Публицистический дискурс и социально-коммуникативные отношения

Авторы

  • A. M. Zhumagulova НАО «Университет им. Шакарима городе Семей», г. Семей 071411 Республика Казахстан. http://orcid.org/0000-0001-5535-0030
  • B. Zh. Karimova НАО «Жетысуский университет имени Ильяса Жансугурова», г.Талдыкурган, 071400 Республика Казахстан. http://orcid.org/0000-0003-2169-7751

DOI:

https://doi.org/10.26577/HJ.2021.v61.i3.03
        244 245

Аннотация

В статье рассматриваютсявопросы применения теории междисциплинарного дискурса, функции публицистического дискурса, определения дискурса, вопросы коммуникации в социокультурном контексте. Использование термина «дискурс» во всестороннем изучении концепции языковой коммуникации с новой точки зрения ведет  к прорывам в современной науке. Дискурс, являющийся одним из новых уровней исследования, расматривается как широкая и сложная структура. В связи с этим проводится исследование публицистического дискурса с учетом его признаков и характера использования.

            Обращается внимание на необходимость теоретического и практического рассмотрения публицистического дискурса в различных формах: телевизионный дискурс, газетный дискурс.

            Цель статьи – показать важность методов реализации взаимоотношений между адресантом и адресатом в новой парадигматической модели, установления взаимодействия с обществом   в публицистическом дискурсе. Описано последовательное использование как профессиональных, так и этнических факторов в организации институционального дискурса.

            В исследовании даются классификации категорий публицистического дискурса, характеризуется место публицистического дискурса в коммуникативном пространстве, описываются преимущества и недостатки телевизионного и газетного дискурса в пространстве социально- коммуникативных отношений.

            Методологической основой публицистического дискурса признается реализации идеи гордости за страну, важным формирование патриотического духа через успешное обращение с адресатом посредством использования коммуникативных стратегий и тактик. Подчеркивается необходимость в проведении исследований в рамках публицистического дискурса с целью формирования языкового сознания, фоновых знаний об окружающей среде,  основанных на человечеких факторах.

Статья заинтересует ученых, занимающихся  дискурсивными  исследованиями.

Ключевые слова: Дискурс, публицистический дискурс, социально-коммуникативные отношения, теле-радиодискурс, газетный дискурс

Биографии авторов

A. M. Zhumagulova, НАО «Университет им. Шакарима городе Семей», г. Семей 071411 Республика Казахстан.

В статье рассматриваютсявопросы применения теории междисциплинарного дискурса, функции публицистического дискурса, определения дискурса, вопросы коммуникации в социокультурном контексте. Использование термина «дискурс» во всестороннем изучении концепции языковой коммуникации с новой точки зрения ведет  к прорывам в современной науке. Дискурс, являющийся одним из новых уровней исследования, расматривается как широкая и сложная структура. В связи с этим проводится исследование публицистического дискурса с учетом его признаков и характера использования.

            Обращается внимание на необходимость теоретического и практического рассмотрения публицистического дискурса в различных формах: телевизионный дискурс, газетный дискурс.

            Цель статьи – показать важность методов реализации взаимоотношений между адресантом и адресатом в новой парадигматической модели, установления взаимодействия с обществом   в публицистическом дискурсе. Описано последовательное использование как профессиональных, так и этнических факторов в организации институционального дискурса.

            В исследовании даются классификации категорий публицистического дискурса, характеризуется место публицистического дискурса в коммуникативном пространстве, описываются преимущества и недостатки телевизионного и газетного дискурса в пространстве социально- коммуникативных отношений.

            Методологической основой публицистического дискурса признается реализации идеи гордости за страну, важным формирование патриотического духа через успешное обращение с адресатом посредством использования коммуникативных стратегий и тактик. Подчеркивается необходимость в проведении исследований в рамках публицистического дискурса с целью формирования языкового сознания, фоновых знаний об окружающей среде,  основанных на человечеких факторах.

Статья заинтересует ученых, занимающихся  дискурсивными  исследованиями.

Ключевые слова: Дискурс, публицистический дискурс, социально-коммуникативные отношения, теле-радиодискурс, газетный дискурс

B. Zh. Karimova, НАО «Жетысуский университет имени Ильяса Жансугурова», г.Талдыкурган, 071400 Республика Казахстан.

В статье рассматриваютсявопросы применения теории междисциплинарного дискурса, функции публицистического дискурса, определения дискурса, вопросы коммуникации в социокультурном контексте. Использование термина «дискурс» во всестороннем изучении концепции языковой коммуникации с новой точки зрения ведет  к прорывам в современной науке. Дискурс, являющийся одним из новых уровней исследования, расматривается как широкая и сложная структура. В связи с этим проводится исследование публицистического дискурса с учетом его признаков и характера использования.

            Обращается внимание на необходимость теоретического и практического рассмотрения публицистического дискурса в различных формах: телевизионный дискурс, газетный дискурс.

            Цель статьи – показать важность методов реализации взаимоотношений между адресантом и адресатом в новой парадигматической модели, установления взаимодействия с обществом   в публицистическом дискурсе. Описано последовательное использование как профессиональных, так и этнических факторов в организации институционального дискурса.

            В исследовании даются классификации категорий публицистического дискурса, характеризуется место публицистического дискурса в коммуникативном пространстве, описываются преимущества и недостатки телевизионного и газетного дискурса в пространстве социально- коммуникативных отношений.

