Проблемы преподавания отраслевой журналистики

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/HJ.2022.v63.i1.08
        91 155

Аннотация

В статье акцентировано внимание на беспрецедентной активизации СМИ в условиях значительных перемен в политической, экономической, культурной, общественной жизни страны. В связи с этим показана необходимость развития отраслевой журналистики. В статье продемонстрирована актуальность туристской журналистики (трэвел-журналистики), арт-журналистики, как перспективных направлений для исследования в ряду таких отраслей деятельнсти СМИ, как медицинская, педагогическая, экономическая, психологическая, экологическая, военная журналистика. При этом была подчеркнута актуальность формирования отраслевой направленности, которая создает необходимость в подготовке специалистов.

Цель исследования – популяризация значимости отраслевой журналистики и утверждение взглядов будущих специалистов-журналистов на отраслевую ориентацию, акцентирование внимания на необходимости развития отраслевой журналистики в соответствии с современными требованиями к качеству подоготовки специалистов и проведению мероприятий.

В процессе исследования особое внимание было уделено научно-теоретическим аспектам отраслевой журналистики, научному обоснованию содержания каждой отрасли. Учитывая важность признания методических основ по вопросам развития отраслевой журналистики, обучения, была учтена необходимость принятия во внимание и взглядов обучающихся высших учебных заведений. В качестве практического материала использовались результаты исследования, проведенного в виде опроса.

Необходимость подготовки специалистов в определенной отрасли была подтверждена результатами опроса студентов образовательной программы «Журналистика», входящей в образовательную группу «Журналистика и репортерское дело».

Итогом исследования стал вывод о необходимости и важности преподавания отраслевой журналистики в вузе; подчеркнута необходимость повышения интенсивности внедрения курса «Отраслевая журналистика» в содержание образовательной программы «Журналистика» в процессе преподавания в высшей школе; сделан вывод о позитивном влиянии подготовки по отраслевому направлению на формирование профессиональных компетенций будущего специалиста-журналиста.

По мнению авторов, статья будет полезна для специалистов, стремящихся «расширить сферу применения» журналистики, что является одной из ее основных проблем.

            Ключевые слова: отраслевая журналистика, информация, профессиональная компетентность, специальность, СМИ, опрос.

Библиографические ссылки

Albert T. Medicial Journalism.–Routledge, 2004. 127 p.
Әбiлдина Ғ. Телевизия өнеpi: теоpиясы мен технологиясы. – Алматы:Қазақ унивеpситетi, 2012.– 390 б.
Болатқызы А. Салалық жуpналистика: мұнай және газ тақыpыбына тән еpекшелiктеp. 2019 ж, 1 қазан. https://qamshy.kz/article/52014-salalyq-dgurnalistika-munay-dgane-gaz-taqyrybyna-tan-erekshelikter
Бижан Ж. Жуpналист шығаpмашылығындағы жаңа инновациялық технологиялаp. Оқу құpалы. – Астана: Фолиант, 2013.– 208 б.
Беpезина Е.А. Пpавовая жуpналистика в системе совpеменных сpедств массовой инфоpмации совpеменой Pоссии. – Москва, 2015. – Автоpефеpат диссеpтации на соискание ученой степени кандидата филологичеких наук.
BylievaD., Nordmann A.Technology, Innovation and Creativity in the Digital Society. –XXI Professional Culture of the Specialist of the Future.–Springer,2017.–1003 p.
BodkerH., Neverla I. Environmental Journalism.–Compamy Routledge, 2016. –176 p.
Gayle S. Stever, David C. Giles, J. David Cohen, Mary E.Myers Understanding Media Psychology. Company Routledge, 2021.– 340 p.
Jahnnabi D. Environmental journalism in Bangladesh // Journalism studies. – 2012. – Vol.13, №2. – 242 p.
Kоxанова Л.А. Экологическая жуpналистика, PR и pеклама: учеб.пособие/ Л.А.Kоxанова. – Mосква: Юнити – Дана, 2007. – 383 с.
KrivtsovN. Theoreticial and Practicial Issues of journalism, 2017, vol. 6, no.3. – 365 p.
Мусинова А. Аpт-жуpналистика Казакстана: учебное пособие. – Алматы: Қазақ унивеpситетi, 2017.– 158 с.
Медеубекұлы С. Журналистикаға төрт жыл да аздық етеді. 2018,3 қараша: https://qazaqtimes.com/
Нургожина Ш.И. Экономическая тема в журналистике Казахстана: история, теория, практика. – Алматы : Казак университетi, 2002. - 241 с.
Нургожина Ш.И. Экономическая пресса Казахстана: теория и практика функционирования, тенденции развития: автореф. дис. д-ра филол. наук: – Ташкент, 2001.
New Journalisms. Rethinking Practice,Theory and Pedagogy. Edited by Karen Fowler-Watt and Stephan Jukes.– CompanyRoutledge, 2019. 212 p.
Омaшeв Н., Бeйceнқұлов A.,Тұpcынов Қ. Қaзaқ жуpнaлиcтикacы. – Т.2. – Aлмaты: Тaймac баспа үйi, 2008. – 252 б.
Олешко В.Ф. Психология жуpналистики. –Екатеpинбуpг: Изд-во Уpал ун-та, 2014. – 476 с.
Слямбеков Қ. Жуpналистеpдi оқытудың салалық ауқымы кеңейедi. – 2021 ж., 26 мамыp. https://massaget.kz/mangilik_el/janalyiktar/65315/
Омашев Н. Қоғам қандай болса, қазақ журналистикасы да сондай! https://dereksiz.org/ofam-andaj-bolsa-aza-jurnalistikasi-da-sondaj.html 2016.06.09
Sharon C., Bull Р. The Psychology of journalism.–Oxford university press, 2021. – 344p.
Sheridan Burns L., MatthewsB. Post-industrial journalism as a creative industry// Journal article. –WASET,2017. – Vol.11, lssue 6.– 1533 p.
Tracy L. Tuten, Michael R.Solomon.Social Media Marketing.– Paperback, 2018. – 342 p.
Tuten T.,Solomon M. Social Media Marketing. –Paperback, 2018. – 298 p.
Henrik Bodker, Irene Neverla Environmental Journalism. Compamy Routledge, 2016.– p.176
https://tengemonitor.kazgazeta.kz
Edited by Simon P. Anderson, Joel Waldfogel, David Strömberg (2015) Handbook of Media Economics.Volume 1,Pages 1-768.

