Медийная специфика воздействия коротких видеороликов на аудиторию поколения Z
DOI:
https://doi.org/10.26577/HJ.2024.v71.i1.10Ключевые слова:
представители поколения Z, видеохостинг, медиапсихология, цифровой детокс, клиповое мышление, видеоконтент.Аннотация
Статья посвящена актуальной теме специфики влияния медиаформата коротких видеороликов на представителей поколения Z. Авторы делают попытку изучить феномен популярности у современной аудитории жанров Shorts и Reels на медиаресурсах YouTube, Instagram, TikTok. В статье рассматривается влияние коротких видео на когнитивные способности представителей молодого поколения. В ходе написания статьи были изучены работы журналистов и нейропсихологов о влиянии формата «сториз» на подрастающее поколение в современном медиапространстве.
Платформа TikTok на сегодняшний день стала лидером цифровой медиаиндустрии. В своей работе авторы анализируют причины успеха данного медиаформата и называют главной характеристикой кратких видеороликов простоту и адаптивность к потребностям современного общества. В статье указаны причины популярности кратких медийных форм, рассмотрен феномен «клипового мышления» у представителей поколения Z.
Цель исследования – проанализировать понятие «Поколение Z», исследовать специфику воздействия коротких видео на молодежную аудиторию частотность взаимодействия подписчиков с контентом.
Методами исследования являются классификация, наблюдение, метод анкетного опроса, контент-анализ, обобщение. На основании опроса были определены основные характеристики и дифференциация двух групп: активные пользователи цифрового контента и потребители смешанного контента (цифрового и книжного). Авторы, опираясь на результаты, выявили существенные различия в получении и усвоении информации.
Научная значимость исследования заключена в выявлении воздействия формата коротких видео на молодежную аудиторию. Авторы посчитали целесообразным провести анкетный опрос среди студентов в возрасте 18-22 лет, поскольку данная возрастная категория пользователей проводит большую часть времени в социальных сетях. Выводы носят рекомендательный характер и в перспективе помогут сформировать дальнейшие векторы для цифровой детоксикации представителей поколения Z. Формат кратких видеороликов в социальных сетях и на видеохостингах должен потребляться школьниками и молодым поколением, но в дозированном объеме, чтобы избежать пагубного влияния на психику и понятийное мышление современного поколения.