Медийная специфика воздействия коротких видеороликов на аудиторию поколения Z

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/HJ.2024.v71.i1.10

Ключевые слова:

представители поколения Z, видеохостинг, медиапсихология, цифровой детокс, клиповое мышление, видеоконтент.

Аннотация

Статья посвящена актуальной теме специфики влияния медиаформата коротких видеороликов на представителей поколения Z. Авторы делают попытку изучить феномен популярности у современной аудитории жанров Shorts и Reels на медиаресурсах YouTube, Instagram, TikTok. В статье рассматривается влияние коротких видео на когнитивные способности представителей молодого поколения. В ходе написания статьи были изучены работы журналистов и нейропсихологов о влиянии формата «сториз» на подрастающее поколение в современном медиапространстве.

Платформа TikTok на сегодняшний день стала лидером цифровой медиаиндустрии. В своей работе авторы анализируют причины успеха данного медиаформата и называют главной характеристикой кратких видеороликов простоту и адаптивность к потребностям современного общества. В статье указаны причины популярности кратких медийных форм, рассмотрен феномен «клипового мышления» у представителей поколения Z. 

Цель исследования – проанализировать понятие «Поколение Z», исследовать специфику воздействия коротких видео на молодежную аудиторию частотность взаимодействия подписчиков с контентом.

Методами исследования являются классификация, наблюдение, метод анкетного опроса, контент-анализ, обобщение.  На основании опроса были определены основные характеристики и дифференциация двух групп: активные пользователи цифрового контента и потребители смешанного контента (цифрового и книжного). Авторы, опираясь на результаты, выявили существенные различия в получении и усвоении информации.

Научная значимость исследования заключена в выявлении воздействия формата коротких видео на молодежную аудиторию. Авторы посчитали целесообразным провести анкетный опрос среди студентов в возрасте 18-22 лет, поскольку данная возрастная категория пользователей проводит большую часть времени в социальных сетях. Выводы носят рекомендательный характер и в перспективе помогут сформировать дальнейшие векторы для цифровой детоксикации представителей поколения Z. Формат кратких видеороликов в социальных сетях и на видеохостингах должен потребляться школьниками и молодым поколением, но в дозированном объеме, чтобы избежать пагубного влияния на психику и понятийное мышление современного поколения.

Библиографические ссылки

Baumer, E. P.; Guha, S.; Quan, E.; Mimno, D.; Gay, G. K. (2015). "Missing photos, suffering withdrawal, or finding freedom? How experiences of social media non-use influence the likelihood of reversion". Social Media+Society. 1 (2): 205630511561485. doi:10.1177/2056305115614851.

Cherry Kendra, How to do Digital Detox. And why you should try it?// https://www.verywellmind.com/why-and-how-to-do-a-digital-detox-4771321. 31.10.2023.

Digital detox: Media resistance and the promise of authenticity. May 2019. Convergence The International Journal of Research into New Media Technologies 26(17):135485651984732 DOI:10.1177/1354856519847325

"How Technology Impacts Sleep Quality". 21 July 2022.

The Use of Social Media in Children and Adolescents: Scoping Review on the Potential Risks// https://www.mdpi.com/TikTok/children &journal

Jump up to:a b Perrin, A.; Anderson, M. (2019). "Share of U.S. adults using social media, including Facebook, is mostly unchanged since 2018". pewresearch.org. Retrieved 2019-09-26.

Jump up to:a b "How Technology is Hurting Your Eyes - Healthy Living Center - Everyday Health". 15 November 2017.

Jump up to:a b c d e Basu, Tanya. "Google's big plan to fight tech addiction: A piece of paper". MIT Technology Review. Retrieved 2019-11-08.

Jurgenson N. (2013). "The Disconnectionists". The New Inquiry. Retrieved 2018-04-11.

"6 celebrity supporters of digital detox". Time to Log Off. 2016-09-21. Retrieved 2019-11-08.

Przybylski, Andrew K.; Weinstein, Netta (2013). "Can you connect with me now? How the presence of mobile communication technology influences face-to-face conversation quality". Journal of Social and Personal Relationships. 30 (3): 237–246. doi:10.1177/0265407512453827.

Portwood-Stacer, L. (2012). "How we talk about media refusal, part 1: Addiction". flowtv.org. Retrieved 2018-04-10.

Roberts, James A.; David, Meredith E. (2016). "My life has become a major distraction from my cell phone: Partner phubbing and relationship satisfaction among romantic partners". Computers in Human Behavior. 54: 134–141. doi:10.1016/j.chb.2015.07.058. S2CID 13994991.

