Проблемы идентификации источников и визуального контента в социальных медиа: опыт Казахстана

Авторы

  • A.B. Akynbekova Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы https://orcid.org/0000-0002-9422-208X
  • A. Belgarayeva Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы https://orcid.org/0000-0002-6891-8841
  • А.Т. Kulsariyeva Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Казахстан, г. Алматы https://orcid.org/0000-0002-7867-430X

DOI:

https://doi.org/10.26577/HJ.2024.v71.i1.2
        215 204

Ключевые слова:

Социальная сеть, ложная информация, визуальный контент, медиа, фактчекинг.

Аннотация

В статье рассматривается проблема поиска первоисточников, выявления фактологических источников и визуального контента в социальных сетях в процессе определения ложной информации. Цель и идея научной работы – определить проблемы распространения ложной информации и сформировать пути предотвращения разрастания фейковых данных.

Онлайн-источники и визуальный контент важны в информационной сфере, определение точности информации сегодня имеет решающее значение, поскольку распространять недостоверную информацию на социальных платформах стало очень легко. Теоретическая значимость данной работы реализуется в использовании результатов в качестве ориентира или инструкции при изучении и расчете фейковых новостей. Практическая значимость заключается в применении алгоритмов определения фейков в журналистской и юридической практике, усилении профессиональных навыков и компетентности журналистов. Кроме того, результаты могут быть использованы при подготовке журналистов в высших учебных заведениях.

Методология исследования строится на комплексе эмпирических методов и регулятивных принципов, обосновывающих гипотезу авторов о необходимости усиления исследовательской константы в журналистике. Авторами были отобраны 40 казахстанских публикаций с ложной информацией из социальной сети Facebook, проведен сравнительный анализ по определению категории ложной информации, метрик вовлеченности и наиболее эффективных средств для остановки распространения фейковой информации.

По результатам исследований, опираясь на контент-анализ и измерение социальной сети, авторы обосновывают нарушение законодательства РК. Также была описана практика реализации проекта закона «О внесении дополнений по вопросам онлайн-платформ и интернет-рекламы» в Кодекс РК об административных правонарушениях. Авторами были выявлены два основных средств по борьбе с дезинформацией, которые могут быть охарактеризованы как ручной и автоматизированный способы. Категория информации, которая стала наиболее уязвимой к ложным фактам, оказалась в разделе «Новости и Информация».

В ходе исследования было уделено внимание работам казахстанских и зарубежных ученых, сделано обзорное моделирование, что характеризует ценность научной работы. На основе опыта Казахстана были определены причины и последствия распространения ложной информации и уточнена конечная цель.

Биографии авторов

A.B. Akynbekova, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы

 (corresponding author) – PhD, acting assistant professor at the Department of Print and Electronic Media of al-Farabi Kazakh National University (Almaty, Kazakhstan, email: Akynbek75@gmail.com

A. Belgarayeva, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы

Master of Social Sciences, senior lecturer at the Department of Print and Electronic Media of al-Farabi Kazakh National University (Almaty, Kazakhstan, email: ardak2776@gmail.com)

А.Т. Kulsariyeva, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Казахстан, г. Алматы

Doctor of Philosophical Sciences, Professor Kazakh National Pedagogical University (Almaty, Kazakhstan, email: kulsariyeva@abaiuniversity.edu.kz)

Загрузки

Как цитировать

Akynbekova, A. ., Belgarayeva, A., & Kulsariyeva А. . . (2024). Проблемы идентификации источников и визуального контента в социальных медиа: опыт Казахстана. Серия Журналистики, 71(1), 13–22. https://doi.org/10.26577/HJ.2024.v71.i1.2

Выпуск

Раздел

Журналистика: Общество. История. Политика. Закон. Экономика.