Принципы создания странового медиаимиджа в сми: лингвокогнитивный аспект
DOI:
https://doi.org/10.26577/HJ.2020.v57.i3.07Кілттік сөздер:
имидж, медийное пространство, PR, страновой имидж, лингвокогнитивные единицы.Аннотация
Статья рассматривает методы и приемы создания имиджа в медийном пространстве. Особый акцент ставится на принципах формирования странового имиджа, а также лингвокогнитивных аспектах, участвующих в его построении. Анализируются наиболее распространенные приемы, включая использование эпитетов, антитезы, перифраза, сравнения, метафоры. Статья демон- стрирует обзор модификации журналистского творчества под влиянием лингвистических единиц, раскрывает понятие «имиджа», создаваемого медийными работниками (PR-щиками и журналистами), классифицирует принципы распространения имиджеобразующих текстов.
Цель исследования состояла в выявлении роли лингвокогнитивного аспекта в процессе построения странового имиджа. Кроме того, автор проанализировал классификацию подходов к выстраиванию медиаобраза государства в СМИ. Формирование имиджа с помощью лингвокогнитивных единиц, как видится автору, может иметь опасное и деструктивное влияние на аудиторию, обладать сильным конфликтогенным настроением. Это направление также было рассмотрено автором в данном труде.
При написании научной публикации использовался ряд исследовательских методов, включая теоретико-методологический, сопоставительный, логический, комплексный и контент- анализ. Также проводился анализ теоретической литературы. Автор прибегал к синтезу, анализу, аналогии, классификации и историческому методу, дедукции, индукции, абстрагированию.
В результате исследования выявлено, что лингвокогнитивные особенности медийных текстов как влияют на виртуальную картину мира, так и задают информационную повестку. Лингвокогнитивный аспект имиджеобразующих текстов вновь подтверждает идеологическую функцию СМИ. Кроме того, лингвокогнитивные методы могут считаться не только конфликтогенными средствами построения образов, но и весьма эффективными при рациональном их использовании.
Научная и практическая значимость работы, а также ее ценность заключаются в возможности использовать данный материал как дополнительный при изучении аспектов построения имиджа, что актуально на данный момент как для сферы журналистики, так и для PR.
Библиографиялық сілтемелер
Басовская Е.Н. 2004. Творцы черно-белой реальности: о вербальной агрессии в средствах массовой информации.
Критика и семиотика. – Новосибирск, 257-263.
Бзежинский Зб. 2010. Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство. – М., 190-198. Вартанова Е.Л. 2009. Теория СМИ. Актуальные проблемы. – М., 82
Гринберг Т.Э. 2008. Образ страны или имидж государства: поиск конструктивной модели. – М., 66.
Дагаева Е.А. 2011. Имидж как социально-психологический феномен: теоретико-методологические аспекты изучения // Социология. Психология. Философия. Вестн. Нижегор. ун-та им. Н.И. Лобачевского. – № 4 (1), 320-336.
Замятин Д.Н. 2003. Гуманитарная география: Пространство и язык географических образов. – СПб., 57. Липпман У. 2004. Общественное мнение. – М., 62-85.
Почепцов Г. Г. 2004. Имиджелогия. – М., 294-320.
Boulding K. 1956. The Image. Knowledge in Life and Society. Ann Arbor: University of Michigan, 173.
Cottam M.L., Cottam R.W. 2001. Nationalism and Politics: the Political Behavior of Nation States. Boulder. – L., 57.
Cotírlea D. A. 2015. Country image vs. country brand: differences and similarities // Ecoforum. Vol. 4, Special Issue 1,
36-45.
Jenes B., Malota Ph.D. E. 2010. Measuring Country Image - Theory and Practice. — N.Y., 81-83.
Kunczik M. 2001. Globalization: News Media, Images of Nations and the Flow of International Capital with Special Reference to the Role of Rating Agencies. – Hamburg, 106-109.
Nye J. 2004. Soft Power: The Means to Success in World Politics. — N.Y., 191.
References
Bakulev G.P. (2005) Massovaya kommunikatsiya: Teorii i kontseptsii: posobiye dlya studentov vuzov. [Mass communication: Theories and concepts: a manual for university students]. Moscow, 176.
Basovskaya E.N. (2004) Tvortsy cherno-beloy real’nosti: o verbal’noy agressii v sredstvakh massovoy informatsii. Kritika i semiotika [Creators of black and white reality: about verbal aggression in the media. Criticism and semiotics]. Novosibirsk, 257.
Bzezhinskiy Zb. (2010) Vybor. Mirovoye gospodstvo ili global’noye liderstvo [Choice. World domination or global leadership].
Moscow, 190-198.
Vartanova E.L. (2009) Teoriya SMI. Aktual’nyye problem [Theory of the media. Actual problems]. Moscow, 82.
Dagayeva Ye.A. (2011) Imidzh kak sotsial’no-psikhologicheskiy fenomen: teoretiko-metodologicheskiye aspekty izucheniya [Image as a socio-psychological phenomenon: theoretical and methodological aspects of the study] // Vestn. Nizhegor. un-ta im. N.I. Lobachevskogo. № 4 (1), 320-336.
Grinberg T.E. (2008) Obraz strany ili imidzh gosudarstva: poisk konstruktivnoy modeli [The image of the country or the image of the state: the search for a constructive model]. Moscow, 66.
Zamyatin D.N. (2003) Gumanitarnaya geografiya: Prostranstvo i yazyk geograficheskikh obrazov [Humanitarian Geography: The Space and Language of Geographical Images]. Saint-Petersburg, 57.
Lippman W. (2004) Obshchestvennoye mneniye [Public Opinion]. Moscow, 62-85. Pocheptsov G. G. (2004) Imidzhelogiya [Imageology]. Moscow, 294-320.
Boulding K. (1956) The Image. Knowledge in Life and Society. Ann Arbor: University of Michigan, 173.
Cottam M.L., Cottam R.W. (2001) Nationalism and Politics: the Political Behavior of Nation States. Boulder. L., 57.
Cotírlea D. A. (2015) Country image vs. country brand: differences and similarities // Ecoforum. Vol. 4, Special Issue 1, 36-45. Jenes B., Malota Ph.D. E. (2010) Measuring Country Image - Theory and Practice. N.Y., 81-83.
Kunczik M. (2001) Globalization: News Media, Images of Nations and the Flow of International Capital with Special Reference to the Role of Rating Agencies. Hamburg, 106-109.
Nye J. 2004. Soft Power: The Means to Success in World Politics. N.Y., 191.