Значимость научных публикаций в дискурсе коммуникации: кейс Латинской Америки

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/HJ.2023.v67.i1.01

Ключевые слова:

технологическое наблюдение, коммуникационные исследования, научное производство, «научная видимость», Латинская Америка.

Аннотация

Объем мировой научной продукции по вопросам коммуникации стремительно растет, что подтверждается результатами научных исследований, пуликуемых в журналах с высоким импакт-фактором. Однако труды латиноамериканских авторов не получают должной оценки, традиционно фиксируются не высокие показатели научной видимости работы ученых этого региона. Данный факт также отражен в ряде исследований, технологических наблюдениях и показателях стратегической разведки с использованием базы данных Scopus и классификации Scimago Journal and Country Rank (SJR) за последние 5 лет (2018-2022), а также результатами сравнительного анализа научной продукции за периоды: 2014-2019 и 2000-2022 гг.

Изучение масштабов научной продукции в журналах с высокой отдачей (квартили 1, 2, 3 и 4) показывает, что Латинская Америка и весь мир увеличили не только исследования, но и научную продукцию в сфере коммуникации в период с 2018-2022 гг. Тем не менее, незавершенное формирование и конформация данной области знаний требуют внимания со стороны всех регионов мира (Торрико, 2011) и стимулируют размышления о конститутивной истории области знаний, а также о коммуникационных исследованиях (Видалес, 2015) во времена, когда наука имеет возможность оказывать положительное влияние на общественный прогресс и конструктивное развитие в различных сферах и областях науки и производства.

Библиографические ссылки

1. Jinghong, X., Xinyang, Y., Shiming, H., & Wenbing, C. (2019). Grounded theory in journalism and communication studies in the Chinese mainland (2004–2017): Status quo and problems. Global Media and China, 20, 1–15. http://bitly.ws/wQWH
2. Corona-Berkin, S. (2017). Methodology flows from the Latin American South. The zone of Communication and Horizontal Methodologies. Comunicación y Sociedad, 30, 89-94. http://bitly.ws/wQTW
3. Fuentes-Navarro, R. (2019). Pesquisa e metapesquisa sobre comunicação na América Latina. Matrizes, 13(1), 27-48. http://bitly.ws/wQTY
4. Muñoz-Uribe, J. F. (2022). Redes sociales y ciudadanía. Ciberculturas para el aprendizaje. En I. Aguaded, A. Vizcaíno-Verdú, A. Hernando-Gómez & M. Bonilla-del-Río (Eds.), Desafíos para la publicación de alto impacto científico en comunicación. El caso de América Latina. Grupo Comunicar Editores. https://doi.org/10.3916/Alfamed2022
5. Muñoz-Uribe, J. F. (2021). Prospectiva de la formación en comunicación y periodismo en América Latina [Tesis de Doctorado]. Universidad de Huelva, Universidad de Málaga, Universidad de Sevilla y Universidad de Cádiz. https://www.researchgate.net/publication/365355115_Prospectiva_de_la_formacion_en_comunicacion_y_periodismo_en_America_Latina
6. Moyano, R. (2014). La producción científico-académica en comunicación. FELAFACS y ALAIC. Revista Latinoamericana de Ciencias de la Comunicación, 11(20), 168–185. Recuperado de http://bitly.ws/wQU6
7. Guyot, J. (2022). La investigación en comunicación: evolución y perspectivas en la era digital. En J. F. Muñoz-Uribe (Ed.), La formación en comunicación: visiones de una formación futura. Conceptos y aproximaciones (pp. 185-212). Pontificia Universidad Católica del Ecuador. http://bitly.ws/wQU7
8. Enghel, F., & Becerra, M. (2018). Here and there: (Re)situating Latin America in International Communication Theory. Communication Theory, 28(2), 111-130. Recuperado de https://doi.org/10.1093/ct/qty005
9. Fuentes-Navarro, R. (2015). Tensiones y desafíos en el campo de estudios de la comunicación. En: V. Castellanos-Cerda (Ed.), Estudios interdisciplinarios en comunicación (pp. 13-32). Recuperado de http://bitly.ws/wQUb
10. Fuentes-Navarro, R. (2017). Una versión sobre el impacto de Versión. Estudios de Comunicación y Política en su XXV aniversario. Estudios de Comunicación y Política, 38, 11–21. Recuperado de http://bidi.xoc.uam.mx/MostrarPDF.php
11. Torrico, E. R. (2011). ALAIC y la investigación comunicacional latinoamericana en tiempos de redefinición utópica. Revista Latinoamericana de Ciencias de la Comunicación, 8(9), 78–86. Recuperado de http://bitly.ws/wQUk
12. Vidales, C. (2015). Historia, teoría e investigación de la comunicación. Comunicación y Sociedad, 23, 11-43. Recuperado de http://bitly.ws/wQUt

Загрузки

Опубликован

2023-03-17

Выпуск

Раздел

Журналистика: Общество. История. Политика. Закон. Экономика.