Развитие профессиональной компетентности будущих журналистов при изучении курса стилистики русского языка
DOI:
https://doi.org/10.26577/HJ.2022.v66.i4.08Аннотация
Статья посвящена проблеме подготовки квалифицированных кадров, соответствующих требованиям современной медиасферы. Авторы отмечают актуализацию новых образовательных технологий, направленных на подготовку компетентных и креативных журналистов, способных ориентироваться в интенсивно меняющемся мире. Сегодня фиксируется необходимость острого реагирования на запросы рынка отечественной сферы образования, которая является движущей силой любого общества, поскольку «отвечает» за его будущее. И в этом аспекте особая миссия возлагается на отечественные вузы, где внимание должно обращаться, прежде всего на развитие профессиональной компетентности студентов в процессе их обучения в высших учебных заведениях.
Исследователи детально рассматривают соотношение ключевых понятий «профессиональная компетентность» и «профессиональная компетенция». С научной точки зрения, и в учебно-методическом процессе доминирующим признается компетентностный подход, посредством создания журналистских условий и ситуаций, способствующих формированию у обучающегося определенной компетенции.
Цель исследования - изучение стилистики русского языка как важного компонента филологического образования будущего журналиста, где помимо собственно теоретических знаний, подробно анализируется нацеленность на формирование и дальнейшее развитие у студентов практических навыков, позволяющих им успешно реализоваться в будущей профессиональной журналистской сфере. Изучение стилистики русского языка в вузе строится с учетом междисциплинарных связей, важное внимание уделяется выбору оптимальных образовательных технологий, эффективной организации самостоятельной работы студентов в учебное и вне учебного времени. В ходе освоения курса развиваются также общекультурные и профессиональные компетенции студентов, направленные на развитие критического мышления, умения логически мыслить, самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий новые знания и умения, интегрировать знания из различных областей.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, журналистика, специальные компетенции, компетентностная модель, стилистические навыки, проектная деятельность.
Библиографические ссылки
Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)». - М.: Издательство ИКАР, 2009.
Артеменко Н.А. Подготовка будущих учителей-словесников к реализации профильного обучения на основе компетентностного подхода: автореф. дис. канд. филол. наук/Том.гос.пед.ун-т. Томск, 2007.
Василькова Н.Н. К вопросу о корелляции функциональных стилей русского языка и родов красноречия// Настоящее и будущее стилистики. Сб. науч. ст. Межд. науч. конф. – М: ФЛИНТА, 2019. – 856 с. – С.73-77.
Государственный общеобязательный стандарт высшего образования (Утвержден приказом Министра образования и науки РК№ 604 от 31 октября 2018 года).
Filak Vincent, 2015, Dynamics of Media Writing: Adapt and Connect, Second Edition, Sage Publishing.
Filak Vincent, 2019, Dynamics of Media Editing, Sage Publishing.
Harcup Tony, 2009, Journalism: Principles and Practice, Sage South Asia.
Raman Usha, 2009, Writing for Media, First Edition, Oxford University Press
Knight Robert, 2010, Journalistic Writing, Building the Skills, Harion Street Press, Portland, USA.
Колесникова И.А. Основы андрогогики. – Учебное пособие для студентов высш.уч.пед.заведений. – М., 2003.
Зеер Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования» //Высшее образование в России. – 2005. -№4. – С.23-30.
Сорокоумов С.П. Определения «профессиональная компетенция» и «профессиональная компетентность» в системе вузовской подготовки// Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. -2011. -№1. – С.323 – 328. 369 www.elibrary.ru/contents.asp?id=30813
Компетентностная модель выпускника КУ имени Коркыт Ата https://korkyt.edu.kz/images/ModelRUS.pdf
Лапшина О.Н. Стилистика русского языка как учебная дисциплина в неязыковом вузе//Вестник РУДН. Серия Лингвистика. – 2008 - № 1. – С.109-112.
Киров Е.Ф. Мультистилистика русского языка//Настояще и будущее стилистики: сб. науч. ст. Междунар. науч. конф. – М.: ФЛИНТА, 2019. — 856 с. – С. 283-293).
References
Arnold George, 2008, Media Writer's Handbook: A Guide to Common Writing and Editing problems, Fifth Edition, McGraw Hill Education
Azimov E.G., Shchukin A.N. Novyy slovar' metodicheskikh terminov i ponyatiy (teoriya i praktika obucheniya yazykam)» [New dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of teaching languages]. - M.: Izdatel'stvo IKAR, 2009.
Artemenko N.A. Podgotovka budushchikh uchiteley-slovestnikov k realizatsii profil'nogo obucheniya na osnove kompetentnostnogo podkhoda: avtoref. dis. k. filol. nauk [Preparation of future language teachers for the implementation of specialized education based on a competency-based approach: abstract] Tom.gos.ped.un-t. Tomsk, 2007.
Vasil'kova N.N. K voprosu o korellyatsii funktsional'nykh stiley russkogo yazyka i rodov krasnorechiya// Nastoyashcheye i budushcheye stilistiki. [On the question of the correlation of the functional styles of the Russian language and the types of eloquence // Present and future of stylistics] Sb. nauch. st. Mezhd. nauch. konf. – M: FLINTA, 2019. – 856 s. – S.73-77.
Gosudarstvennyy obshcheobyazatel'nyy standart vysshego obrazovaniya [State obligatory standard of higher education] (Utverzhden prikazom Ministra obrazovaniya i nauki RK№ 604 ot 31 oktyabrya 2018 g)
Filak Vincent, 2015, Dynamics of Media Writing: Adapt and Connect, Second Edition, Sage Publishing
Filak Vincent, 2019, Dynamics of Media Editing, Sage Publishing
Harcup Tony, 2009, Journalism: Principles and Practice, Sage South Asia
Raman Usha, 2009, Writing for Media, First Edition, Oxford University Press
Knight Robert, 2010, Journalistic Writing, Building the Skills, Harion Street Press, Portland, USA
Kolesnikova I.A. Osnovy androgogiki [Fundamentals of androgogy]. – Uchebnoye posobiye dlya studentov vyssh.uch.ped.zavedeniy. – M., 2003.
Zeyer E. Kompetentnostnyy podkhod k modernizatsii professional'nogo obrazovaniya» //Vyssheye obrazovaniye v Rossii [Competence-Based Approach to the Modernization of Vocational Education” // Higher Education in Russia]. – 2005. -№4. – S.23-30
Sorokoumov S.P. Opredeleniya «professional'naya kompetentsiya» i «professional'naya kompetentnost'» v sisteme vuzovskoy podgotovki [Definitions of "professional competence" and "professional competence" in the system of higher education] Uchenyye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye i sotsial'nyye nauki. -2011. -№1. – S.323 – 328. 369 www.elibrary.ru/contents.asp?id=30813
Kompetentnostnaya model' vypusknika KU imeni Korkyt Ata [Competence model of a graduate of the Korkyt Ata State University] https://korkyt.edu.kz/images/ModelRUS.pdf
Lapshina O.N. Stilistika russkogo yazyka kak uchebnaya distsiplina v neyazykovom vuze [Stylistics of the Russian language as an academic discipline in a non-linguistic university] Vestnik RUDN. Seriya Lingvistika. – 2008 - № 1. – S.109-112.
Kirov Ye.F. Mul'tistilistika russkogo yazyka//Nastoyashche i budushcheye stilistiki [Multistylistics of the Russian language // Present and future of stylistics] Sb. nauch. st. Mezhdunar. nauch. konf. – M.: FLINTA, 2019. — 856 s. – S. 283-293).