"Share of U.S. adults using social media, including Facebook, is mostly unchanged since 2018". Pew Research Center. Retrieved 2019-11-08.

Wyatt, S. M.; Oudshoorn, N.; Pinch, T. (2013). "Non-users also matter: The construction of users and non-users of the Internet". Now Users Matter: The Co-construction of Users and Technology: 67–79.

"Why I ditched my smartphone". 2016-08-10. Retrieved 2019-11-08.

Wheeler Tyler. Digital Detox: What to know?// https://www.webmd.com/balance/what-is-digital-detox, 05.05.2023.

Барлыбаева С.Х. Мультимедийная журналистика: проблемы образования. Алматы, Қазақ университеті. 2016.

Данилин А. В., Слюсаренко А. И. ИТ-стратегия // Интернет-Университет информационных технологий, www.intuit.ru.

Зайцева Н.А. Теория поколений: разные мы или одинаковые // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. Т. 2. № 2. С. 220–236.

«Как оседлать единорога? Подрывные инновации, глобальные тренды, риски и окно возможностей для Казахстана» (сборник). Алматы, 2023. – 560 с. – ISBN 978-601-80946-3-7. 560 стр.

Колос Н. В., Ожог С. В., Иовлева О. В. Исследование методических подходов к оценке эффективности ИТ-проектов // Вестник белгородского университета кооперации, экономики и права. 2017.-Вып. 6 (67).

Курпатов А. Гаджеты делают нас глупее, несчастнее и гробят наших детей? URL: https://www.youtube.com/watch?v=bMIE8mfzJ0Y (дата обращения: 14.05.2021).

Кулакова А.Б. Поколение Z: теоретический аспект // Вопросы территориального развития. 2018. 2 (42). С. 1–10.

Курпатов А. Ждет ли нас цифровое слабоумие из-за гаджетов. – https://www.dk.ru/news/237149232

Курпатов А. Псевдодебильность и слабоумие общества. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=wGB_z3mt_wI (дата обращения: 14.05.2021).

Лапидус Л.В., Гостилович А.О., Омарова Ш.А. Особенности проникновения цифровых технологий в жизнь поколения Z: ценности, поведенческие паттерны и потребительские привычки интернетпоколения // Государственное управление. 2020. № 83. С. 273. 3.

Лугачев М. И., Скрипкин К. Г. Парадоксы и реальность оценки экономической эффективности информационных систем. Исследования по экономике информационных систем: Материалы научно-практической концеренции «Экономическая эффективность информационных бизнес-систем» / Под ред. М.И.

Лугачева, К.Г. Скрипкина. – М.:Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2015 – 248 с.

Мамаева Г. А. Подходы к разработке информационных технологий // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика. 2007.-Вып. 2 (15).

Мамаева Г. А. Стратегии развития информационных технологий // Современные информационные технологии обработки и зашиты информации. — СПб.: СП6ТИЭУ, 2005.

Нестерова И. Что такое и чем опасен вирус цифрового слабоумия? – https://detdom-vidnoe.ru/for_parents/13153.php

Плотникова М.В. Воздействующий потенциал дискурса «новых медиа» в молодежной среде (на примере социальной сети TikTok) // Вопросы управления. 2021. №2 (69). С. 16-30.

Селиховкин И. Управление ИТ-проектом. Эффективная система «с нуля» в любой организации. СПб., 2010. 90с.

Скрипкин К. Г. Экономический анализ ИТ: выбор модели // Директор информационной службы, #05/2005.

Старкова О. Типы и виды видеороликов [Электронный ресурс]. – URL: http: video.oxtar.ru/tipi-i-vidi-videorolikov/.

Старцев М.В. Дистанционное образование: а где преимущества? // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2020. Т. 19. № 2 (44). С. 99-106. DOI 10.20310/1810-231X-2020-19-2(44)-99-106

Старцев М.В., Джабраилов М.А., Колесникова О.И. Социально-экономические детерминанты трансформации системы образования в России // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2020. Т. 19. № 4 (46). С. 36-43. DOI 10.20310/1810-231X-2020-19-4(46)-36-43.

Текутьева И.А. Жанрово-тематическая классификация видеоблогинга.М.2015.

Шпитцер М. Антимозг: цифровые технологии и мозг / пер. с нем. А.Г. Гришина. М.: АСТ, 2014. 288 с.

