Территориальный брендинг города Алматы и области в формировании туристического имиджа Республики Казахстан

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/HJ.2023.v69.i3.03

Аннотация

Качественное брендирование региона Алматы и Алматинской области с учетом международного опыта представляется актуальным направлением для развития национального имиджа Республики Казахстан. Изучение государственных планов и концепций развития показывает вовлеченность властей в развитии индустрии в целом и понимание важности коммуникационной работы в частности. Приняты во внимание кейсы мировых практик. Через диагностику сегодняшнего положения по моделям, индексам и рейтингам, предложенным различными иностранными исследованиями рассмотрены варианты дальнейшего развития бренда г. Алматы. Выявлены основные цели и задачи, выгоды и вероятные отрицательные последствия массового привлечения туристов. Предложены варианты локаций в зависимости от основных предпочтений и движущих сил туристов.

Новизна исследования заключается в рассмотрении уже устоявшихся, сильных позиций региона для дальнейшего развития благоприятного имиджа исходя из текущих запросов туристов и преимуществ конкурирующих территорий. На основе успешного опыта иностранных локаций показаны возможные векторы развития региональных суб-брендов как уникальных конкурентных преимуществ территории, перспективность ассоциирования брендов крупных, преуспевающих предприятий и организаций – с городом базирования в качестве вклада в формирование благоприятного имиджа.  

Задачами работы являются обзор текущего состояния в сфере территориального брендинга г. Алматы и области, оценка современного положения и предпринимаемых усилий, изучение опыта, методов успешных, состоявшихся, признанных туристических локаций, выделение полезных и применимых в условиях Казахстана теорий и практик, предложенных иностранными и отечественными разработками. Практическое значение представляют выработанные рекомендации для дальнейшей работы над коммуникационной поддержкой региона не только как туристического направления, но и точки притяжения в области образования и науки, инвестиций, которые позволят обеспечить приток молодых талантов и состоявшихся ученых.  

Ключевые слова: туризм, имидж государства, бренд г. Алматы, суб-бренды, туристические предпочтения, репутация, национальная идентичность.

