Приемы и технологии подготовки журналистских кадров

Авторы

  • L. I. Abdullina Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы http://orcid.org/0000-0001-8750-214X
  • G. A. Bekbosynova Восточно-Казахстанский университет имени С. Аманжолова, Казахстан, г. Усть-Каменогорск http://orcid.org/0000-0001-7533-2729

DOI:

https://doi.org/10.26577/HJ.2021.v60.i2.09

Аннотация

Современные подходы к подготовке специалистов сферы медиа претерпевают значительные изменения, о чем свидетельствуют научные форумы журналистов (исследователей и практиков) с включением в диалог социологов, философов, политологов, PR-менеджеров; представителей разных отраслей медиапространства (финансовая, юридическая журналистика). После введения курса

«Мультимедийная журналистика» в учебный план средней школы – «слышатся» и голоса педагогов.

Во время приема творческого экзамена при поступлении на факультет журналистики, для абитуриента главный критерий выбора будущей профессии: «Хочу стать журналистом: люблю и умею общаться». Однако, после поступления и учебы нередки случаи разочарования. Для преподавателя важно установить причины падения интереса к профессии, максимально снизить риски и повысить качество преподавания. Напомним, что за профессиональным журналистом в региональных СМИ закреплена гораздо большая мера социальной ответственности. Он представляет «четвертую власть» в стране, защищая интересы народа и демократические принципы общества. Цель исследования в рамках статьи – определить актуальные и интерактивные модели обучения в журналистике на базе диагностики мышления, технических, технологических навыков и мотивации студентов.

В течение ряда лет студент, обучаясь на факультете журналистики, задает себе такие вопросы: обязательно ли обучаться журналистике; такая ли интересная и престижная эта профессия; высока ли конкуренция среди специалистов? Авторы разбирали разные современные направления успешной медийной личности и, наконец, пришли к выводу, что у этой категории студентов не сформирован навык – грамотно писать тексты.

В ходе исследования нами были определены четыре уровня условной «идентификации» будущего специалиста медиа: 1) абитуриент «no-name»; 2) первокурсник колеблющийся;

3) старшекурсник сомневающийся; 4) выпускник «в тренде». В ходе наблюдения мы установили: уже с середины второго курса журналистика не рассматривается студентами как профессия на всю жизнь. Соответственно на каждом этапе нами определены фокусы наблюдения, разработаны образовательный контент и модель поведения.

Рабочая гипотеза: если на каждом этапе «закладывать креативный» компонент, то этот фактор наряду с базовыми навыками и новой образовательной политикой гарантирует к окончанию факультета конкурентоспособного специалиста. Результатом исследования можно считать изучение модели формирования журналистов в системе: вуз-творчество-практика, на основе мультимедийности и принципов эффективной коммуникации.

Ключевые слова: методология, интегративные технологии, профессиональные практики, стратегия, медиасфера.

Библиографические ссылки

Литература

Ахметова Л.С. Медиаобразование в Казахстане: современный период. Сб. материалов «PR и СМИ в Казахстане – Алматы: Қазақ университеті, 2018 – Вып. 15. – С. 224-226.
Брайер А. О некоторых аспектах профессиональной культуры журналиста // Журналистское образование в XXI веке….
– Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000. – С. 19.
Дудиновa Е.И. Журналистское образование в структуре инновационного университета: поиск модели //Вестник НГУ. Серия: История, филология Т. 11. Выпуск 11. 2012 – С 77-84.
Евдокимова О. В. В журналисты б я пошел, пусть меня научат // Журналистское образование в XXI веке. Кого, кому и как учить журналистике? Сб. материалов международной учебно-методической конференции. – Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000. С.170-174.
North, Louise, The Gender ‘Problem’ in Australia Journalism Education (December 4, 2010). Available at SSRN: https://ssrn. com/abstract=2015844 or http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2015844
Ибраева Г. Ж. Журналистика Казахстана перед новыми вызовами. – 3-е изд., доп. и обновл.: монография – Изд. «Қазақ университеті» 2017, С 196-213.
Ибраева Г. Ж. Мысаева К.Н. Потребление новостных материалов в интернете в центральной Азии – IWPR, Кыргызстан: Представительство Института по освещению войны и мира в Центральной Азии, 2019. – С. 82. https://pps.kaznu.kz/ru/Main/ FileShow2/178661/30/1/87/0//
Корконосенко С.Г. Преподаем журналистику: взгляды и опыт. ‒ СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2006. – 152 с. Мангейм Дж. Б., Рич Р. К. Политология. Методы исследования: Пер. с англ. – М.: Весь Мир, 1997.
Негизбаева М. О., Дудинова Е.И. Казахстанский Путь: научный анализ стратегии, интегративной миссии и методов информационной поддержки. – Алматы: Изд. «Қазақ университеті» 2017. – С. 87.
Серия ЮНЕСКО по образованию для журналистов. Модель учебной программы по журналистике. Опубликовано ООН по образованию. Франция. ‒ 2017. Электронный ресурс: http://ru.unesco.kz/unesco-series-on-journalism-education
Олешко В. Ф. Профессиональная культура журналиста (к методологии преподавания цикла интерактивных дисциплин)// Журналистское образование в XXI веке. Кого, кому и как учить журналистике? Сб. материалов международной учебно- методической конференции. Екатеринбург. – Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000. – С. 12-19.
Павлович С. Общегуманитарная подготовка журналиста: к постановке вопроса. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2000. – 202 с.
Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук: Пер. с фр. – М.: Прогресс, 1972. ‒ 607 с.
Свитич Л. Г. Профессия: журналист. Учебное пособие / Л.Г. Свитич. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 255 с.
Стинс О., ван Фухт Д. Новые медиа // Вестник ВолГУ. Сер. 8: Литературоведение. Журналистика. – 2008. Вып. 7. – С. 98–106. Hajrvard S. Mediatization of Society. A Theory of The Media as Agents of Social and Cultural Change // Nordicom Review.
2008.Vol. 29, No 2. P. 105-134.
Thompson J. B. The Media and Modernity. A Social Theory of the Media. Stanford University Press, 1995. 314 р.
Фридман, Эрик. Интервью с профессором факультета журналистики Мичиганского университета Эриком Фридманом
/ Эрик Фридман; записала С. Симакова // URL: http://chelyabinsk.ru/text/person/27843350482944.html (дата обращения: 15.03.2016).