Reference

Barlybayeva S.Kh. (2014) Konvergentnaya zhurnalistika – tendentsii vremeni [Convergent journalism – trends of the times]. (In Russian). Kazanskiy (Privolzhskiy) federal'nyy universitet. Materialy 11-y nauchno-prakticheskoy konferentsii, pp. 165-171

Baumer, E. P.; Guha, S.; Quan, E.; Mimno, D.; Gay, G. K. (2015). "Missing photos, suffering withdrawal, or finding freedom? How experiences of social media non-use influence the likelihood of reversion". Social Media+Society. 1 (2): 205630511561485. doi:10.1177/2056305115614851.

"6 celebrity supporters of digital detox". Time to Log Off. 2016-09-21. Retrieved 2019-11-08.

Cherry Kendra, How to do Digital Detox. And why you should try it?// https://www.verywellmind.com/why-and-how-to-do-a-digital-detox-4771321. 31.10.2023.

Digital detox: Media resistance and the promise of authenticity. May 2019. Convergence The International Journal of Research into New Media Technologies 26(17):135485651984732 DOI:10.1177/1354856519847325

"How Technology Impacts Sleep Quality". 21 July 2022.

The Use of Social Media in Children and Adolescents: Scoping Review on the Potential Risks// https://www.mdpi.com/TikTok/children &journal

Jump up to:a b Perrin, A.; Anderson, M. (2019). "Share of U.S. adults using social media, including Facebook, is mostly unchanged since 2018". pewresearch.org. Retrieved 2019-09-26.

Jump up to:a b "How Technology is Hurting Your Eyes - Healthy Living Center - Everyday Health". 15 November 2017.

Jump up to:a b c d e Basu, Tanya. "Google's big plan to fight tech addiction: A piece of paper". MIT Technology Review. Retrieved 2019-11-08.

Jurgenson N. (2013). "The Disconnectionists". The New Inquiry. Retrieved 2018-04-11.

Plotnikova M.V. The influencing potential of the discourse of “new media” among young people (using the example of the social network TikTok) // Management Issues. 2021. No. 2 (69). pp. 16-30.

Portwood-Stacer, L. (2012). "How we talk about media refusal, part 1: Addiction". flowtv.org. Retrieved 2018-04-10.

Przybylski, Andrew K.; Weinstein, Netta (2013). "Can you connect with me now? How the presence of mobile communication technology influences face-to-face conversation quality". Journal of Social and Personal Relationships. 30 (3): 237–246. doi:10.1177/0265407512453827.

Roberts, James A.; David, Meredith E. (2016). "My life has become a major distraction from my cell phone: Partner phubbing and relationship satisfaction among romantic partners". Computers in Human Behavior. 54: 134–141. doi:10.1016/j.chb.2015.07.058. S2CID 13994991.

"Share of U.S. adults using social media, including Facebook, is mostly unchanged since 2018". Pew Research Center. Retrieved 2019-11-08.

Wyatt, S. M.; Oudshoorn, N.; Pinch, T. (2013). "Non-users also matter: The construction of users and non-users of the Internet". Now Users Matter: The Co-construction of Users and Technology: 67–79.

"Why I ditched my smartphone". 2016-08-10. Retrieved 2019-11-08.

Wheeler Tyler. Digital Detox: What to know?// https://www.webmd.com/balance/what-is-digital-detox, 05.05.2023.

Danilin A.V., Slyusarenko A.I. (2005) Arkhitektura i strategiya.-M. [Architecture and strategy.-M]. (In Russian). URL: http://www.Internet University Inform.Technologies.

Zaytseva N.A. (2015) Teoriya pokoleniy: my raznyye ili odinakovyye. Regiony Rossii: vzglyad v budushcheye [Generation theory: mine are different or the same. Regions of Russia: a look into the future]. (In Russian). Vol. 2, pp. 220–236.

Kolos N.V., Ozhog S.V., Iovleva O.V. (2017) Issledovaniye metodicheskikh podkhodov k otsenke effektivnosti IT-proyektov [Research of methodological approaches to assessing the effectiveness of IT projects]. (In Russian). Belgorod-Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperatsii, ekonomiki i prava. Vol. 6, no. 3, pp. 46-53.

Kurpatov A. (2020) Delayut li gadzhety nas glupeye, neschastneye i gubyat nashikh detey? [Do gadgets make us dumber, more unhappy and destroy our children?]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=bMIE8mfzJ0Y.

Kulakova A.B. (2018) Pokoleniye Z: teoreticheskiy aspekt.Voprosy territorial'nogo razvitiya [Generation Z: theoretical aspect. Issues of territorial development]. (In Russian). URL: https://cyberleninka.ru/article, pp.370-378.

Kurpatov A. (2020) Tsukerberg pobedil Gutenberga. U nas atrofiya kognitivnykh navykov [Zuckerberg beat Gutenberg. We have atrophy of cognitive skills]. URL: https://www.dk.ru/news/ 237131448.

