Кризисная коммуникация в период ЧС (на примере Казну им. аль-Фараби)
DOI:
https://doi.org/10.26577/HJ.2022.v66.i4.04Аннотация
Статья посвящена выявлению специфики кризисных коммуникаций на уровне высших учебных заведений в Казахстане. Проанализированы инструменты управления, мотивы поведения сотрудников и студентов в кризисный период, роль социальных сетей, бросивших, по сути, вызов специалистам по кризисным коммуникациям в вузах.
Основная цель исследования заключается в изучении ценности социальных сетей как платформы для кризисного общения в университете. Главный исследовательский вопрос: Как и какие технологии социальных сетей выбираются, планируются, внедряются и контролируются в антикризисном управлении в университетах, в частности, в КазНУ им. аль-Фараби, ведущем многопрофильном высшем учебном заведении Казахстана? В качестве периода ЧС рассматривается «январская трагедия 2022 года». В силу этого возникают постактуальные исследовательские вопросы, которые касаются сопутствующих компонентов социальных сетей и антикризисного управления и включают следующее: Как получали информацию во время январских событий, какие виды коммуникации использовались? Каким образом сотрудники университета по кризисным коммуникациям отслеживают и реагируют на социальные сети на разных стадиях кризисов? Результаты этого исследования включают документирование практик, которые способствуют успешной интеграции кризисной коммуникации в социальных сетях.
Выводы представляют определенный интерес и могут быть использованы в научных исследованиях по проблемам изучения кризисной коммуникации. Работа дает также возможность расширить представление о трагических январских событиях, так как открывает результаты онлайн-опроса «Кризисные коммуникации в инверсионный период январских событий». Фактический материал, введенный в научный оборот, выводы, оценки, рекомендации авторов дают возможность использовать их при создании обобщающих трудов по изучаемой проблематике.
Ключевые слова: кризисная коммуникация, соцсети, январская трагедия, период ЧС.
Библиографические ссылки
Agency for Strategic planning and reforms of the Republic of Kazakhstan Bureau of National statistics - https://stat.gov.kz/
Barton, L. (1993). Crisis in organizations. Cincinnati, OH: South-Western
Booker, L. (2014). Crisis management: Changing times for colleges. Journal of College Admission. 16-23.
Coombs, W. T. (1999). Ongoing crisis communication. Thousand Oaks, CA: Sage.
Dayton, B. W., Boin, A., Mitroff, I. I., Alpaslan, M. C., Green, S. E., Kouzmin, A., & Jarman, A. M. G. (2004). Managing crises in the twenty-first century. International Studies Review, 6(1), 165-194.
De Smet, H., Lagadec, P., & Leysen, J. (2012). Disasters out of the box: A new ballgame? Journal of Contingencies and Crisis Management, 20(3), 138-148.
Drupsteen, L. & Guldenmund, F. W., (2014). What is learning: A review of the safety literature to define learning from incidents, accidents, and disasters. The Journal of Contingencies and Crisis Management, 22(2), 81-96.
Freberg, K., Palenchar, M. J., & Veil, S. R. (2013). Managing and sharing H1N1 crisis information using social media bookmarking services. Public Relations Review, 39, 178-184.
George, A. (2005). Blogs as transformational corporate communi cation tool: Implications for crisis communication. Paper presented at the annual meeting of the Association for Business Communication, Irvine, CA.
Kathleen Fearn-Banks. Crisis Communications. 5th Edition, Routledge, 2017. DOI: https://doi.org/10.4324/9781315684857
Mitroff, I. I., Diamond, M. A., & Aplaslan, C. M. (2006). How prepared are America's colleges and universities for major crises? Assessing the state of crisis management. Change, 38(1), 60-67.
Palen, L. (2008). Online social media in crisis events. Educause Quarterly. 76-78.
Quarentelli, E. (1999). The disaster recovery process: What we know and do not know from research. Retrieved from http://dspace.udel.edu/bitstream/handle/19716/309/PP%20286.pdf?sequence=1
Schultz, F., Utz, S., & Goritz, A. (2011). Is the medium the message? Perceptions of and reactions to crisis communication via twitter, blog, and traditional media. Public Relations Review, 37, 20-27.
Sellnow, D. D., Lane, D., Littlefield, R. S., Sellnow, T. L., Wilson, B., Beauchamp, K., & Venette, S. (2014). A receiver-based approach to effective instructional crisis communication. Journal of Contingencies and Crisis Management, 1-10.
Ulmer, R. R., Seeger, M. W., & Sellnow, T. L. (2007). Effective crisis communication: Moving from crisis to opportunity. Thousand Oaks, CA: SAGE Publications.
Vihalemm, T., Kiisel, M., & Harro-Loit, H. (2012). Citizens' response patterns to warning messages. Journal of Contingencies and Crisis Management, 20(1), 13¬25.
Xu, K. & Li, W. (2012). An ethical stakeholder approach to crisis communication: A case study of foxconn's 2010 employee suicide crisis
Zdziarski, E. L., Dunkel, N. W., & Rollo, J. M. (2007). Campus Crisis Management. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons.
Ziakas, T. (1999). Titanic and public relations: A case study. Journal of Public Relations Research, 11, 105–124