References:

Albert T. (2004) Journalism Medical. – Routledge, pp.127.
Abildina G.(2012) Ars televisionis: theoria et technicae artis [Television art: theory and technology]– Almaty: Kazakh University, pp. 390.
Bolatovna A. (2019) Diurnarius Sectoralis: specialia olei et gasi[Industry journalist: Special oil and gas]– 1 Octobris. https://qamshy.kz/article/52014-salalyq-dgurnalistika-munay-dgane-gaz-taqyrybyna-tan-erekshelikter
Bizhan J. (2013) Novae technologiae novae in opere diurnariorum [New innovative technologies in the work of journalists]. Lectio comprehensio. – Astana: Foliant, pp.208.
Bepezina E.A. (2015) Diurnariorum instrumentorum communicationis socialis instrumentorum recentiorum notitiarum Russorum modernorum Legal journalism in the system of modern mass media in modern Russia. – Moscov. – Dissertatio medica pro gradu scientiarum philologicarum candidatorum.
Bylieva D., Nordmann A.(2017)Technology, Innovation and Creativity in the Digital Society.–XXI Professional Culture of the Specialist of the Future. –Springer,pp.1003.
Bodker H., Neverla I. (2016)Environmental Journalism.–Compamy Routledge, pp.176.
Gayle S. Stever, David C. Giles, J. David Cohen, Mary E.Myers (2021) Understanding Media Psychology. Company Routledge, pp.340.
Jahnnabi D. (2012)Environmental journalism in Bangladesh // Journalism studies.vol.13, no 2, pp. 242.
Kokhanova L.A. (2007) Diurnarius environmentalis, PR et vendo [Environmental journalism, PR and advertising]: textbook / LA Kokhanova. – Moscoviae :Unitas – Dana,pp. 383.
Krivtsov N. (2017)Theoreticial and Practicial Issues of journalism, vol. 6, no.3. pp 365.
Musinova A. (2017) Ars diurnaria Kazakhstan [Art journalism of Kazakhstan]: doceo. – Almaty: Kazakh University,pp158.
Medeubekuly S. Tort jyl jurnalistterge azdyq etedi. November 3, 2018: https://qazaqtimes.com/
Nurgozhina Sh.I. Economic theme in journalism of Kazakhstan: history, theory, practice [Economic topic in journalism of Kazakhstan: history, theory, practice.] – Almaty: Kazak University, 2002. - 241 p.
Nurgozhina Sh.I. Economic press of Kazakhstan: theory and practice of functioning, development trends [Economic press of Kazakhstan: theory and practice of functioning, development trends]: author. dis. Dr. Philol. Sciences: – Tashkent, 2001.
New Journalisms (2019) Rethinking Practice,Theory and Pedagogy. Edited by Karen Fowler-Watt and Stephan Jukes.– CompanyRoutledge, pp212.
Omashev N., Beisenkulov A., Tupkinov K.(2008) Diurnarius Kazakh [Kazakh journalism]. – vol.2. – Almaty: Taimac Publishing House,pp252.
Oleshko V.F.( 2014)Psychologia diurnaria[Psychology of journalism]– Ekaterinburg: Publishing Domus Universitatis Uralis,pp 476.
Omashev N. Qogam qanday bolsa qazaq jurnalistikasy da sonday! https://dereksiz.org/ofam-andaj-bolsa-aza-jurnalistikasi-da-sondaj.html 2016.06.09
Slyambekov K.(2021) Scopus sectoralis disciplinae diurnariorum dilatatur [The sectoral scope of training of journalists is expanding]. – 26 mai.https://massaget.kz/mangilik_el/janalyiktar/65315/
Sharon C., Bull Р. (2021) The Psychology of journalism.–Oxford university press, pp. 344.
Sheridan Burns L., MatthewsB. (2017) Post-industrial journalism as a creative industry // Journal article. –WASET,vol.11, lssue 6, pp.1533.
Tracy L. Tuten, Michael R.Solomon (2018) .Social Media Marketing.–Paperback,pp.342.
Tuten T.,Solomon M. (2018) Social Media Marketing. –Paperback, pp298.
Henrik Bodker, Irene Neverla (2016) Environmental Journalism.Compamy Routledge, pp 176.
https://tengemonitor.kazgazeta.kz
Edited by Simon P. Anderson, Joel Waldfogel, David Strömberg (2015) Handbook of Media Economics.Volume 1,Pages 1-768.

Загрузки

Опубликован

30.03.2022