Телевидение как важный компонент масс-медиа: инфокоммуникативный потенциал
DOI:
https://doi.org/10.26577/HJ.2020.v57.i3.03Кілттік сөздер:
информационное общество, коммуникативная инфраструктура, телеви- дение, культурно-образовательные функции, культура информационного общества, информа- ционная политика, правовые основы.Аннотация
В статье рассматриваются место и роль телевидения в формировании культуры инфор- мационного общества, изучены особенности телевидения как важного компонента масс-медиа. Авторы уделяют особое внимание вопросам взаимосвязи инфокоммуникативного уровня государства и успешной реализации коммуникативных и просветительских функций телевидения. Целью научной статьи является анализ важных современных функций телевидения, изучение процессов его трансформации под влиянием современных технологий, прогноз сохранения информационного потенциала. Изучена методологическая основа измерения информационного
воздействия телевидения на общество.
Научная и практическая ценность исследования заключаются в определении характера взаимосвязи между растущим значением телевизионного вещания и потребностями аудитории. Человечество привыкает жить в условиях информационного общества. Как известно, в документах Всемирного саммита, где обсуждались вопросы информационного общества, были сформулированы новые требования к средствам массовых коммуникаций. В том числе к телевидению как самому популярному институту массовой информации.
Основные результаты исследования. В статье авторы анализируют коммуникативные и просветительские функции телевидения, выявляют особенности современных инфоком- муникационных технологий, влияющих на формирование казахстанской информационной культуры. Авторы утверждают важность культуроформирующей функции телевидения, при этом особо выделяя его просветительские особенности и основные принципы его деятельности.
Утверждения авторов о том, что для эффективного использования просветительских функций телевидения и преимуществ новых коммуникационных технологий необходим высокий уровень информационной культуры общества и наличие современной инфокоммуникационной инфраструктуры, можно назвать ценным заключением работы.
В данной работе изучены проблемы функционирования казахстанского телевидения в условиях нового законодательства, регулирующего информационную политику государства с учетом культуроформирующих, информационных и просветительских свойств современного телевидения. Эти рекомендации могут быть использованы отечественными телеканалами для повышения своего потенциала в новую эпоху и усиления влияния в системе отношений общество- государство.
Библиографиялық сілтемелер
Режим доступа: http: //www.marxists. org/reference/subj ect/philosophy/works/ge/adorno.htm 25.11.2015.
Castells, M. (1992). The Information Age: Economy, Society and Culture: The Rise of the Network Society. Oxford: Blackwell Publ., 1992. – 598 p.
Information Society. (1997). Information Society: Challenges for Europe. Strasbourg: Council of Europe, 1997.
Андреев, С.С. (1996). Информационная культура: уровень содержательности духовных ценностей // Социально- политический журнал. – 1996. – № 6.
Анисимов, С.Ф. (1993). Духовные ценности: производство и потребление. – М.: Мысль, 1993. – 253 с.
Антология под ред. B.Л.Иноземцева. (2012). Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / под ред. B.Л. Иноземцева. – М.: Academia, 2012. – 640 с.
Багиров, Э.Г. (1998). Место телевидения в средствах массовой информации и пропаганды. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – 224 с.
Белл, Д. (2006). Грядущее постиндустриальное общество. – М.: Academia, 2006. – 452 с.
Борев, В.Ю. (1996). Средства массовой информации: идеологические и культурно-коммуникативные аспекты. – М.: АН СССР, Философское общество. Московское отд-ие. – 1996. – 272 с.
Вартанова, Е.Л. (2001). Новые проблемы и новые приоритеты цифровой эпохи // Информационное общество. – М.: Изд-во МГУ, 2001. – №3. – С.14-28.
