Нормы и запреты на анонимное комментирование в интернете: реалии казахстанских СМИ

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/HJ.2023.v67.i1.05
        93 107

Аннотация

В статье рассматриваются проблемные вопросы реализации процесса интернет-комментирования как одного из видов проявления интерактивного поведения казахстанской веб-аудитории под воздействием регулирующих законодательных норм и тенденций глобального медиарынка. Доказывается, что существует корреляционная зависимость между посещаемостью сайтов и ограничениями комментирования. Использование общих теоретических и эмпирических методов исследования – анализа, синтеза, индукции, дедукции, экстраполяции, наблюдения, сравнения, исторического метода позволило на реальном эмпирическом материале (сайты казахстанских СМИ) отразить современные возможности осуществления интерактивной связи интернет-сайтов с потребителями в свете ограничений, связанных с комментированием публикаций. Что стало целью нашего исследования. Научная значимость работы заключается в анализе обозначенных проблем и предоставления возможных путей их решения. В связи с чем методологически исследуется влияние тенденций глобального медиарынка на формирование медиаповедения в казахстанском сегменте интернета. Основными итогами работы являются результаты анализа сложившейся ситуации вокруг интернет-комментирования на сайтах казахстанских СМИ и в социальных сетях. Анализ казахстанских порталов nur.kz, azattyk.org, informburo.kz, tengrinews.kz, республиканских сайтов time.kz, caravan.kz, сайтов региональной периодики «Костанайские новости», «Наша газета» приводит к выводу о том, что нынешняя ситуация, когда в условиях запрета анонимного комментирования на казахстанских сайтах интерактивное общение с веб-аудиторией перешло в социальные сети, является аномальной. В статье также представлены конкретные примеры западных СМИ, которые используют возможность комментирования на сайте как привилегию для платных подписчиков. Утверждается, что подобный путь конверсии зарегистрированных пользователей в платных подписчиков может стать плодотворным как в контексте проявления социальной активности аудитории издания, так и рентабельным в практике существования современных казахстанских СМИ на информационном рынке.

Ключевые слова: комментирование, медиаповедение, веб-аудитория, социальные сети, законодательные нормы.

Библиографические ссылки

Associated Press, 2017 – Associated Press-NORC Center for Public Affairs Research | American Press Institute. Paying For News: Why People Subscribe And What It Says About The Future Of Journalism, 2017. https://apnorc.org/wp-content/uploads/2020/02/Media-Insight-2017-Pay-for-News_final.pdf (дата обращения: 25.10.2022).
Almgren Susanne M., Tobias Olss. Commenting, Sharing and Tweeting News. Measuring Online News Participation // Nordicom Review 37 (2016) 2, pp. 67-81. doi:10.1515/nor-2016-0018
Goodman E. Online comment moderation: emerging best practices. The World Association of Newspapers (WAN-IFRA), 2013.
McInnis Brian, Leah Ajmani, Lu Sun, Yiwen Hou, Ziwen Zeng, and Steven P. Dow. 2021. Reporting the Community Beat: Practices for Moderating Online Discussion at a News Website. Proc. ACM Hum.-Comput. Interact. 5, CSCW2, Article 333 (October 2021), 25 pages. https://doi.org/10.1145/3476074
Kim, J., Lewis, S.C., & Watson, B.R. The Imagined Audience for and Perceived Quality of News Comments: Exploring the Perceptions of Commenters on News Sites and on Facebook. Social Media + Society, 4, 2018.
Nelson, Maria N., Thomas B. Ksiazek, and Nina Springer. 2021. Killing the Comments: Why Do News Organizations Remove User Commentary Functions? Journalism and Media 2: 572–583. https://doi.org/10.3390/journalmedia2040034.
Rehman, Khalil & Yasin, Anaa & Mahmood, Tariq & Muhammad, Mr & Saqib, Mr. (2019). SEO: A unique approach to enhance the site rank by implementing Efficient Keywords Scheme Corresponding Author. 10.7287/peerj.preprints.27609v1.
Southern L. The Times of London finds commenters are most valuable visitors. – URL: https://digiday.com/media/times-london-finds-commenters-valuable-visitors (дата обращения: 25.10.2022).
Roberts Eric. The Google PageRank Algorithm. Handout #24 CS 54N November 9, 2016. https://web.stanford.edu/class/cs54n/handouts/24-GooglePageRankAlgorithm.pdf (дата обращения: 25.10.2022).
Satchwell В. Moderation Guide, 2013. Society of Editors. University Centre, Granta Place, Cambridge
Гимельштейн А.В. Социальные сети как пространство медиареализации // Экология медиасреды: проблемы безопасности и рационального использования коммуникативных ресурсов. Материалы второй Международной научно-практической конференции. – М.: Ф-т журн. МГУ, 2016. – С. 32-33.
Градюшко А.А. Мобильная журналистика в контексте новой медийной экосистемы // Экология медиасреды: проблемы безопасности и рационального использования коммуникативных ресурсов. Материалы второй Международной научно-практической конференции. – М.: Ф-т журн. МГУ, 2016. – С. 33-34.
Жилавская И. В. Медиаповедение личности. Материалы к курсу. Учебное пособие. — М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012. — 91 с.
Сабитов Д. Информационная безопасность Казахстана: защита данных и смыслов. - Астана, 2015. - 68 с.
Савельева И. В. Интернет-комментарий как вторичный текст: семиотическая модель текстопорождения // Вестник Кемеровского государственного университета. 2019. Т. 21. No 3. С. 839–849.
Сачаева Л.А. Социальные сети как платформа современных интернет-СМИ. – Челябинск: ЮУрГУ, 2019.
Степанова Л.Н. Типология комментария в условиях перехода в Сеть (на основе лексикографического анализа) // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия «Филология. Социальные коммуникации» Том 26 (65). № 1 – С. 398-403.
Хлынцов А. Право на онлайн-анонимность и использование шифрования в Казахстане. – URL: https://www.soros.kz/wp-content/uploads/2021/08/Хлынцов_право-на-онлайн-анонимность-и-использование-шифрования-в-Казахстане.pdf (дата обращения: 25.10.22)

