«Трэш» в службе новостей казахстанских телеканалов
DOI:
https://doi.org/10.26577/HJ.2022.v63.i1.010Аннотация
Внедрение наиболее прогрессивных медиатехнологий западного телепроизводства в деятельность казахстанских телеканалов способствовало развитию нового, бурного направления. Понятие «трэш» ранее не встречалось на отечественном телевидении.
Цель исследования – выявить степень воздействия трэшевого направления на телевидение и общество, в том числе на информационные услуги. Телевизионный трэш – область, которая еще не изучена в Казахстане. Читателю представлены лишь мнения некоторых СМИ и продюсеров.
Основная идея статьи состоит в том, чтобы обратиться к вопросам трэш-журналистики, акцентируя внимание на ее будущем, проясняя положительные и негативные аспекты опыта зарубежных телеканалов.
Научно-практическая значимость заключается в том, что аудитория интересуется трешем в журналистике, поэтому существует однобокое мнение о том, что каналы используют его рационально. Однако исследователи говорят, что в развитии данного направления играют роль и другие факторы.
Методология исследования – это направление, которое ученые определяют, как «интеллектуальный мусор», анализируется по нескольким параметрам: причины роста интереса аудитории к трэшу, соответствие трэш-материалов морально-этическим нормам, влияние на общество и причины интереса телеиндустрии. В исследовании анализируются элементы трэша в видеоматериалах казахстанских тележурналистов, обсуждается его влияние на аудиторию, результаты обратной связи.
Результаты исследования показали, что приоритет трэшевого направления оказывает влияние на изменения в сознании аудитории, формирование общественного мнения и развитие общества в целом. Также было доказано, что телестиль искажает и оказывает сильное психологическое воздействие на зрителей. Было показано, что мусор снижает «ценность новостей» и «культуру новостей».
Ценность: в ходе исследования использовались работы казахстанских и зарубежных ученых. В силу того, что треш-тенденция исходила от зарубежных телеканалов, то в рамках западного опыта было просмотрено около 30 отечественных и зарубежных видеороликов. Любое новое направление на телевидении – явление временное, учитывая тот факт, что со временем оно будет заменено чем-то другим, и стоит задуматься о необходимости изучения любой работы в эфире в национальных интересах.
Ключевые слова: трэш, инфотейнмент, эдьютейнмент, сенсация, стереотип.
Библиографические ссылки
Andrea Е. (2013) TV Formats: history, theory, industry and audiences. Editorial // Critical Studies in Television, Manchester University Press, Volume 8, No. 2. – 42.
Бейнбриж Ж., Никола Г., Лиз Т. (2019) Медиа және журналистика: теория мен практикаға жаңа көзқарас. – Алматы: «Ұлттық аударма бюросы» қоғамдық қоры, – 354-355.
Балакирева Т. (2017) Трансформация коммуникации на примере российского телевидения // ВЕЧЕ. 2017. № 29, – 177.
Беляев В. (1996) «Понедельник» Михаил Осокин // «ТВ Парк» Еженедельный журнал-телегид. – вып. 20.
Elke W. (2019) Book Review: Storytelling Industries. Narrative Production in the 21st Century // Critical Studies in Television, Manchester University Press. Vol. 14, No.1. – 146.
Edward H. (2007) Understanding the Global TV Format // Journal of Media Business Studies, 4:1. – 71.
Манскова Е. (2009) Роль треш-эстетики в формировании современной концепции телевизионной документалистики // «Медиаскоп» Электронно – научный журнал. – № 1.
Маховская О. (2007) Телемания: болезнь или страсть? – М: Лабиринт, – 167.
Murray S. (2009) Reality TV: remaking television culture / S. Murray, L. Ouellette. – New York: NYU Press, –143.
Moran A. (2006) Understanding the Global TV Format. – Bristol, Intellect, – 187.
Manovich, L. (2002) The Language of New Media / L. Manovich. – The MIT Press, – 284.
Новикова А. (2013) Телевизионная реальность: экранная интерпретация действительности. – М. Издательский дом Высшей школы экономики, – 83.
Нуриден Р. (2012) Қазақ рухани журналистикасы. – Павлодар, – 3.
Richard W. (2008) Colonial Time and TV Time: Television and Temporality in Belize // Society for Visual Anthropology Newsletter, No 10 (1), – 96.
Яркина А. (2020) Трэш в новостном секторе. Проблемы массовой коммуникации: новые подходы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции аспирантов и студентов, – 152.