Выступление Министра информации и коммуникаций Казахстана Д. Абаева. (2016). Выступление Министра информации и коммуникаций Казахстана Д. Абаева в Парламенте Казахстана, декабрь 2016 года. – parlam.kz/ru/mazhilis/ government-hour
Гуревич, П.С. (2001). Философия культуры: Учебник для высшей школы. – М.: Изд. дом. NOTA BENE, 2001. – 352 с. Дугин, Е.Я. (2003). Местное телевидение: типология, факторы и условия формирования программ. – М.: Изд-во МГУ,
2003. – 146 с.
Журбеев, Р.Ф. (2004). Философия информационной цивилизации. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 336 с.
Засурский, Я.Н. (2001). Информационное общество сегодня и завтра // Информационное общество. – М.: Изд-во МГУ, 2001. – №3. – С. 57-58.
Землянова, Л.M. (2008). Новые медиа в полемической оценке коммуникативистов накануне Всемирного саммита по информационному обществу // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. – 2008. – №6. – С. 44-57.
Иноземцев, B.Л. (2002). Социология Даниела Белла и контуры современной постиндустриальной цивилизации // Вопросы философии. – 2002. – №5. – С. 3-12.
Кара-Мурза, С. (2009). Манипуляция сознанием. – М.: Алгоритм, 2009. – 832 с.
Макаров, М.М. (2007). Массовая коммуникация в современном мире. – М.: Изд-во МГУ, 2007. – 132 с. Маклюэн, М. (1998).Телевидение. Робкий гигант // ТВ вчера, сегодня, завтра. – М.: Искусство, 1998. – С. 7-18.
Маркузе, Г. (1996). Одномерный человек, исследование идеологии развитого индустриального общества. – М.: REFL
– BOOK, 1996.
Материалы международной научной конференции. (2012). Информационное общество и информационная культура: изменившиеся парадигмы XXI века: Материалы международной научной конференции. – Казань: изд-во Казанского университета, 2012.
Молчанова, Е.Н. (2005). Телевидение в культуре современного информационного общества. канд. диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Ставропольский государственный университет, 2005. – dissercat.com Прайс, М. (2012). Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность.
– М.: Изд-во МГУ, 2012. – 336 с.
Проблемы информационной культуры. (1998). Проблемы информационной культуры: Сб. статей. Вып. 3: Информационное мировоззрение и информационная культура / Науч. ред. Ю.С.Зубов, В.А. Фокеев. – М.: Изд-во Московского государственного университета, 1998.
Рейман, Л.Д. (2018). Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении // Вопросы философии.
Материалы научно-практической конференции. – М., 2018. – С. 56-63.
Скиден, У. (2014). Глобальный вызов Бангеманна: о международной программе Европейской комиссии по интеграции городов в информационное общество // Информационное общество. – 2014. – №4. – С. 11-12.
Тоффлер, Э. (2001). Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге XXI века. – М.: Изд-во АН СССР, 2001. – 432 с.
Уэбстер, Ф. (2003). Теории информационного общества. – М.: Аспект-Пресс, 2003.
Цвик, В.Л. (2004). Телевизионная журналистика: История, теория, практика: Учебное пособие / В.Л. Цвик. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 382 с.
Шапинская, E.H. (2011). Телевидение в контексте современной культуры. Вопросы теории: Философско-эстетический анализ масс-медиа // Философские науки. 2011. – №3. – С. 54-83.
References
1. Adorno, T., Horkheimer M. (2015). The Culture Industry: Enlightenment as Mass Deception / Dialectic of Enlightenment. Rezhim dostupa: http: //www.marxists. org/reference/subj ect/philosophy/works/ge/adorno.htm 25.11.2015.
2. Castells, M. (1992). The Information Age: Economy, Society and Culture: The Rise of the Network Society. Oxford: Black- well Publ., 1992. – 598 p.
3. Information Society. (1997). Information Society: Challenges for Europe. Strasbourg: Council of Europe, 1997. – 153 p.
4. Andreev, S.S. (1996). Informacionnaya kul’tura: uroven’ soderzhatel’nosti duhovnyh cennostej // Social’no-politicheskij zhurnal [Information culture: the level of content of spiritual values // Socio-Political Journal]. 1996. – № 6.
