Проблемы идентификации источников и визуального контента в социальных медиа: опыт Казахстана

Авторы

  • A.B. Akynbekova Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы https://orcid.org/0000-0002-9422-208X
  • A. Belgarayeva Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы https://orcid.org/0000-0002-6891-8841
  • А.Т. Kulsariyeva Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Казахстан, г. Алматы https://orcid.org/0000-0002-7867-430X

DOI:

https://doi.org/10.26577/HJ.2024.v71.i1.2

Ключевые слова:

Социальная сеть, ложная информация, визуальный контент, медиа, фактчекинг.

Аннотация

В статье рассматривается проблема поиска первоисточников, выявления фактологических источников и визуального контента в социальных сетях в процессе определения ложной информации. Цель и идея научной работы – определить проблемы распространения ложной информации и сформировать пути предотвращения разрастания фейковых данных.

Онлайн-источники и визуальный контент важны в информационной сфере, определение точности информации сегодня имеет решающее значение, поскольку распространять недостоверную информацию на социальных платформах стало очень легко. Теоретическая значимость данной работы реализуется в использовании результатов в качестве ориентира или инструкции при изучении и расчете фейковых новостей. Практическая значимость заключается в применении алгоритмов определения фейков в журналистской и юридической практике, усилении профессиональных навыков и компетентности журналистов. Кроме того, результаты могут быть использованы при подготовке журналистов в высших учебных заведениях.

Методология исследования строится на комплексе эмпирических методов и регулятивных принципов, обосновывающих гипотезу авторов о необходимости усиления исследовательской константы в журналистике. Авторами были отобраны 40 казахстанских публикаций с ложной информацией из социальной сети Facebook, проведен сравнительный анализ по определению категории ложной информации, метрик вовлеченности и наиболее эффективных средств для остановки распространения фейковой информации.

По результатам исследований, опираясь на контент-анализ и измерение социальной сети, авторы обосновывают нарушение законодательства РК. Также была описана практика реализации проекта закона «О внесении дополнений по вопросам онлайн-платформ и интернет-рекламы» в Кодекс РК об административных правонарушениях. Авторами были выявлены два основных средств по борьбе с дезинформацией, которые могут быть охарактеризованы как ручной и автоматизированный способы. Категория информации, которая стала наиболее уязвимой к ложным фактам, оказалась в разделе «Новости и Информация».

В ходе исследования было уделено внимание работам казахстанских и зарубежных ученых, сделано обзорное моделирование, что характеризует ценность научной работы. На основе опыта Казахстана были определены причины и последствия распространения ложной информации и уточнена конечная цель.

Библиографические ссылки

Aldwairi M. & Alwahedi A. (2018) Detecting Fake News in Social Media Networks. Procedia Computer Science, vol. 141, pp. 215-222.

Butyrin D.A. (2021) Feiki v Rossiiskoi mediasrede v period rasprostraneniya koronavirusa COVID-19 [Fakes in the Russian media environment during the spread of the coronavirus COVID-19]. Bulletin of Kabardino-Balkarian State University: Journalism, pp. 44-64.

Dabezha V. V. (2017) Izuchenie fenomena virusnoi informatsii: k istorii voprosa [Studying the phenomenon of viral information: to the history of the issue]. Professional culture of a journalist in the digital era, pp. 110-113.

Dmitriyev Y. I. (2018) Ponyatiya “mediasreda” i “informatsionnoe prostranstvo” v terminologicheskom apparate sotsiologii zhurnalistiki [The concepts of “media environment” and “information space” in the terminology of the sociology of journalism]. Multimedia journalism, pp. 274-277.

Efimov Y. G. (2015) Sotsialnye internet-seti (metodologiya i praktika issledovaniya) [Social Internet networks (research methodology and practice)]. Volgograd: Volgograd State Technical University, p. 169.

Ilchenko S. N. (2016) Feikovaya zhurnalistika kak element sovremennoi shou-tsivilizatsii [Fake journalism as an element of modern show civilization]. Journalism in the Digital Age: How the Profession is Changing, pp. 110-112.

Ilchenko S. N. (2019) Kak nas obmanyvayut SMI [How the media deceives us]. Information manipulation, p. 320.

Ilchenko S. N. (2016) Feikovaya zhurnalistika kak element sovremennoi shou-tsivilizatsii [Fake journalism as an element of modern show civilization]. Journalism in the Digital Age: How the Profession is Changing, vol. 1, pp. 14-18.

Issers O. S. (2014) Mediafeiki: mezhdu pravdoi i mistikoi [Media fakes: between truth and hoax]. Communication Studies, vol. 2, pp. 112-123.

Issers O. S. (2014) Mediafeiki: mezhdu pravdoi i mistikoi [Media fakes: between truth and hoax]. Communication Studies, p. 264.

Ivchenkov V. I. (2018) Mediatekst v epokhu informatsionnykh sistem [Media text in the era of information systems]. The Slavic world and national speech culture in modern communication, pp. 78-79.