Электрондық ресурстар
Алмазова Е. (2017) «Это ниша не для хайпа»: каково будущее социальной журналистики, https://www.asi.org.ru/2017/10/31/budushhee-sotsialnoj-zhurnalistiki/
Гриндстафф Л. «Реальное телевидение» и политика социального контроля http://culturca.narod.ru/Grin.htm
Мұхтаров Б. (2021) Телеарналардың медиэтика бойынша біліксіздігі неден байқалады? https://newreporter.org/kz/2021/08/10/telearnalardyn-mediaetika-bojynsha-biliksizdigi-neden-bajqalady/
Омашев Н. (2020) Өз-өзін тәрбиелейтін адам бақытты. https://egemen.kz/article/217937-namazaly-omashuly-ozin-ozi-tarbieleytin-adam-%E2%80%93-baqytty
Качкаева А. (2005) Телевидение трэша. Интервью с Д. Дондуреем и О. Маховской // Радио «Свобода». Программа «Смотрим телевизор», http://www.svoboda.org/programs/tv/2005/tv.121905.asp
Ларина Ю. (2021) "У нас должен быть шум времени". https://www.kommersant.ru/doc/1663516
Piyush.Sh. (2018) The Secrets of Successful Factual Entertainment boadcasters // Forbes India Edition. https://www.forbesindia.com/blog/technology/secret-of-successful-factual-entertainment-broadcasters/.
Потапова Е. (2006) Дядя Стеба. Телеревизор. https://novayagazeta.ru/articles/2006/11/09/27333-dyadya-styoba
Пташкин О. (2009) Трэш ТВ. https://www.gazeta.ru/comments/2009/06/02_a_3183253.shtml
Сухачева А. (2011) Профессиональная деформация. https://newreporter.org/2011/02/18/professionalnaya-deformaciya/
Федотова Н. (2011) От журналистики факта к журналистики эмоций. http://socmedia.by/wp-content/uploads/2018/08/Stepanov_Media-sustainable-development.pdf
Hinkley D. (2012) Americans spend 34 hours a week watching TV, according to Nielsen numbers //New York Daily News. http://www.nydailynews.com/entertainment/tv-movies/americans-spend-34-hours-week-watching-tv-nielsen-numbers-article-1.1162285
31-арна «Информбюро» бағдарламасының Youtube-тегі ресми каналы, https://www.youtube.com/c/%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B1%D1%8E%D1%80%D0%BE31
КТК жаңалықтарының Youtube-тегі ресми каналы, https://www.youtube.com/channel/UClkBhzbbWhUxsNqNVwdHZPA
Еуразия бірінші арнасының Youtube-тегі ресми каналы, https://www.youtube.com/channel/UCdi0T2B5_WuXdHBhXpupriA
References
Abdraev M. (2021) Telezhurnalistikanın intellektwldı qurılımı. [The intellectual structure of television journalism]. –Almaty: «Qazaq universiteti», 195.
Andrea Е. (2013) TV Formats: history, theory, industry and audiences. Editorial // Critical Studies in Television, Manchester University Press, Volume 8, No. 2. – 42.
Beinbrizh Zh., Nicola G., Liz Т. (2019) Media zhane Zhurnalistika: teoria men praktikaga zhana kozkaras. [Media and Journalism: a new approach to theory and practice] А.: «Ulttyk audarma burosy» kogamdyk kory, – 354-355.
Balakireva T. (2017) Transformatsiya kommunikatsii na primere rossiyskogo televideniya // [Transformation of communication on the example of Russian television] VECHE. 2017. № 29, – 177.
Belyayev V. (1996) «Ponedel'nik» Mikhail Osokin // ["Monday" Mikhail Osokin] «TV Park» Yezhenedel'nyy zhurnal-telegid. – vyp. 20.
Elke W. (2019) Book Review: Storytelling Industries. Narrative Production in the 21st Century // Critical Studies in Television, Manchester University Press. Vol. 14, No.1. – 146.
Edward H. (2007) Understanding the Global TV Format // Journal of Media Business Studies, 4:1. – 71.
Manskova Ye. (2009) Rol' tresh-estetiki v formirovanii sovremennoy kontseptsii televizionnoy dokumentalistiki // [The role of trash aesthetics in shaping the modern concept of television documentaries] «Mediaskop» Elektronno – nauchnyy zhurnal. – № 1.
Mahovskaia O. (2007) Telemania: bolezn ili stras? [Telemania: illness or passion?] – M: Labirint, – 167.