5. Anisimov, S.F. (1993). Duhovnye cennosti: proizvodstvo i potreblenie [Spiritual values: production and consumption]. M.: Mysl’, 1993. – 253 p.
6. Antologiya pod red. B.L.Inozemceva. (2012). Novaya postindustrial’naya volna na Zapade: Antologiya / pod red. B.L.Inozemceva [A New Post-Industrial Wave in the West: Anthology / Ed. B.L.Inozemtseva]. M.: Academia, 2012. – 640 p.
7. Bagirov, E.G. (1998). Mesto televideniya v sredstvah massovoj informacii i propagandy [The place of television in the media and propaganda]. M.: Izd-vo MGU, 1998. – 224 p.
8. Bell, D. (2006). Gryadushchee postindustrial’noe obshchestvo [The upcoming post-industrial society]. – M.: Academia, 2006. – 452 p.
9. Borev, V.YU. (1996). Sredstva massovoj informacii: ideologicheskie i kul’turno-kommunikativnye aspekty [Mass media: ideological and cultural-communicative aspects. M.: USSR Academy of Sciences, Philosophical Society]. M.: AN SSSR, Filosofs- koe obshchestvo. Moskovskoe otd-ie. – 1996. – 272 p.
10. Vartanova, E.L. (2001). Novye problemy i novye prioritety cifrovoj epohi // Informacionnoe obshchestvo [New problems and new priorities of the digital era // Information Society]. M.: Izd-vo MGU, 2001. – №3. – pp.14-28.
11. Vystuplenie Ministra informacii i kommunikacij Kazahstana D.Abaeva. (2016). Vystuplenie Ministra informacii i kommu- nikacij Kazahstana D.Abaeva v Parlamente Kazahstana, dekabr’ 2016 goda [Speech of the Minister of Information and Communica- tions of Kazakhstan D. Abaev in the Parliament of Kazakhstan, December 2016]. – parlam.kz/ru/mazhilis/government-hour
12. Gurevich, P.S. (2001). Filosofiya kul’tury: Uchebnik dlya vysshej shkoly [Philosophy of Culture: Textbook for Higher Edu- cation]. M.: Izd. dom. NOTA BENE, 2001. – 352 p.
13. Dugin, E.YA. (2003). Mestnoe televidenie: tipologiya, faktory i usloviya formirovaniya program [Local television: typol- ogy, factors and conditions for the formation of programs]. M.: Izd-vo MGU, 2003. – 146 p.
14. ZHurbeev, R.F. (2004). Filosofiya informacionnoj civilizacii [The philosophy of information civilization]. M. VLADOS, 2004. – 336 p.
15. Zasurskij, YA.N. (2001). Informacionnoe obshchestvo segodnya i zavtra // Informacionnoe obshchestvo [The Information Society Today and Tomorrow // Information Society]. M.: Izd-vo MGU, 2001. – №3. – pp.57-58.
16. Zemlyanova, L.M. (2008). Novye media v polemicheskoj ocenke kommunikativistov nakanune Vsemirnogo sammita po informacionnomu obshchestvu // Vestnik MGU. Seriya 10. ZHurnalistika [New media in the polemic assessment of communicators on the eve of the World Summit on the Information Society // Moscow State University Bulletin. Series 10. Journalism]. – 2008. –
№6. – pp.44-57.
17. Inozemcev, B.L. (2002). Sociologiya Daniela Bella i kontury sovremennoj postindustrial’noj civilizacii // Voprosy filosofii [Sociology of Daniel Bell and the contours of modern post-industrial civilization // Philosophy Issues]. 2002. – №5. – pp.3-12.
