Образование в интересах устойчивого развития и ИКТ: кейс-программы MDP по устойчивому развитию в КазНУ им. аль-Фараби

Авторы

  • Rafis Abazov Институт Земли при Колумбийском университете, США, г. Нью-Йорк Почетный директор совместной программы КазНУ им. аль-Фараби и Института Земли Колумбийского университета MDP Global Classroom http://orcid.org/0000-0001-6042-9560

DOI:

https://doi.org/10.26577/HJ.2020.v58.i4.04

Аннотация

Многие университеты мира, в том числе и казахстанские, работают над включением Целей устойчивого развития (ЦУР) в образовательные программы и образовательный процесс. Проис­ ходит это в рамках разработки нового подхода к адаптации учебных программ и целых учебных модулей к реалиям современной экономики, зеленого развития и глобального сотрудничества по Повестке дня на период до 2030 года. ЦУР обеспечивают новую основу для организации высшего образования и приближения его к потребностям рынка труда и требованиям зеленой экономики. Существуют разные взгляды и подходы к работе с новой повесткой дня в области образования, связанной с ЦУР.

Цель данной статьи – проанализировать меняющиеся подходы к организации образова­ тельного процесса и включению повестки ЦУР в учебные планы на примере Казахстана. Во-первых, оцениваются теоретические аспекты включения повестки дня ЦУР в образовательный процесс с учетом того, и каким образом «Tеория изменений» повлияла на формулировку концепции образования для устойчивого развития. Во-вторых, анализируется международный опыт разработки программ по образованию для устойчивого развития с учетом программы MDP, новаторской программы, разработанной Колумбийским университетом в сотрудничестве глобальной сетью MDP. В-третьих, статья представляет кейсовое исследование (casestudy), внедренное Глобальной учебной программой MDP в Казахском национальном университете (КазНУ им. аль-Фараби) (Алматы, Казахстан), включая анализ десятилетнего опыта работы программы MDP в Казахстане (2011-2020 годы). В заключении суммируются выводы, сделанные в этой статье, обсуждаются некоторые последствия для политики и практики в области образования.

Ключевые слова: образование для устойчивого развития, Информационные и коммуни­ кационные технологии (ИКТ), Цели устойчивого развития (ЦУР), Теория изменений, Казахстан, Центральная Азия.

Библиографические ссылки

References
Abazov Rafis (Interview) (2019), Na kogo uchitsia v tsifrovom stoletii [“Who to study in the digital century?”]. Arguments i Facty (Kazakhstan), January 30, 2019, (journalist – Yulia Katsman). In Russian. https://aif-kaz.kz/node/3207?fbclid=IwAR0KLef9 42WIaezBVvXXfuuzEUlNILpYwb_fkjXPU3X1NEFy4b3VjZlQk-0 (accessed on April 20, 2019)
Abazov, Rafis, and Elmira Alim. (2012). Observing the Global Financial Crisis from the Developing World: The Case of Ka-zakhstan. Asian Politics and Policy, 4. 276-278.
Abazov Rafis (Interview) (2016), Opyt Kazakhstana unikalen dlia vsei evrazii [the experience of Kazakhstan is unique for en-tire Eurasia]. Dialogue (Kazakhstan) November 24, 2016. In Russian. http://www.dialog.kz/articles/obshchestvo/2016-11-24/rafis-abazov-opyt-kazahstana-unikalen-dlya-vsey-evrazii (accessed on April 20, 2020).
Abazov, Rafis (Interview) (2019), “Lifelong learning.” LITER, March 02, 2019.(In Russian). https://old.liter.kz/ru/articles/ show/56649-lifelong_learning(accessed on November 20, 2020).
GPSDD (2019). Theory of Change Narrative. The Global Partnership for Sustainable Development Data. https://www.data4s-dgs.org/sites/default/files/services_files/GPSDD%20Theory%20of%20Change.pdf(accessed on November 20, 2020).
Global Association MDP. Online resources and webspage. http://mdpglobal.org/Janos, Andrew C. (1986). Politics and Paradigms: Changing Theories of Change in Social Science.Stanford: Stanford Univer-sity Press.
Jahdhami, Adnan Al (2019). Theory of Change: Between Leadership and Modern Education. Singapore: Partridge Publishing Singapore.
Kubisch, A. (1997). Voices from the field: Learning from the early work of comprehensive community initiatives. Washington, DC: Asen Institute.
Earth Institute at Columbia University (2008). Report from the International Commission on Education for Sustainable De-velopment Practice. (The International Commission on Education for Sustainable Development Practice was commissioned by the Earth Institute at Columbia University and sponsored by the John D. and Catherine T. MacArthur Foundation). New York: Earth Institute at Columbia University. Accessible: https://www.macfound.org/media/article_pdfs/DEVELCOMM-EXECSUMM.PDF (accessed on November 20, 2020).
Mutanov G. (ed.) (2019) Smart Cities on the Silk Road: International Experience of Sustainable Development of Cities. Almaty: Kazak Universiteti.
EGOV.KZ (2020). ЦелиустойчивогоразвитиявРеспубликеКазахстан[Sustainable Development Goals in the Republic of Ka-zakhstan]. Online database in Russian. https://egov.kz/cms/ru/zur(accessed on November 20, 2020).
OECD (2018). Fostering Students’ Creativity and Critical Thinking – What it Means in School. Educational Research and In-novations. Paris: OECD, 2019. https://en.dl-servi.com/product/fostering-students-creativity-and-critical-thinking-what-it-means-in-school(accessed on November 20, 2020).
OECD (2018). Higher Education in Kazakhstan 2017. Paris: OECD, 2017.
Strategy 2050 (2020). ПоКакимПоказателямЦУРКазахстаномДостигнутыРезультаты [On Which SDG Indicators Kazakh-stan Achieved Results]. Online database in Russian. https://strategy2050.kz/ru/news/po-kakim-pokazatelyam-tsur-kazakhstanom-dostignuty-rezultaty-/(accessed on November 20, 2020).

UNECE (2019). Environmental performance reviews. Kazakhstan: third review. United Nations Economic Commission for Europe. Geneva: United Nations. http://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/epr/epr_studies/kazakhstan.pdf(accessed on November 20, 2020).

UNESCAP (2020). МониторингпоказателейЦУРвРеспубликеКазахстан [Monitoring of the SDG indicators in Kazakhstan]. Almaty: UNESCAP, 2020. (In Russian). https://www.unescap.org/sites/default/files/Session4_Kazakhstan_SDG_indicators_Rus-sian.pdf (accessed on November 20, 2020).
UNESCO (2014), Shaping the Future We Want: UN Decade of Education for Sustainable Development (2005-2014). Final Re-port. Paris: UNESCO. https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/1682Shaping%20the%20future%20we%20want. pdf(accessed on November 20, 2020).
UNESCO (2020), Global Education Monitoring Report 2020 Inclusion and education: All means all. Paris: UNESCO. https:// en.dl-servi.com/product/global-education-monitoring-report-2020-inclusion-and-education:-all-means-all(accessed on November 20, 2020).
UNESCO (2020), Issues and trends in education for sustainable development. Paris: UNESCO: 2020. https://en.dl-servi.com/ product/issues-and-trends-in-education-for-sustainable-development(accessed on November 20, 2020).
Wissema, J.G. (2009). Towards the Third Generation University. Managing the University in Transition. New York: Edward Elgar.

Загрузки

Опубликован

2021-01-06