Проблемы идентификации источников и визуального контента в социальных медиа: опыт Казахстана
DOI:
https://doi.org/10.26577/HJ.2024.v71.i1.2Ключевые слова:
Социальная сеть, ложная информация, визуальный контент, медиа, фактчекинг.Аннотация
В статье рассматривается проблема поиска первоисточников, выявления фактологических источников и визуального контента в социальных сетях в процессе определения ложной информации. Цель и идея научной работы – определить проблемы распространения ложной информации и сформировать пути предотвращения разрастания фейковых данных.
Онлайн-источники и визуальный контент важны в информационной сфере, определение точности информации сегодня имеет решающее значение, поскольку распространять недостоверную информацию на социальных платформах стало очень легко. Теоретическая значимость данной работы реализуется в использовании результатов в качестве ориентира или инструкции при изучении и расчете фейковых новостей. Практическая значимость заключается в применении алгоритмов определения фейков в журналистской и юридической практике, усилении профессиональных навыков и компетентности журналистов. Кроме того, результаты могут быть использованы при подготовке журналистов в высших учебных заведениях.
Методология исследования строится на комплексе эмпирических методов и регулятивных принципов, обосновывающих гипотезу авторов о необходимости усиления исследовательской константы в журналистике. Авторами были отобраны 40 казахстанских публикаций с ложной информацией из социальной сети Facebook, проведен сравнительный анализ по определению категории ложной информации, метрик вовлеченности и наиболее эффективных средств для остановки распространения фейковой информации.
По результатам исследований, опираясь на контент-анализ и измерение социальной сети, авторы обосновывают нарушение законодательства РК. Также была описана практика реализации проекта закона «О внесении дополнений по вопросам онлайн-платформ и интернет-рекламы» в Кодекс РК об административных правонарушениях. Авторами были выявлены два основных средств по борьбе с дезинформацией, которые могут быть охарактеризованы как ручной и автоматизированный способы. Категория информации, которая стала наиболее уязвимой к ложным фактам, оказалась в разделе «Новости и Информация».
В ходе исследования было уделено внимание работам казахстанских и зарубежных ученых, сделано обзорное моделирование, что характеризует ценность научной работы. На основе опыта Казахстана были определены причины и последствия распространения ложной информации и уточнена конечная цель.
Библиографические ссылки
Aldwairi M. & Alwahedi A. (2018) Detecting Fake News in Social Media Networks. Procedia Computer Science, vol. 141, pp. 215-222.
Butyrin D.A. (2021) Feiki v Rossiiskoi mediasrede v period rasprostraneniya koronavirusa COVID-19 [Fakes in the Russian media environment during the spread of the coronavirus COVID-19]. Bulletin of Kabardino-Balkarian State University: Journalism, pp. 44-64.
Dabezha V. V. (2017) Izuchenie fenomena virusnoi informatsii: k istorii voprosa [Studying the phenomenon of viral information: to the history of the issue]. Professional culture of a journalist in the digital era, pp. 110-113.
Dmitriyev Y. I. (2018) Ponyatiya “mediasreda” i “informatsionnoe prostranstvo” v terminologicheskom apparate sotsiologii zhurnalistiki [The concepts of “media environment” and “information space” in the terminology of the sociology of journalism]. Multimedia journalism, pp. 274-277.
Efimov Y. G. (2015) Sotsialnye internet-seti (metodologiya i praktika issledovaniya) [Social Internet networks (research methodology and practice)]. Volgograd: Volgograd State Technical University, p. 169.
Ilchenko S. N. (2016) Feikovaya zhurnalistika kak element sovremennoi shou-tsivilizatsii [Fake journalism as an element of modern show civilization]. Journalism in the Digital Age: How the Profession is Changing, pp. 110-112.
Ilchenko S. N. (2019) Kak nas obmanyvayut SMI [How the media deceives us]. Information manipulation, p. 320.
Ilchenko S. N. (2016) Feikovaya zhurnalistika kak element sovremennoi shou-tsivilizatsii [Fake journalism as an element of modern show civilization]. Journalism in the Digital Age: How the Profession is Changing, vol. 1, pp. 14-18.
Issers O. S. (2014) Mediafeiki: mezhdu pravdoi i mistikoi [Media fakes: between truth and hoax]. Communication Studies, vol. 2, pp. 112-123.
Issers O. S. (2014) Mediafeiki: mezhdu pravdoi i mistikoi [Media fakes: between truth and hoax]. Communication Studies, p. 264.
Ivchenkov V. I. (2018) Mediatekst v epokhu informatsionnykh sistem [Media text in the era of information systems]. The Slavic world and national speech culture in modern communication, pp. 78-79.