18. Kara-Murza, S. (2009). Manipulyaciya soznaniem [Manipulation of consciousness]. M.: Algoritm, 2009. – 832 p.
19. Makarov, M.M. (2007). Massovaya kommunikaciya v sovremennom mire [Mass communication in the modern world]. M.: Izd-vo MGU, 2007. – 132 p.
20. Maklyuen, M. (1998).Televidenie. Robkij gigant // TV vchera, segodnya, zavtra [Television. The timid giant // TV yester- day, today, tomorrow]. M.: Iskusstvo, 1998. – pp.7-18.
21. Markuze, G. (1996). Odnomernyj chelovek, issledovanie ideologii razvitogo industrial’nogo obshchestva [One-dimensional person, study of the ideology of a developed industrial society]. M.: REFL – BOOK, 1996. – 267 p.
22. Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. (2012). Informacionnoe obshchestvo i informacionnaya kul’tura: iz- menivshiesya paradigmy XXI veka: Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii [The Information Society and the Information Culture: Changed Paradigms of the 21st Century: Materials of an International Scientific Conference]. Kazan’: izd-vo Kazanskogo universiteta, 2012.
23. Molchanova, E.N. (2005). Televidenie v kul’ture sovremennogo informacionnogo obshchestva. kand. dissertaciya na sois- kanie uchenoj stepeni kandidata filosofskih nauk [Television in the culture of the modern information society. Cand. the dissertation for the degree of candidate of philosophical sciences.]. Stavropol’skij gosudarstvennyj universitet, 2005. – dissercat.com
24. Prajs, M. (2012). Televidenie, telekommunikacii i perekhodnyj period: pravo, obshchestvo i nacional’naya identichnost’ [Television, telecommunications and transition: law, society and national identity]. M.: Izd-vo MGU, 2012. – 336 p.
25. Problemy informacionnoj kul’tury. (1998). Problemy informacionnoj kul’tury: Sb. statej. Vyp. 3: Informacionnoe miro- vozzrenie i informacionnaya kul’tura / Nauch. red. YU.S.Zubov, V.A.Fokeev [Problems of information culture: Sat. articles. Vol. 3: Information worldview and information culture / Scientific. ed. Yu.S. Zubov, V.A. Fokeev]. M.: Izd-vo Moskovskogo gosudarstven- nogo universiteta, 1998.
26. Rejman, L.D. (2018). Informacionnoe obshchestvo i rol’ telekommunikacij v ego stanovlenii // Voprosy filosofii [The in- formation society and the role of telecommunications in its formation // Questions of philosophy]. Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. M., – 2018. – pp.56-63.
27. Skiden, U. (2014). Global’nyj vyzov Bangemanna: o mezhdunarodnoj programme Evropejskoj komissii po integracii goro- dov v informacionnoe obshchestvo // Informacionnoe obshchestvo [Bangemann’s global challenge: on the international program of the European Commission for the integration of cities into the information society // Information Society]. 2014. – №4. – pp.11-12.
28. Toffler, E. (2001). Smeshchenie vlasti: znanie, bogatstvo i prinuzhdenie na poroge XXI veka [Displacement of power: knowledge, wealth and coercion on the threshold of the 21st century]. – M.: Izd-vo AN SSSR, 2001. – 432 p.
29. Uebster, F. (2003). Teorii informacionnogo obshchestva [Theories of the Information Society]. – M.: Aspekt-Press, 2003.
30. Cvik, V.L. (2004). Televizionnaya zhurnalistika: Istoriya, teoriya, praktika: Uchebnoe posobie / V.L.Cvik [Television jour- nalism: History, theory, practice: Textbook / V.L.Tsvik]. M.: Aspekt Press, 2004. – 382 p.
31. SHapinskaya, E.H. (2011). Televidenie v kontekste sovremennoj kul’tury. Voprosy teorii: Filosofsko-esteticheskij analiz mass-media // Filosofskie nauki [Television in the context of modern culture. Questions of the theory: Philosophical and aesthetic analysis of the media // Philosophical Sciences]. 2011. – №3. – pp.54-83.