References

Akhmetova L.S. (2018) Mediaobrazovanie v Kazakhstane: sovremenny`j period. [Media education in Kazakhstan: the modern period]. Sb. materialov «PR i SMI v Kazakhstane –Almaty`: Қazaқ universiteti` – Vy`p.15. – S. 224-226.
Brajer A. (2000) O nekotory`kh aspektakh professional`noj kul`tury` zhurnalista. [About some aspects of the professional cul- ture of a journalist] // Zhurnalistskoe obrazovanie v XXI veke…. – Ekaterinburg: Izd-vo Ural, un-ta, S.19.
Dudinova E.I. Zhurnalistskoe obrazovanie v strukture innovaczionnogo universiteta: poisk modeli [Journalistic education in the structure of an innovative university: the search for a model] //Vestnik NGU. Seriya: Istoriya, filologiya T. 11. Vy`pusk 11. 2012 – S 77-84.
Yevdokimova O. V., (2000) V zhurnalisty b ya poshel, pust’ menya nauchat [I would go to journalists, let them teach me], ‒ Ekaterinburg: USU. pp.: 170-174.
North, Louise (2017) The Gender ‘Problem’ in Australia Journalism Education (December 4, 2010). Available at SSRN: https:// ssrn.com/abstract=2015844 or http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2015844
Ibraeva G. Zh. Zhurnalistika Kazakhstana pered novy`mi vy`zovami. [Journalism in Kazakhstan faces new challenges.] 3-e izd., dop. i obnovl.: monografiya – Izd. «Қazaқ universiteti`» 2017, S 196-213.
Ibraeva G. Zh. My`saeva K.N. (2019) Potreblenie novostny`kh materialov v internete v czentral`noj Azii [Consumption of In- ternet News Materials in Central Asia and the Central Asia] – IWPR, Ky`rgy`stan: Predstavitel`stvo Instituta po osveshheniyu vojny` i mira v Czentral`noj Azii, 2019. S. 82. https://pps.kaznu.kz/ru/Main/FileShow2/178661/30/1/87/0//
Korkonosenko. S.G. (2006) Prepodayem zhurnalistiku: vzglyady i opyt [Teaching Journalism: Views and Experience] / SPb.: Izd-vo SPb un-ta, 2006. – 152 s.
Mangeym Dzh. B., Rich R. K. (1997) Politologiya. Metody issledovaniya [Political Science. Research methods]: Per.s angl. – M.: Ves` Mir, P.57.
Negizbaeva M. O., Dudinova E.I. (2017) Kazakhstanskij Put`: nauchny`j analiz strategii, integrativnoj missii i metodov infor- maczionnoj podderzhki. [Kazakhstani Way: scientific analysis of strategy, integrative mission and methods of information support]. Izd. «Қazaқ universiteti`» 2017. S. 87.
Seriya UNESKO po obrazovaniyu dlya zhurnalistov. Model` uchebnoj programmy` po zhurnalistike [UNESCO Series on Edu- cation for Journalists. Model curriculum for journalism]. Opublikovano OON po obrazovaniyu. Francziya. ‒ 2017. E`lektronny`j resurs: http://ru.unesco.kz/unesco-series-on-journalism-education
Oleshko V. F. (2000) Professional’naya kul’tura zhurnalista (k metodologii prepodavaniya tsikla interaktivnykh distsiplin) [Pro- fessional culture of a journalist (to the methodology of teaching a cycle of interactive disciplines)] // 2000. С.12-19.
Pavlovich S. (2000) Obshchegumanitarnaya podgotovka zhurnalista: k postanovke voprosa [General humanitarian training of a journalist: to raise the question]. – Ekaterinburg: Izd-vo Ural`skogo un-ta, 2000. — 202 s.
Pento R., Gravitts M. (1972) Metody sotsial’nykh nauk [Social Science Methods]: Per. s fr. – M.: Progress, 1972. ‒ 607 s. SSvitich L. G. (2003) Professiya: zhurnalist [Profession: journalist] Uchebnoe posobie / L.G. Svitich. – M.: Aspekt Press, 2003.
255 s.
Stins O., van Fukht D. (2008) Novyye media [New media] // Vestnik VolGU. Ser. 8: Literaturovedenie. Zhurnalistika. 2008.
Vy`p. 7. S. 98-106.
Hajrvard S. Mediatization of Society. (2008) A Theory of The Media as Agents of Social and Cultural Change // Nordicom Review. 2008.Vol. 29, No 2. P. 105-134.
Thompson J. B. (1995) The Media and Modernity. A Social Theory of the Media. Stanford University Press, 1995. 314 р. Fridman, Erik. (2016) Interv’yu s professorom fakul’teta zhurnalistiki Michiganskogo universiteta Erikom Fridmanom [In-
terview with University of Michigan Journalism Professor Eric Friedman] / E`rik Fridman; zapisala S. Simakova // URL: http:// chelyabinsk.ru/text/person/27843350482944.html (data obrashheniya: 15.03.2016).

Загрузки

Опубликован

2021-06-16