References
Associated Press (2017) – Associated Press-NORC Center for Public Affairs Research | American Press Institute (2017). Paying For News: Why People Subscribe And What It Says About The Future Of Journalism. https://apnorc.org/wp-content/uploads/2020/02/Media-Insight-2017-Pay-for-News_final.pdf
Almgren Susanne M., Tobias Olss. (2016) Commenting, Sharing and Tweeting News. Measuring Online News Participation // Nordicom Review 37, 2, pp. 67-81. doi:10.1515/nor-2016-0018
Goodman E. (2013) Online comment moderation: emerging best practices. The World Association of Newspapers (WAN-IFRA).
McInnis Brian, Leah Ajmani, Lu Sun, Yiwen Hou, Ziwen Zeng, and Steven P. Dow. (2021) Reporting the Community Beat: Practices for Moderating Online Discussion at a News Website. Proc. ACM Hum.-Comput. Interact. 5, CSCW2, Article 333 (October 2021), 25 pages. https://doi.org/10.1145/3476074
Kim, J., Lewis, S.C., & Watson, B.R. (2018). The Imagined Audience for and Perceived Quality of News Comments: Exploring the Perceptions of Commenters on News Sites and on Facebook. Social Media + Society, 4.
Nelson, Maria N., Thomas B. Ksiazek, and Nina Springer. (2021) Killing the Comments: Why Do News Organizations Remove User Commentary Functions? Journalism and Media 2: 572–583. https://doi.org/10.3390/journalmedia2040034.
Rehman, Khalil & Yasin, Anaa & Mahmood, Tariq & Muhammad, Mr & Saqib, Mr. (2019). SEO: A unique approach to enhance the site rank by implementing Efficient Keywords Scheme Corresponding Author. 10.7287/peerj.preprints.27609v1.
Southern L. (2020) The Times of London finds commenters are most valuable visitors. – URL: https://digiday.com/media/times-london-finds-commenters-valuable-visitors.
Roberts Eric. The Google PageRank Algorithm. Handout #24 CS 54N November 9, 2016. https://web.stanford.edu/class/cs54n/handouts/24-GooglePageRankAlgorithm.pdf
Satchwell В. (2013) Moderation Guide. Society of Editors. University Centre, Granta Place, Cambridge.
Gimelshtejn A.V. (2016) Socialnye seti kak prostranstvo mediarealizacii [Social networks as a space for media implementation] // Ekologiya mediasredy: problemy bezopasnosti i racionalnogo ispolzovaniya kommunikativnyh resursov. Materialy vtoroj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - M.: MSU Faculty of Journalism. – pp. 32-33.
Gradyushko A.A. (2016) Mobilnaya zhurnalistika v kontekste novoj medijnoj ekosistemy [Mobile journalism in the context of a new media ecosystem] // Ekologiya mediasredy: problemy bezopasnosti i racionalnogo ispolzovaniya kommunikativnyh resursov. Materialy vtoroj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. – M.: MSU Faculty of Journalism. – pp. 33-34.
Zhilavskaya I. V. (2012) Mediapovedenie lichnosti [Media behaviour of the individual]. Materialy k kursu. Uchebnoe posobie. — M.: RIC MSHU named after M.A. Sholohov. - 91 p.
Sabitov D. (2015) Informacionnaya bezopasnost Kazahstana: zashchita dannyh i smyslov [Information security of Kazakhstan: protection of data and meanings]. - Astana. - 68 p.
Savelyeva I. V. (2019) Internet-kommentarij kak vtorichnyj tekst: semioticheskaya model tekstoporozhdeniya [Internet comments as a secondary text: a semiotic model of text generation] // Bulletin of Kemerovo State University. Vol. 21, no 3. pp. 839–849.
Sachaeva L.A. (2019) Socialnye seti kak platforma sovremennyh internet-SMI [Social networks as a platform for modern online media]. – Chelyabinsk: SUSU, SG-521, 2019. – 67 p.
Stepanova L.N. (2019) Tipologiya kommentariya v usloviyah perekhoda v Set (na osnove leksikograficheskogo analiza) [Typology of a comment in the conditions of transition to the Network (based on lexicographic analysis)] // Uchenye zapiski Tavricheskogo nacional'nogo universiteta im. V.I. Vernadskogo. Seriya «Filologiya. Socialnye kommunikacii». Vol. 26 (65). № 1 – pp. 398-403.
Hlyncov A. (2021) Pravo na onlajn-anonimnost i ispolzovanie shifrovaniya v Kazahstane [The right to online anonymity and the use of encryption in Kazakhstan] – URL: https://www.soros.kz/wp-content/uploads/2021/08/Hlyncov_pravo-na-onlajn-anonimnost-i-ispolzovanie-shifrovaniya-v-Kazahstane.pdf

Загрузки

Как цитировать

Tyuleyev, M. A., & Kungurova, O. G. (2023). Нормы и запреты на анонимное комментирование в интернете: реалии казахстанских СМИ. Серия Журналистики, 67(1). https://doi.org/10.26577/HJ.2023.v67.i1.05

Выпуск

Раздел

Журналистика: Общество. История. Политика. Закон. Экономика.