions of Alternative News Media. Digital Journalism, 7(7), 860-869. Hradziushka A., Bykov I., Bakhvalova A. (2020). Local Media and Digital Environment in the Republic of Belarus. Proceedings
of the 2020 IEEE Communication Strategies in Digital Society Workshop. P. 12-14. DOI: 10.1109/ComSDS49898.2020.9101307
Влияние мессенджера Тelegram на развитие медиапространств России и Беларуси: сравнительный анализ Manaev O. (2014). Media in Post-Soviet Belarus: Between Democratization and Reinforcing Authoritarianism. Demokrati-zatsiya, 22(2), 207-229.
Vinogradova S., Melnik G., Shaldenkova T., Achkasova V., Klyuev Y. (2018). Promotion of Protest Ideas in Tactical Media. Espacios, 39 (36): 115-122.

References
Basov O.N. (2020) Telegram-kanaly kak novye media i instrumenty vnutrijelitnoj bor’by [Telegram-channels as new media and new tools for elite conflicts]. Nauchno-prakticheskie issledovanija, № 9-3 (32), S. 31-39.
Blohin I.N. (2016). Lichnost’ v prostranstve massovoj kommunikacii: nachalo rolevogo analiza. [Person in the mass communi-cation sphere: the basics of role analysis] SPb.: SCIENTIA.
Dzjaloshinskij I.M. (2013). Mediaprostranstvo Rossii: jekologicheskij aspekt. [Media landscape of Russia: ecological aspect] Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki, № 3, 64-79.
Dorohin V.N. (2019) Fenomen politicheskih Telegram-kanalov kak innovacionnyh cifrovyh SMI v Rossii. [Political Telegram-channels as inovative digitla media in Russia] Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Filologija. Zhurnalis-tika, № 1, 103-105.
Konoplev D.Je. (2017) Telegram kak novaja sreda kommunikacii v SMI i socsetjah. [Telegram as new platform of communica-tion in mass media and society] Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, № 3 (25), 198-200.
Pak E.M. (2020) Setevye platformy kak instrument prodvizhenija SMI. [Web platforms as a tool for mass media promotion] Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Filologija. Zhurnalistika, № 2, 128-134.
Parfenova V.V. (2018) Funkcional’nye gruppy rossijskih SMI po urovnju adaptacii kontenta na platforme messendzhera Tele-gram [Functional groups of Russian media according to the level of content adaptation for Telegram]. Vek informacii (online media), T. 2. № 2 (3). https://bit.ly/37tQiPl
Distribucija novostnogo kontenta v messendzhere Telegram. [Circulation of news in Telegram] Mediaskop. 2017. Vyp. 4. http:// www.mediascope.ru/2380.
Soldatkina Ja.V. (2018) Problemy segmentacii kontenta v SMI i novye vozmozhnosti mobil’nyh messendzherov. [Content seg-mentation in mass media and new opportunities for mobile messengers] Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Literaturovedenie. Zhurnalistika. T. 23. № 3, S. 323-330.
Folts A.O. (2017). Kanaly i boty rossijskih SMI v Telegram: novaja platforma, starye problemy [Channels and bots of Russian mass media in Telegram]. Vek informacii, 2(2), 168-169.
Barlybaeva S.Kh. (2019). Mass Media Transformation in the Digital Age. Herald of Journalism, 1(51), 66-73. DOI: https://doi. org/10.26577/HJ.2019.v51.i1.07
Bykov I., Dorskii A., Gladchenko I. (2019). Trying to Keep Bloggers under Control: The Birth and Death of the “Bloggers Law”in Russia (2014-2017). Lecture Notes in Computer Science. № 11551 P. 261-271. DOI: 10.1007/978-3-030-17705-8_23
Bykov I., Hradziushka A., Ibrayeva G., Turdubaeva E. (2018). Instant Messaging for Journalists and PR-practitioners: A Study of Four Countries. Lecture Notes in Computer Science. № 11193. P. 257-269. DOI: 10.1007/978-3-030-01437-7_20
Castells M, Fernández-Ardèvol M, Qiu JL, Sey A. (2009). Mobile Communication and Society: A Global Perspective. Cam-bridge, Mass: The MIT Press.
Dunn J. (2014). Lottizzazione Russian Style: Russia’s Two-tier Media System. Europe-Asia Studies, 66(9), 1425-1451, DOI:
10.1080/09668136.2014.956441
Hallin D. C., Mancini P. (2004). Comparing Media Systems. Cambridge: Cambridge University Press.
Holt, K., Figenschou, T. U., Frischlich L. (2019). Key Dimensions of Alternative News Media. Digital Journalism, 7(7), 860-869.
Hradziushka A., Bykov I., Bakhvalova A. (2020). Local Media and Digital Environment in the Republic of Belarus. Pro-ceedings of the 2020 IEEE Communication Strategies in Digital Society Workshop. P. 12-14. DOI: 10.1109/ComS-DS49898.2020.9101307
Manaev O. (2014). Media in Post-Soviet Belarus: Between Democratization and Reinforcing Authoritarianism. Demokrati-zatsiya, 22(2), 207-229.
Vinogradova S., Melnik G., Shaldenkova T., Achkasova V., Klyuev Y. (2018). Promotion of Protest Ideas in Tactical Media. Espacios, 39 (36): 115-122.

Загрузки

Опубликован

2021-01-06

Выпуск

Раздел

Журналистика: Общество. История. Политика. Закон. Экономика.