Изменение климата и влияние СМИ

Авторы

  • М.А. Абдикаппар Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы https://orcid.org/0000-0002-4351-4277

DOI:

https://doi.org/10.26577/HJ.2024.v72.i2.14
        19 10

Ключевые слова:

изменение климата, освещение в СМИ, Казахстан, Цели устойчивого развития ООН.

Аннотация

Данное исследование фокусируется на анализе долгосрочных изменений в атмосфере, известных как «изменение климата», преимущественно вызванных повышением глобальных температур. Цель работы заключается в исследовании различных аспектов последствий изменения климата на глобальном уровне, включая освещение в средствах массовой информации, уровень общественного сознания, законодательные меры правительства и образовательные инициативы в отношении Казахстана.

Методология исследования основана на комбинированном подходе, включающем анализ средств массовой информации, общественного мнения, действий правительства и международного сотрудничества в контексте изменения климата. Особое внимание уделяется роли журналистов и средств массовой информации в повышении осведомленности и формировании общественного мнения о климатических вопросах в Казахстане.

Анализ данных проводится на основе информации из различных источников, включая авторитетные организации, общественные опросы и Google Trends. Подчеркивается значимость средств массовой информации в формировании общественного мнения и распространении знаний, а также важная роль международных изданий, таких как The Guardian и BBC.

В ходе исследования отмечается, что несмотря на уязвимость Казахстана к изменению климата, в средствах массовой информации достигнуты определённые успехи. Однако преодоление препятствий, таких как нехватка ресурсов и недостаточное внимание со стороны владельцев средств массовой информации, остаётся актуальной задачей. Также отмечается недостаточное включение темы изменения климата в национальные учебные программы, что препятствует эффективному решению климатических проблем.

Исследование рекомендует укрепление сотрудничества между средствами массовой информации, правительством и международными организациями с целью эффективного решения проблем, вызванных изменением климата, с акцентом на достижение устойчивого развития.

Библиографические ссылки

Arora, N.K., Mishra, I. Sustainable development goal 13: recent progress and challenges to climate action. Environmental Sustainability 6, 297–301 (2023). https://doi.org/10.1007/s42398-023-00287-4

Boykoff, M. T., & Roberts, J. T. (2007). Media coverage of climate change: Current trends, strengths, weaknesses. Human development report, 2008(3), 1-53.

Ejaz, W., Mukherjee, M., Fletcher, R., & Nielsen, R. (2022). How we follow climate change: Climate news use and attitudes in eight countries.

Ejaz, W., Mukherjee, M., & Fletcher, R. (2023). Climate change news audiences: analysis of news use and attitudes in eight countries.

Freedman E. (2009) Obstacles in Central Asia to Much-Needed Environmental Reporting. Available at: Obstacles in Central Asia to Much-Needed Environmental Reporting | SEJ

Goldberg, M. H., Gustafson, A., Ballew, M. T., Rosenthal, S. A., Leiserowitz, A. 2019. ‘A Social Identity Approach to Engaging Christians in the Issue of Climate Change’, Science Communication 41, 442–463. https://doi.org/10.1177/1075547019860847

Karimova, B. Z., Alimbekova, S. K., & Mukhatova, A. D. (2018). Ecological problems in mass media in Kazakhstan. Journal of Pharmaceutical Sciences and Research, 10(6), 1422-1427.

Marianna Poberezhskaya & Nataliya Danilova (2022) Reconciling climate change leadership with resource nationalism and regional vulnerabilities: a case-study of Kazakhstan, Environmental Politics, 31:3, 429-452, DOI: 10.1080/09644016.2021.1920768

Newman, T. P., Nisbet, E. C., & Nisbet, M. C. (2018). Climate change, cultural cognition, and media effects: Worldviews drive news selectivity, biased processing, and polarized attitudes. Public Understanding of Science, 27(8), 985-1002. https://doi.org/10.1177/0963662518801170

Oladejo, T.O., Balogun, F.O., Haruna, U.A. et al. Climate change in Kazakhstan: implications to population health. Bull Natl Res Cent 47, 144 (2023). https://doi.org/10.1186/s42269-023-01122-w

Powell, J. (2019). Scientists Reach 100% Consensus on Anthropogenic Global Warming. Bulletin of Science, Technology & Society, 027046761988626. doi:10.1177/0270467619886266

Schäfer, M. S. (2015). Climate Change and the Media. International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences, 853–859. doi:10.1016/b978-0-08-097086-8.91079-1

Stamm, K. R., Clark, F., & Eblacas, P. R. (2000). Mass communication and public understanding of environmental problems: the case of global warming. Public Understanding of Science, 9(3), 219–237. doi:10.1088/0963-6625/9/3/302

Internet resources

Evidence | Facts – Climate Change: Vital Signs of the Planet (nasa.gov)

Scientific Consensus | Facts – Climate Change: Vital Signs of the Planet (nasa.gov)

Climate change (who.int)

https://climateknowledgeportal.worldbank.org/country/kazakhstan/climate-data-historical

Kazakhstan – Climate Performance Ranking 2024 | Climate Change Performance Index (ccpi.org)

History of Climate Science Research | Center for Science Education (ucar.edu)

A brief history of climate change discoveries (ukri.org)

Climate Change in the Media: Public Perception and the Responsibility of News Outlets - Earth Day

Best media coverage of climate change (ca-climate.org)

Media Contest: Change for Climate in Kazakhstan | United Nations in Kazakhstan

Reducing temperatures: Kazakhstan takes action against climate change | United Nations Development Programme (undp.org)

Kazakhstan | Climate Action Tracker

Energy and Environment | Kazakhstan | U.S. Agency for International Development (usaid.gov)

Developing Journalism - Exposing Climate Change in Central Asia | n-ost

Изменение климата — Demoscope

analiticheskiy_otchet_rus.pdf (undp.org)

Information about author:

Abdikappar Meruyert – PhD student of UNESCO Department of Journalism and Communication, Faculty of Journalism of al-Farabi Kazakh National University (Almaty, Kazakhstan, email: abdikappar.m@gmail.com);

Автор туралы мәлімет

Әбдіқаппар Меруерт Әбдінасырқызы – Әл-Фараби атындағы ҚазҰУ журналистика факультеті ЮНЕСКО-ның журналистика және коммуникация кафедрасының докторанты (Алматы, Қазақстан, эл.почта: abdikappar.m@gmail.com);

Поступило 13 февраля 2024 г.

Принято 18 апреля 2024 г.

Загрузки

Опубликован

27.05.2024