Karimova B. Zh. et. al. (2023) Effektivnost i osobennosti proektov factcheck.kz i stopfake.kz v kazakhskoi zhurnalistike [Efficiency and features of the factcheck.kz and stopfake.kz projects in Kazakh journalism]. KazNU Bulletin. Journalism Series, vol. 67(1).

Klinkova D.A. (2017) “Feikovye novosti” v sotsialnykh setyakh: problem i resheniya [“Fake news” on social networks: problems and solutions]. Modern technologies: current issues, achievements and innovations, pp. 233-235.

Koretskaya O. V. (2017) Feikovye Novosti kak obyekt izucheniya medialingvistiki [Fake news as an object of study of media linguistics]. Litera, p. 290.

Kumar S. & Shah N. (2018) False Information on Web and Social Media: A Survey. Social Media Analytics: Advances and Applications, vol. 1, pp. 1-35.

Moravec P. et. al. (2018) Fake News on Social Media: People Believe What They Want to Believe When it Makes No Sense at All. Kelley School of Business Research Paper No. 18-87, pp. 1-36.

Naeem S.B. et.al. (2021) Regular Feature: International Perspectives and Initiatives. Health Information & Libraries Journal, vol. 38, pp. 143-149.

Shaikenova A.Zh & Morozova T.A. (2019) Factchecking – mediasauattylykty arttyratyn manyzdy Kural [Fact-checking is an important tool for improving media literacy]. Bulletin of Manash Kozybayev North Kazakhstan University, vol. 44(3), pp. 137-143.

Shu K. et. al. (2017) Fake News Detection on Social Media: A Data Mining Perspective. ACM SIGKDD Explorations Newsletter, vol. 19, pp. 22-36.

Tekenova A.M. & Takhan S.Sh. (2021) Faktchecking: Bolgariya, Britaniya zhane Kazakstan tazhiribesin salystyrmaly taldau [Fact-checking: comparative analysis of the experience of Bulgaria, Great Britain and Kazakhstan]. ENU Bulletin. Journalism series, vol. 136(3).

Vartanova Y. L. (2015) Sovremennye rossiiskiye issledovaniya SMI: obnovleniye tekhnologicheskikh podkhodov [Contemporary Russian media studies: updating theoretical approaches]. Bulletin of Moscow State University, vol. 10, pp. 5-26.

Vartanova Y. L. (2016) Sovremennyi zhurnalist v predstavleniyakh obshestva [A modern journalist in the perceptions of society]. Mediaalmanah, vol. 2, pp. 8-10.

Vartanova Y. L. (2009) Ot cheloveka sotsialnogo – k cheloveku mediinomu [From a social person to a media person]. MediaMir, pp. 11-39.

Zubets V. V. (2016) O kachestve setevoi informatsii [About the quality of network information]. Bulletin of Tambov University, vol. 21, pp. 168-171.

Electronic resources

Grazhdanskii kodeks Rossiiskoi Federatsii (chast pervaya) [Сivil code of the Russian Federation (Part 1)]. Consultant. (accessed May 20, 2022). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/9d8a5b6501a01da934c1bbd0ca9b1fd46df76a72/

“Infodemiya” i kak s nei borotsya [“Infodemic” and how to fight against it]. Specnazspn. (accessed February 16, 2022). Available at: https://specnazspn.livejournal.com/4093412.html

Infodemiya meshayet lechit [Infodemic interferes with treatment]. Econet. (accessed August 31, 2020). Available at: https://econet.ru/videos/13928-infodemiya-meshaet-lechit

Kak sotsseti boryutsya s feikami o COVID-19 [How social networks fight fakes about COVID-19]. RG. Available at: https://rg.ru/2020/05/13/kak-socseti-boriutsia-s-fejkami-o-covid-19.html

Komissarov M. A. Problema rasprostraneniya nedostovernoi informatsii v SMI i sotsialnykh media [The problem of spreading false information in the media and social media]. Abstracts for speech at the 20th Central Asian Media Conference “The Future of Journalism”. (accessed February 15, 2022). Available at: https://www.osce.org/representative-on-reedom-of-media

O sredstvakh massovoi informatsii [About mass media]. Zakon RF. (accessed May 20, 2022). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/

Statya 207.1. UK RF [Article 207.1 Criminal Code of the Russian Federation]. (accessed February 8, 2022). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/9d8a5b6501a01da934c1bbd0ca9b1fd46df76a72/

VOZ razveyala 10 mifov o koronaviruse [WHO dispelled 10 myths about coronavirus]. Vetandlife. Available at: https://vetandlife.ru/sobytiya/voz-razveyala-10-mifov-o-koronaviruse/

Загрузки

Опубликован

2024-03-12

Выпуск

Раздел

Журналистика: Общество. История. Политика. Закон. Экономика.