            Методологической основой публицистического дискурса признается реализации идеи гордости за страну, важным формирование патриотического духа через успешное обращение с адресатом посредством использования коммуникативных стратегий и тактик. Подчеркивается необходимость в проведении исследований в рамках публицистического дискурса с целью формирования языкового сознания, фоновых знаний об окружающей среде,  основанных на человечеких факторах.

Статья заинтересует ученых, занимающихся  дискурсивными  исследованиями.

Ключевые слова: Дискурс, публицистический дискурс, социально-коммуникативные отношения, теле-радиодискурс, газетный дискурс

Библиографические ссылки

Ван Дейк Т. Дискурс и власть репрезентация доминирования в языке и коммуникации. Пер. с анг. – Москва: Либриком, 2013. – 337 с.
Егорова С. А. Спортивный газетно-публицистический дискурс: коммуникативные
стратегии и тактики / диссертация на соискание ученой степени кандидата филологический наук. – Страврополь, 2021. – 161 с.
Johan N. Linguistic diversity in space and time.– Chicago: University of Chicago Press,1992.
– 352 p.
Кубрякова Е. С. Краткий словарь когнитивных терминов. – Москва,1997. – 245с.
Кондратьев Э.В., Абрамов Р.Н. Связи с общественностью. – Москва: Академический проект, 2005. – 432 с.
Қанабекова М. Қазақ тілінің стилистикалық негіздері. –Алматы: Қыздар университеті, 2013. – 203 б.
Ларина Е. Г. Лингвопрагматические особенности ток-шоу как жанра телевизионного дискурса: на материале американских телевизионных программ. – Москва, 2004. – 171с.
Langacker R.W. Cognitive grammar. – Oxford University press, 2008 –573 c.
Mey J.L. Pragmatics: An introduction.—Oxford,Cambridge,1993. – 357 p.
Макаров М. Л. Основы теории дискурса. – Москва: Гнозис, 2003. – 280 с.
Нестерова Н. Г. Феномен радиодискурса: современные дискурсивные практики /
автореферат на соискание ученой степени доктора филологических наук. – Томск, 2016.
– 44 с.
Олянич А.В. Презентационная теория дискурса . – Москва: Гнозис, 2007. – 408 с.
Searle J.R. Conversation.– Amsterdam, 1992.–160 p.
Hoey M. The place of clause relational analysis in linguistic description // English Language Research Journal. – 1983/4. – Vol. 4. P. –132.
Хабермас Ю. Лингвистика текста. – Москва, 2000. – 235 с.

References:

Egorova S.A. (2021) Sportivnyi gazetno-publisisticheski diskurs: komunikativnye strategii i taktiki / disertasia na soiskanie uchenoi stepeni kandidata filologicheski nauk. [Sports newspaper-journalistic discourse: communicative strategies and tactics/ dissertation for the degree of candidate of philological sciences]. – Stravropol, – 161 p.
Hoey M. (1983) The place of clause relational analysis in linguistic description // English Language Research Journal. – 4. – Vol. 4. P. –132.
Habermas Yu. (2000) Linguistics of the text [Linguistics in the text].– Moscow,. – 235 p.
Johan N. (1992) Linguistic diversity in space and time.– Chicago: University of Chicago Press.
– 352 p.
Kubryakova E.S. (1997) Kratki slovär kognitivnyh terminov [A short dictionary of cognitive terms].– Moscow. – 245c.
Kanabekova M. (2013) Kazakh tilinin stylistics [Basics of stylistics of the Kazakh language]. – Almaty:Women’s University. – 2013 p.
Kondratiev E.V., AbramovR.N. (2005) Publicas rationes [Public relations]. – Moscow: Academic project. – 432 p.
Larina E.G. (2004) Lingvopragmaticheskie osobenosti tok-şou kak janra televizionnogo diskursa: na materiale amerikanskih televizionnyh program [Linguistic-pragmatic features of talk shows as a genre of television discourse: on the material of American television programs]. – Moscow. – 171p.
Langacker R.W. (2008) Cognitive grammar. – Oxford University press. –573 c.
Mey J.L. (1993) Pragmatics: An introduction.—Oxford,Cambridge. – 357 p.
Makarov M.L.(2003) Fundamenta Disputatio Theoria [Fundamentals of discourse theory]. – Moscow:Gnozis. – 280p.
Nesterova N.G. (2016) Fenomen radiodiskursa: sovremennyye diskursivnyye praktiki / avtoreferat na soiskaniye uchenoy stepeni doktora filologicheskikh nauk [The phenomenon of radio discourse: modern discursive practices./ author’s abstract in search of the degree of Doctor of Philological Sciences]. – Tomsk. – 44p.
Olyanich A.V. (2007) Exhibitio sermonis theoria [Presentation theory of discourse]. – Moscow: Gnozis. – 408 p.
Searle J.R. (1992) Conversation.– Amsterdam. –160 p.
Van Dyke T. (2013) Diskurs i vläst reprezentasia dominirovania v iazyke i komunikasii [Discourse and power representation of dominance in language and communication. Per. with ang]. – Moscow: Librikom. – 337 p.

Загрузки

Как цитировать

Zhumagulova, A. M., & Karimova, B. Z. (2021). Публицистический дискурс и социально-коммуникативные отношения. Серия Журналистики, 61(3). https://doi.org/10.26577/HJ.2021.v61.i3.03

Выпуск

Раздел

Журналистика: Общество. История. Политика. Закон. Экономика.