Библиографические ссылки

1. Anholt Ipsos Nation Brands Index. (2022). Nation Brands Index 2022: Germany finishes first again with Japan and Canada rounding out the top three nations. 2 November 2022. [Report] Anholt Ipsos Nation Brands Index. Available at: https://www.ipsos.com/sites/default/files/ct/news/documents/2022-11/NBI%202022%20Report%20-%20Updated%209JAN23.pdf
2. Anholt, S. (2004). Editorial. Place Brand Public Dipl, 1, 4–11. https://doi.org/10.1057/palgrave.pb.5990001
3. Anholt, S. (2002). Foreword. Journal of Brand Management 9, 229–239. https://doi.org/10.1057/palgrave.bm.2540074
4. Brand Finance (2023). Everyone Wants a Bite of the Big Apple: NYC Named World’s 2nd Best City Brand in New Ranking. Brand Finance. https://brandfinance.com/press-releases/everyone-wants-a-bite-of-the-big-apple-nyc-named-worlds-2nd-best-city-brand-in-new-ranking
5. Chan, A., Suryadipura, D., Kostini N. (2021). City Image: City Branding and City Identity Strategies. Review of Integrative Business and Economics Research, Vol. 10, Supplementary Issue 1 10. https://www.researchgate.net/publication/349477397_City_Image_City_Branding_and_City_Identity_Strategies
6. Choudhary, L.R., Srivastava, P., Panwar, L. (2022). Educational Tourism: A New Concept of Sustainable Development of Tourism. Specialusis Ugdymas, 1 (43). 4684-4689.
7. Cleave, E., Arku, G., Sadler, R., Gilliland J. (2016). The role of place branding in local and regional economic development: bridging the gap between policy and practicality. Regional Studies, Regional Science, 3:1, 207-228, DOI: 10.1080/21681376.2016.1163506
8. Ferreira, F., Castro, C., Gomes, A. (2021). Positive and Negative Social-Cultural, Economic and Environmental Impacts of Tourism on Residents. Advances in Tourism, Technology and Systems, (pp.288-298) 10.1007/978-981-33-4256-9_26.
9. Gaggiotti, H., Kim Cheng Low, P., Yunak, O. (2008). City brand management (CBM): The case of Kazakhstan. Place Branding and Public Diplomacy, 4. 10.1057/palgrave.pb.6000081.
10. Kim Cheng Low, P., Taylor, L.J. (2006). The Branding of Almaty, the Oasis of Central Asia. The Central Asia Business Journal. V. 1. (2), pp. 8-22.
11. King B., Richards G., Yeung E. (2023). City neighbourhood branding and new urban tourism. Current Issues in Tourism, DOI:10.1080/13683500.2023.2214719
12. Liu, Q., Duan, J. (2020). Impact of City Brand Recognition on Subjective Well-Being–Taking Beijing as an Example*. 3rd International Conference on Advances in Management Science and Engineering, pp. 117-128, DOI:10.2991/aebmr.k.200402.022
13. MPP Consulting. (2019). Top 50 Azerbaijan brands 2019. MPP Consulting. Available at: https://www.mppconsulting.com.ua/top100/azbrand2019.pdf
14. MPP Consulting. (2019). Top 50 Kazakh brands 2019. MPP Consulting. Available at: https://www.mppconsulting.com.ua/top100/kazbrand2019.pdf
15. Nation Brands. (2021). The annual report on the most valuable and strongest nation brands, October 2021. [Report]. Nation Brands. Available at: https://static.brandirectory.com/reports/brand-finance-nation-brands-2021-preview.pdf
16. Nation Brands. (2022). The annual report on the most valuable and strongest nation brands. September 2022. [Report]. Nation Brands. Available at: https://static.brandirectory.com/reports/brand-finance-nation-brands-2022-preview.pdf
17. Pompe, A. (2017). City Brand in the Eyes of Values. ABSRJ. 8. 9-22. https://www.researchgate.net/publication/317888333_CITY_BRAND_IN_THE_EYES_OF_VALUES
18. Reiser, D., Crispin, S. (2009). Local perceptions of the reimaging process: The case of the Sullivans Cove waterfront precinct. Journal of Place Management and Development. 2. pp. 109-124. 10.1108/17538330910975856.
19. Roll, M. (2006). Asian Brand Strategy. How Asia Builds strong brands. New-York: PALGRAVE MACMILLAN. - 254 p.
20. Saunders. P. Why Cities Should Value Their Brands, Just As Businesses Do, Forbes. Available at: https://www.forbes.com/sites/petesaunders1/2018/03/21/the-value-of-city-branding/?sh=1a0f80472ec0
21. Sevin, H. E. (2014). Understanding cities through city brands: City branding as a social and semantic network. Cities, V. 38, pp. 47-56, ISSN 0264-2751, https://doi.org/10.1016/j.cities.2014.01.003. Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0264275114000043?via%3Dihub
22. U.S. News & World Report. (2022). These Countries Are the Best for Tourism. US News. Available at: https://www.usnews.com/news/best-countries/rankings/good-for-tourism
23. Byuro Nacional'noj statistiki Agentstva po strategicheskomu planirovaniyu i reformam Respubliki Kazahstan. (2022). Vyborochnoe obsledovanie vyezdnyh posetitelej v aprele 2022 goda [Sample survey of incoming visitors in April 2022]. Byuro Nacional'noj statistiki Agentstva po strategicheskomu planirovaniyu i reformam Respubliki Kazahstan. https://stat.gov.kz/ru/industries/business-statistics/stat-tourism/spreadsheets/
24. Genenko, O. N., Miroshnichenko, E. V., Ryadnova, S. A. (2023). Instrumenty effektivnogo brendinga territorii: teoreticheskij aspekt. [Instrument of effective territory branding: theoretical aspect]. Biznes. Obrazovanie. Pravo. 2023. № 1(62). pp. 109—114. DOI: 10.25683/VOLBI.2023.62.543
25. Lobodenko, L.K. (2020). Globalizaciya – glokalizaciya: transformaciya regional'nyh media v usloviyah cifrovoj civilizacii. [Globalization - glocalization: transformation of regional media in the conditions of digital civilization] / Dzyaloshinskij, I.M., Lobodenko, L.K., Pil'gun, M.A. Social'nye soobshchestva i kommunikacionnye servisy v epohu cifrovoj civilizacii: monografiya. [Social communities and communication services in the era of digital civilization: monograph]. Chelyabinsk: Izdatel'skij centr YUurGU. – 746 p.
26. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Kazahstan. (2019). Ob utverzhdenii Gosudarstvennoj programmy razvitiya turistskoj otrasli Respubliki Kazahstan na 2019-2025 gody. [About the approval of the Government program for the development of the tourist industry of the Republic of Kazakhstan for 2019-2025]. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Kazahstan ot 31 maya 2019 goda № 360. URL: https://primeminister.kz/assets/media/gp-po-turizmu.pdf
27. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Kazahstan. (2023). Ob utverzhdenii Koncepcii razvitiya turistskoj otrasli Respubliki Kazahstan na 2023 – 2029 gody. [About the approval of the concept of the development of the tourist industry of the Republic of Kazakhstan for 2023-2029]. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Kazahstan, ot 28 marta 2023 goda № 262. URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/tourism/documents/details/429828?lang=ru
28. Rozhkov, I.Ya., Kismereshkin, V.G. (2006). Brendy i imidzhi. [The brands and images] – M.: «Rip-holding». - 256 p.
29. Tahan, S.SH. (2019). PR-deyatel'nost' po populyarizacii kazahstanskoj kul'tury za rubezhom. [PR activity for the promotion of Kazakh culture abroad]. PR i SMI v Kazahstane: sbornik nauchnyh trudov. / sost. i gl. red. L.S. Ahmetova. Vyp. 17. – Almaty: Qazaq universitetі. – 372 p.
30. Ukaz Prezidenta Respubliki Kazahstan. (2018). Ob utverzhdenii Nacional'nogo plana razvitiya Respubliki Kazahstan do 2025 goda i priznanii utrativshimi silu nekotoryh ukazov Prezidenta Respubliki Kazahstan. [Approval of the National Development Plan of the Republic of Kazakhstan until 2025 and recognition of the invalidity of some decrees of the President of the Republic of Kazakhstan] Ukaz Prezidenta Respubliki Kazahstan, ot 15 fevralya 2018 goda № 636. URL: https://law.apa.kz/strategicheskie-dokumenty/№636-ot-15-fevralya-2018-goda-sd

Загрузки

Опубликован

2023-09-25

Выпуск

Раздел

Журналистика: Общество. История. Политика. Закон. Экономика.