Murray S. (2009) Reality TV: remaking television culture / S. Murray, L. Ouellette. -New York: NYU Press, – 143.
Moran A. (2006) Understanding the Global TV Format. - Bristol, Intellect, – 187.
Manovich, L. (2002) The Language of New Media / L. Manovich. – The MIT Press, – 284.
Novikova A. (2013) Televizionnaya real'nost': ekrannaya interpretatsiya deystvitel'nosti. [Television reality: screen interpretation of reality]. – M. Izdatel'skiy dom Vysshey shkoly ekonomiki, – 83.
Nuriden R. (2012) Qazaq ruhani jurnalistikasy. [Kazakh spiritual journalism] – Pavlodar, – 3.
Richard W. (2008) Colonial Time and TV Time: Television and Temporality in Belize // Society for Visual Anthropology Newsletter, No 10 (1), – 96.
Yarkina A. (2020) Tresh v novostnom sektore. [Trash in the news sector]. Problemy massovoy kommunikatsii: novyye podkhody. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii aspirantov i studentov, – 152.
Electronic resources:
Almazova Ye. (2017) «Eto nisha ne dlya khaypa»: kakovo budushcheye sotsial'noy zhurnalistiki [“This is not a niche for hype”: what is the future of social journalism] https://www.asi.org.ru/2017/10/31/budushhee-sotsialnoj-zhurnalistiki/
Grindstaff L. «Real'noye televideniye» i politika sotsial'nogo kontrolya [«Real TV» and the policy of social control] http://culturca.narod.ru/Grin.htm
Muhtarov B. (2021) Telearnalardyñ medietika boiynşa bılıksızdıgı neden baiqalady? [What is the lack of media ethics of TV channels?] https://newreporter.org/kz/2021/08/10/telearnalardyn-mediaetika-bojynsha-biliksizdigi-neden-bajqalady/
Omashev N. (2020) Oz-ozın tärbieleitın adam baqytty [Happy is the one who educates himself] https://egemen.kz/article/217937-namazaly-omashuly-ozin-ozi-tarbieleytin-adam-%E2%80%93-baqytty
Kachkayeva A. (2005) Televideniye tresha. Interv'yu s D. Dondureyem i O. Makhovskoy // [Thrash television. Interview with D. Dondurei and O. Makhovskaya] Radio «Svoboda». Programma «Smotrim televizor»,http://www.svoboda.org/programs/tv/2005/tv.121905.asp
Larina YU. (2021) "U nas dolzhen byt' shum vremeni"[“We must have the noise of time”] https://www.kommersant.ru/doc/1663516
Piyush.Sh. (2018) The Secrets of Successful Factual Entertainment boadcasters // Forbes India Edition. https://www.forbesindia.com/blog/technology/secret-of-successful-factual-entertainment-broadcasters/.
Potapova Ye. (2006) Dyadya Steba. Telerevizor [Uncle Steba. TV auditor] https://novayagazeta.ru/articles/2006/11/09/27333-dyadya-styoba
Ptashkin O. (2009) Tresh TV [Tresh TV] https://www.gazeta.ru/comments/2009/06/02_a_3183253.shtml
Sukhacheva A. (2011) Professional'naya deformatsiya [Professional deformation] https://newreporter.org/2011/02/18/professionalnaya-deformaciya/
Fedotova N. (2011) Ot zhurnalistiki fakta k zhurnalistiki emotsiy [From journalism of fact to journalism of emotions] http://socmedia.by/wp-content/uploads/2018/08/Stepanov_Media-sustainable-development.pdf
Hinkley D. (2012) Americans spend 34 hours a week watching TV, according to Nielsen numbers //New York Daily News. http://www.nydailynews.com/entertainment/tv-movies/americans-spend-34-hours-week-watching-tv-nielsen-numbers-article-1.1162285
31-arna «Informburo» bagdarlamasynyn Youtube-tegi resmi kanaly [Channel 31 is the official Youtube channel of the Informburo program] https://www.youtube.com/c/%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B1%D1%8E%D1%80%D0%BE31
KTK janalyqtarynyn Youtube-tegi resmi kanaly [The official Youtube channel of KTK news ] https://www.youtube.com/channel/UClkBhzbbWhUxsNqNVwdHZPA
Eurazia bırınshı arnasynyn Youtube-tegı resmi kanaly [The official channel of Eurazia First Channel Youtube] https://www.youtube.com/channel/UCdi0T2B5_WuXdHBhXpupriA