Чокан Валиханов и устная теория искусства слова
DOI:
https://doi.org/10.26577/HJ.2020.v58.i4.06Аннотация
Статья посвящена памяти Ч.Ч. Валиханова и актуальным проблемам устной теории – объекту современной межкультурной коммуникации. Поднимаются вопросы стиля и жанра устного высказывания, устно-стилевой техники и искусства слова, необходимых для изучающих теорию жанра и искусство публицистики. Основная цель статьи – выявить актуальность идей ученого в свете устной теории Пэрри-Лорда ведущих американских исследователей, которая исходит из природы не только жанровых форм казахского фольклора, но и функционально связанных с ней стилистики и искусства слова. Методологическая ценность как исследования, так и трудов ученого выявляется в анализе устных жанровых форм фольклора, стилистики и искусства слова и с учетом основного метода Ч.Ч. Валиханова, его взгляда «изнутри самой традиции». Такая методология учитывает и компаративистику, и сравнительно-исторический, и типологический, и системный методы и метод анализа. Основным выводом статьи является то, что первый казахский фольклорист Ч.Ч. Валиханов стоит у истоков публицистики, выступает как мастер очерка. Его «Заметки…», «Записки…», «Очерки…» требуют более пристального прочтения: он предвидел многие направления современной устной теории и мировой фольклористики. Эти провидческие идеи зиждились на ясном осознании им уникальной ценности многовекового Степного знания, значимой частью которого был великий устный эпос и фольклор тюрок Северного Кавказа, Южной Сибири, Средней и Центральной Азии. Единая в своем развитии, целостная степная традиция искусства слова впервые предстала в его трудах во всем ее жанрово-видовом многообразии. Такой целостный историко-этнографический подход к анализу фольклора и искусства слова тюркских народов имеет практическое и методологическое значение как для устной теории, так и для мирового эпосоведения.
Ключевые слова: жанр, устная теория Пэрри-Лорда, традиция, формульный стиль, искусство слова, Степное знание, жанровая форма.
Библиографические ссылки
Абылкасимов Б.Ш. Стилистические приемы и средства в жанре толгау. В кн.: Жанр толгау в казахской устной поэзии.
– Алма-Ата: Наука, 1984. – 120 с.
Акатаев С. О специфике культуры кочевья. В книге «Кочевники. Эстетика: Познание мира традиционным казахским
искусством». – Алматы: Гылым, 1993. – 364 с.
Асан Қайғы. Таза мінсіз асыл сөз. Құрастырушы Е. Тұрсынов. – Алматы: Алматы кітап баспасы, 2014. – 112 бб.
Ауэзов М.М. Энкидиада: к проблеме единства миров кочевья и оседлости. В кн.: «Кочевники. Эстетика: Познание мира традиционным казахским искусством». – Алматы: Гылым, 1993. – 364 с.
Бектуров Ж. К характеристике лексического и образно-семантического фонда памятников казахской поэзии XV-XVII веков. В кн.: Исследования по истории и семантике стиха. Сборник научных трудов (меджуведомственный). – Караганда: издательство КарГУ, 1989. – 120 с.
Бес ғасыр жырлайды / Құрастырушы М. Мағауин. – Алматы: Жазушы, 1989. – 384 бб.
Валиханов Ч.Ч. Очерки Джунгарии. В кн.: Избранные произведения. – М.: Наука, 1986. – 416 с.
Валиханов, Ч.Ч. О формах казахской народной поэзии. В кн.: Избранные произведения. – М.: Наука, 1986. – 416 с. Валиханов Ч.Ч. https://shoqan.kz/incompleted/works_zametki_po_istorii/ Веселовский Н., https://znanija.com/task/31293246
Жаксылыков А. Художественный перевод и литературный процесс. – Алматы: Таңбалы, 2013. – 312 с.
Жанабаев К., Акберды У. Поэтический Словарь языка жырау XV-XVIII веков: термины родства и социальная лексика.
– Семей, 2017. – 288 с.
Ибраев. Ш. Эпические формулы и поэтические средства «Китаби дедем Коркут». В кн.: Исследования по истории и
семантике стиха. Сборник научных трудов (меджуведомственный). – Караганда: издательство КарГУ, 1989. – 120 с.
Лорд А. https://vk.com/wall209887955_2131
Мелетинский Е.М. Современные теории происхождения эпоса. В кн.: Происхождение героического эпоса: ранние
формы и архаические памятники. – М.: Издательство восточной литературы, 1963. – 463 с.
Наурзбаева А.Б. Жырау в коммуникативной стратосфере казахского традиционного общества: дискурс-анализ. Колл.
монография: Жырау: статус, функции, культура, мировоззрение. – Семей, 2017. – 325 с.
Негимов С.https://cyberleninka.ru/article/n/folklornye-materialy-v-tvorchestve-ch-ch-valihanova .
От авторов. Предисловие к книге «Кочевники. Эстетика: Познание мира традиционным казахским искусством». –
Алматы: Гылым, 1993. – 364 с. Предисловие, https://vk.com/wall209887955_2131
References
Abylkasimov B. Sh. (1984) Stilisticheskie priemy i sredstva v zhanre tolgau. V kn.: Zhanr tolgau v kazahskoj ustnoj pojezii
[Stylistic of the techniques and tools in the genre tolgau. in: tolgau genre in kazakh oral poetry]. Alma-ata: nauka, 120 p.
Akataev S. (1993) O specifike kul’tury kochev’ja. V knige «Kochevniki. Jestetika: Poznanie mira tradicionnym kazahskim
iskusstvom» [On the specifics of nomadic culture. In the book “Nomads. aesthetics: knowledge of the world by traditional kazakh art”]. Almaty: Gylym 364 p.
Asan Kaygy (2014) Taza mіnsіz asyl soz. Kurastyrushy E. Tursynov [ Pure perfect noble word. The Author is E. Tursunov].
Almaty: Almaty kitap publishing house,112 pp.
Auezov M. M. (1993) Enkidiada: k probleme edinstva mirov kochev’ja i osedlosti. V kn.: «Kochevniki. Estetika: Poznanie mira
tradicionnym kazahskim iskusstvom». [Encoded: the problem of the unity of the worlds nomadic and settled. in the book: “nomads.
aesthetics: knowledge of the world by traditional kazakh art”]. – Almaty: Gylym, 364 p.