Karimova B. Zh. et. al. (2023) Effektivnost i osobennosti proektov factcheck.kz i stopfake.kz v kazakhskoi zhurnalistike [Efficiency and features of the factcheck.kz and stopfake.kz projects in Kazakh journalism]. KazNU Bulletin. Journalism Series, vol. 67(1).
Klinkova D.A. (2017) “Feikovye novosti” v sotsialnykh setyakh: problem i resheniya [“Fake news” on social networks: problems and solutions]. Modern technologies: current issues, achievements and innovations, pp. 233-235.
Koretskaya O. V. (2017) Feikovye Novosti kak obyekt izucheniya medialingvistiki [Fake news as an object of study of media linguistics]. Litera, p. 290.
Kumar S. & Shah N. (2018) False Information on Web and Social Media: A Survey. Social Media Analytics: Advances and Applications, vol. 1, pp. 1-35.
Moravec P. et. al. (2018) Fake News on Social Media: People Believe What They Want to Believe When it Makes No Sense at All. Kelley School of Business Research Paper No. 18-87, pp. 1-36.
Naeem S.B. et.al. (2021) Regular Feature: International Perspectives and Initiatives. Health Information & Libraries Journal, vol. 38, pp. 143-149.
Shaikenova A.Zh & Morozova T.A. (2019) Factchecking – mediasauattylykty arttyratyn manyzdy Kural [Fact-checking is an important tool for improving media literacy]. Bulletin of Manash Kozybayev North Kazakhstan University, vol. 44(3), pp. 137-143.
Shu K. et. al. (2017) Fake News Detection on Social Media: A Data Mining Perspective. ACM SIGKDD Explorations Newsletter, vol. 19, pp. 22-36.
Tekenova A.M. & Takhan S.Sh. (2021) Faktchecking: Bolgariya, Britaniya zhane Kazakstan tazhiribesin salystyrmaly taldau [Fact-checking: comparative analysis of the experience of Bulgaria, Great Britain and Kazakhstan]. ENU Bulletin. Journalism series, vol. 136(3).
Vartanova Y. L. (2015) Sovremennye rossiiskiye issledovaniya SMI: obnovleniye tekhnologicheskikh podkhodov [Contemporary Russian media studies: updating theoretical approaches]. Bulletin of Moscow State University, vol. 10, pp. 5-26.
Vartanova Y. L. (2016) Sovremennyi zhurnalist v predstavleniyakh obshestva [A modern journalist in the perceptions of society]. Mediaalmanah, vol. 2, pp. 8-10.
Vartanova Y. L. (2009) Ot cheloveka sotsialnogo – k cheloveku mediinomu [From a social person to a media person]. MediaMir, pp. 11-39.
Zubets V. V. (2016) O kachestve setevoi informatsii [About the quality of network information]. Bulletin of Tambov University, vol. 21, pp. 168-171.
Electronic resources
Grazhdanskii kodeks Rossiiskoi Federatsii (chast pervaya) [Сivil code of the Russian Federation (Part 1)]. Consultant. (accessed May 20, 2022). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/9d8a5b6501a01da934c1bbd0ca9b1fd46df76a72/
“Infodemiya” i kak s nei borotsya [“Infodemic” and how to fight against it]. Specnazspn. (accessed February 16, 2022). Available at: https://specnazspn.livejournal.com/4093412.html
Infodemiya meshayet lechit [Infodemic interferes with treatment]. Econet. (accessed August 31, 2020). Available at: https://econet.ru/videos/13928-infodemiya-meshaet-lechit
Kak sotsseti boryutsya s feikami o COVID-19 [How social networks fight fakes about COVID-19]. RG. Available at: https://rg.ru/2020/05/13/kak-socseti-boriutsia-s-fejkami-o-covid-19.html
Komissarov M. A. Problema rasprostraneniya nedostovernoi informatsii v SMI i sotsialnykh media [The problem of spreading false information in the media and social media]. Abstracts for speech at the 20th Central Asian Media Conference “The Future of Journalism”. (accessed February 15, 2022). Available at: https://www.osce.org/representative-on-reedom-of-media
O sredstvakh massovoi informatsii [About mass media]. Zakon RF. (accessed May 20, 2022). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/
Statya 207.1. UK RF [Article 207.1 Criminal Code of the Russian Federation]. (accessed February 8, 2022). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/9d8a5b6501a01da934c1bbd0ca9b1fd46df76a72/
VOZ razveyala 10 mifov o koronaviruse [WHO dispelled 10 myths about coronavirus]. Vetandlife. Available at: https://vetandlife.ru/sobytiya/voz-razveyala-10-mifov-o-koronaviruse/