Семиотический анализ информационных текстов

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/HJ.2023.v70.i4.2
        159 66

Аннотация

На сегодняшний день исследование семиотического характера информационных текстов приобретает особую релевантность в связи с изменением формы и вида самой информации, соотносящейся с глобальными коммуникативными процессами. В связи с этим, целью данного научного исследования стало обозначение фундаментальной роли проблемы знака и значения в современных информационных текстах. Основными методологическими инструментами изучения семиотических моделей в данной работе стали концепции знаков Ч. Пирса и Ч. Моргана, а также лингвистические теории Ф. де Соссюра. Автором раскрыто сущностное содержание семиотической модели через призму изучения двух главных взаимосвязанных семиотических проблем. Первая, заключающаяся в идентификации природы знака, тайны его происхождения, моделирования знаковой ситуации, возможности существования мотивированных знаков, соотношения значения и смысла; вторая, обозначающая проблему семиотического анализа конкретных информационных фактов, в которой исходным является такое понятие как «семиосфера», выступающая в качестве пространства для осуществления процессов непрерывного рождения и развития смыслов в ходе взаимодействия различных языков и текстов. Ценность исследования заключается в выявлении основных знаков и символов информационных текстов как главного средства сообщения и особого вида деятельности современного глобального человека, осуществляющего коммуникативные процессы посредством электронных средств. Таким образом, практическое значение работы определяется возможностью применения результатов исследования в вопросах формирования и дальнейшего развития полноценного информационного общества, вознесшего знаки в приоритет коммуникационных процессов как ключевых составляющих человеческой культуры, в которой индивиды придают им определенные смыслы, значение и ценность.

Ключевые слова: знак, символ, коммуникативная модель, текст, структурализм.

Библиографические ссылки

Bart R. (1994) Ritorika obraza [The rhetoric of a character] М.: Progress.

Baudrillard J. (2003) K kritike politicheskoj ekonomiki znaka [To the critique of sign political economy] М.: Biblion-Russkaya kniga.

Gorny E. (1996) Chto takoe semiotika? [What is semiotics?] M.: Raduga.

Levit S.Ya. (1998). Kul'turologiya. XX vek: Enciklopediya [Cultural Studies. XX Century: Encyclopedia] Spb.: Universitetskaya kniga.

Lotman J.M. (2000) Semiosfera [Semiosphere] Spb.: Iskusstvo-SPB.

Mamardashvili M.K., Piatigorsky A.M. (1997) Simvol i soznanie. Metafizicheskie rassuzhdeniya o soznanii, simvolike i yazyke [Symbol and consciousness. Metaphysical reasoning about consciousness, symbolism and language] М.: Shkola “Yazyki russkoj kul'tury”.

Morris Ch. (1982) Osnovaniya teorii znakov. Sbornik perevodov [Foundations of the Sign Theory. Collection of translations] M.: Raduga.

Pirs Ch. (2000) Izbrannye filosofskie proizvedeniya [Selected philosophical works] M.: Logos.

Saussure F. (1999) Kurs obshchej lingvistiki [General linguistics course] Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta.

Stepanov J. S. (1983) V mire semiotiki [In the semiotics world] M.: Raduga.

Загрузки

Как цитировать

Doskhozhina, Z. (2023). Семиотический анализ информационных текстов. Серия Журналистики, 70(4), 18–24. https://doi.org/10.26577/HJ.2023.v70.i4.2

Выпуск

Раздел

Журналистика: Общество. История. Политика. Закон. Экономика.