Неосоветская модель медиа (часть 2)

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/HJ.2023.v69.i3.02
        95 84

Ключевые слова:

Сара Оатс, неосоветская модель медиа, медиасистема, цензура, постсовет- ское пространство, контент-анализ.

Аннотация

В предыдущем номере нашего журнала (Вестник КазНУ, Серия Журналистика, №2 (68) 2023,
С. 16-28), читателям впервые был представлен перевод с английского языка первой части про-
граммной статьи Сары Оатс «Неосоветская модель медиа», вышедшей в 2007 году в журна-
ле «Europe-Asia Studies» (Sarah Oates, 2007)2. Также было опубликовано Предисловие научного
редактора перевода, профессора Национального исследовательского университета «Высшая
школа экономики» в Москве, С.Г. Давыдова, предлагающее научное осмысление и критический
взгляд на методику исследования, а также теоретические и исторические контексты научных
дискуссий о нормативных теориях медиа середины нулевых годов3.
В текущем номере вниманию читателей предлагается перевод второй (заключительной) части ста-
тьи Сары Оатс, в которой, согласно аннотации автора, «исследуется генезис неосоветской модели
средств массовой информации. На основе результатов изучения российских медиа в постсоветский
период, а также обзора их деятельности во время выборов в указанном регионе, в статье делается
вывод о том, что российские медиа в настоящее время функционируют в «неосоветском» ключе. В
число факторов, формирующих эту модель медиа, входят отказ от сбалансированного подхода или
объективности; наличие изъянов в законодательстве, регулирующем деятельность медиа; самоцензу-
ра; вмешательство государства и давление на СМИ; недостаток профессионализма в журналистской
среде; а также атмосфера насилия в отношении журналистов. Кроме того, при переходе от советской к
неосоветской модели имеет место преемственность в том, как медиа воспринимаются их аудиторией».

Библиографические ссылки

Bennett, L.W. (2000). Media Power in the United States (Curran, J. & Park, M-J., Eds).

Curran, J. & Park, M-J. (2000). De-Westernizing Media Systems.

Dahl, R. (1989). Democracy and its Critics. Yale University Press.

Entman, R.M. (2003). Cascading Activation: Contesting the White House’s Frame after 9/11, Political Communication, 20, 4.

European Institute for the Media (2000a). Monitoring the Media Coverage of the December 1999 Parliamentary Elections in

Russia: Final Report. European Institute for the Media. http://www.media-politics.com/eimreports.htm

European Institute for the Media (2000b). Monitoring the Media Coverage of the March 2000 Presidential Elections in Russia:

Final Report. European Institute for the Media http://www.media-politics.com/eimreports.htm

Graber, D. (2005). Mass Media and American Politics (7th ed.). Congressional Quarterly Books.

Habermas, J. (1989). The Structural Transformation of the Public Sphere: An Inquiry into a Category of Bourgeois Society.

Polity.

Hallin, D. & Mancini, P. (2003). Comparing Media Systems: Three Models of Media and Politics. Cambridge University Press.

Huntington, S. (1991). The Third Wave: Democratization in the late 20th Century. University of Oklahoma Press.

Hutcheson, J., Domke, D., Billeaudeaux, A. & Garland, P. (2004). US National Identity, Political Elites, and a Patriotic Press

Following September 11. Political Communication, 21, 4.

Kachkaeva, A., Kiriya, I. & Libergal, G. (2006). Television in the Russian Federation: Organisational Structure, Programme

Production and Audience. Internews Russia for the European Audiovisual Observatory. Educated Media Foundation.

McDonald, I.R. & Lawrence, R.G. (2004). Filling the 2467 News Hole: Television News Coverage Following September 11th.

The Annual Meeting of the American Political Science Association.

Negrine, R. (1994). Politics and Mass Media in Britain (3rd ed.).

Oates, S. (2004). From the Archives of the European Institute for the Media: Analysing the Results of a Decade of Monitoring

of Post-Soviet Elections. The British Association for Slavonic and East European Studies Conference, Fitzwilliam College. www.

media-politics.com

Oates, S. (2006). Television, Democracy and Elections in Russia.

Pasti, S. (2005). Two Generations of Contemporary Russian Journalists. European Journal of Communication, 20, 1.

Schudson, M. (1995). The Power of News. Harvard University Press.

Siebert, F.S., Peterson, T. & Schramm, W. (1963) Four Theories of the Press. University of Illinois Press.

Smyth, R. (2006). Candidate Strategies and Electoral Competition in the Russian Federation: Democracy without Foundation.

Cambridge University Press.

Sparks, C. (2000). ‘Media Theory After the Fall of European Communism: Why the Old Models from East and West Won’t Do

Anymore’, in Curran, J. & Park, M-J. (eds).

Voltmer, K. (2000). Constructing Political Reality in Russia: Izvestiya—Between Old and New Journalistic Practices. European

Journal of Communication, 15, 4.

Загрузки

Как цитировать

Oates, S. (2023). Неосоветская модель медиа (часть 2). Серия Журналистики, 69(3), 18–26. https://doi.org/10.26577/HJ.2023.v69.i3.02

Выпуск

Раздел

Журналистика: Общество. История. Политика. Закон. Экономика.