Kurpatov A. Psevdodebil'nost' i slaboumie obshchestva [Pseudo-weakness and dementia of society]. (In Russian). Available at: https://www.youtube.com/watch?v=wGB_z3mt_wI

Kurpatov A. (2021) Psevdosmertnost' i dementsiya obshchestva [Pseudomortality and dementia of society]. (In Russian). URL: https://www.youtube.com/watch?v=wGB_z3mt_wI.

Lapidus L.V., Gostilovich A.O., Omarova SH.A. (2020). Osobennosti proniknoveniya tsifrovykh tekhnologiy v zhizn' pokoleniya Z: tsennosti, povedencheskiye modeli i potrebitel'skiye privychki internet-pokoleniya [Features of the penetration of digital technologies into the life of generation Z: values, given models and consumer habits of the Internet generation]. (In Russian). Moskva-Gosudarstvennoye upravleniye. Vol. 83. pp. 156-173.

Lugachev M.I., Skripkin K.G. (2015). Paradoksy i real'nost' otsenki ekonomicheskoy effektivnosti informatsionnykh sistem. Issledovaniya po ekonomike informatsionnykh sistem: Materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Ekonomicheskaya effektivnost' informatsionnykh biznes-sistem» [Paradoxes and reality of assessing the economic efficiency of information systems. Research on the economics of information systems: Proceedings of the scientific and practical conference «Economic efficiency of information business systems»]. (In Russian). Moskva-MGU im. M.Lomonosov, no,5, pp. 78-90.

Mamayeva G. A. (2007) Podkhody k razvitiyu informatsionnykh tekhnologiy [Approaches to the development of information technologies]. (In Russian). Moskva-Vestnik INZHEKON, vol. 2, nom 15, pp.21-35.

Mamayeva G. A. (2005) Strategii razvitiya informatsionnykh tekhnologiy. Sovremennyye informatsionnyye tekhnologii obrabotki i zashchity informatsii [Information technology development strategies. Modern information technologies for processing and protecting information]. (In Russian). Saint Petersburg-TEEU, vol.4, pp.33-41.

Narikbi M. (2023) «Kak osedlat’ yedinoroga? Proryvnyye innovatsii, mirovyye tendentsii, riski i okno vozmozhnostey dlya Kazakhstana» [How to ride a unicorn? Breakthrough innovations, global trends, risks and window of opportunity for Kazakhstan]. (In Russian). Almaty, ISBN 978-601-80946-3-7. pp. 125-135.

Plotnikova M.V. (2021) Vozdeystvuyushchiy potentsial diskursa «novykh media» sredi molodezhi (na primere sotsial'noy seti TikTok) [The influencing potential of the discourse of “new media” among young people (using the example of the social network TikTok)]. (In Russian). Moskva-Voprosy upravleniya. No. 2, pp. 16-30.

Selikhovkin I. (2010) Upravleniye IT-proyektami. Effektivnaya sistema s nulya v lyuboy organizatsii [IT project management. An effective system from scratch in any organization]. SPb., vol. 1, pp. 90-106.

Skripkin K. G. (2005) Ekonomicheskiy analiz IT: vybor modeli [Economic analysis of IT: choosing a model]. (In Russian). Vol. 5, pp. 28-45.

Startsev M.V. (2020) Distantsionnoye obrazovaniye: v chem preimushchestva? [Distance education: what are the advantages?]. (In Russian). Moskva-Zhurnal «Gaudeamus», vol. 19, no. 2, pp. 99-106. DOI 10.20310/1810-231X-2020-19-2(44)-99-106

Startsev M.V., Dzhabrailov M.A., Kolesnikova O.I. (2020) Sotsial'no-ekonomicheskiye determinanty transformatsii sistemy obrazovaniya v Rossii [Socio-economic determinants of transformation of the education system in Russia]. (In Russian). Moskva-Zhurnal «Gaudeamus», vol. 19, no. 4 (46), pp. 36-43. DOI 10.20310/1810-231X-2020-19-4(46)-36-43.

Tekut'yeva I.A. (2015) Zhanrovaya i tematicheskaya klassifikatsiya videoblogerov [Genre and thematic classification of video bloggers]. (In Russian). URL: https://cyberleninka.ru/article, pp.107-112.

Spittser M. (2014) Antimozg: tsifrovyye tekhnologii i mozg [Antibrain: digital technologies and brain / trans. with him]. (In Russian). Moskva-AST, vol 2, pp. 93-106.

Загрузки

Опубликован

2024-03-12