Проблемы молодежных СМИ Казахстана

Авторы

  • Галкина Т.В. КазНУ имени аль-Фараби

DOI:

https://doi.org/10.26577/HJ.2020.v55.i1.09
        390 159

Ключевые слова:

молодежь, молодежные СМИ, социальные сети, медиаграмотность, снижение читательского интереса.

Аннотация

Статья посвящена изучению особенностей развития отечественных молодежных изданий. Актуальность темы определяется их недостаточной изученностью и особым значением для обеспечения стабильного будущего страны, реализации интеллектуального и творческого потенциала подрастающего поколения. Цель работы – исследование проблем молодежных средств массовой информации Казахстана. Работа направлена на изучение трудных вопросов в области создания газет и журналов для подростков и молодежи, так и их рецепции, потому что запросы целевой аудитории за последние годы существенно изменились.

Научная и практическая значимость работы обусловлена необходимостью моделирования перспектив развития молодежных изданий, повышения журналистского мастерства и медиаграмотности целевой аудитории.

Методами  исследования  стали  наблюдение  за  функционированием   молодежных   средств массовой информации, анализ их содержания, оформления, статистический метод (социологический опрос). Методологической базой исследования стали статьи зарубежных и отечественных ученых по теме.

Изучение материала позволило прийти к следующим результатам: наибольшую популярность среди молодежи имеют сетевые издания, спрос на печатные издания и телепродукцию – невысокий, выраженный интерес к развлекательным материалам на темы «звездной» жизни, отношений между полами, психологии и образования, низкая читаемость материалов о политике. Анализ такого положения позволяет выявить следующие его причины: отсутствие конкуренции   на рынке, недостаточно творческий подход к оформлению, низкий уровень медиаграмотности аудитории.

Проведенное исследование позволило систематизировать проблемы казахстанской публицистики для молодежи: недостаток финансирования, нехватка молодых талантливых журналистов, низкие тиражи, тематическая ограниченность, конкуренция с зарубежными изданиями, высокие цены, слишком объемные рекламные блоки, рост развлекательного контента, снижение читательского интереса.

Итоги работы имеют практическое значение для разработки стратегии по улучшению  ситуации в современных молодежных медиа для обеспечения их участия в формировании мировоззрения молодежи.

Библиографические ссылки

Абрарова З.Ф. Влияние современных медиатехнологий на формирование медийной культуры молодежи/ З.Ф. Абраро- ва, Г.И. Назарова // Евразийский юридический журнал. – 2018. – № 11 (126). – С. 446-447
Аникина М.Е. Молодежные издания // Типология периодической печати. – М.: Аспект Пресс, 2009. – С.178-187. Ефимова Ю.В. Подготовка детских и молодежных изданий: языковой аспект / Ю.В. Ефимова // Тенденции развития
СМИ: актуальные проблемы. Материалы пятой (заочной) научно-практической конференции. – Тамбов: Принт-Сервис, 2016. – С. 32-35.
Жарашуева А.Э. Информационное наполнение современных молодежных СМИ/ А.Э. Жарашуева, Г.В. Заярская //Ин- новационный потенциал молодежи: глобализация, политика, интеграция: Сборник статей участников Международной мо- лодежной научно-исследовательской конференции. – М.: изд-во МГУ им. М.В.Ломоносова, 2016. – С. 182-189.
Иванова К.А. Средства массовой информации в процессе трансформации культуры и политического участия молодежи
/ К.А. Иванова, Е.Н.Малик // Среднерусский вестник общественных наук. – 2018. – № 1. – С. 123-134.
Кадочников К.В. Информационное агентство «Юнпресс-Пермь» как пример мультимедийной молодежной редак- ции/ К.В. Кадочников, Д.А. Протопопов // Вестник молодых учёных ПГНИУ: Сборник научных трудов. – Пермь : изд-во ПГНИУ, 2014. – С. 448-451.
Керс С.А. Исследования молодежной журнальной периодики России / С.А.Керс //Вопросы культурологии. – 2009. –
№4. – С.36-39.
Лисеев Р.П. Молодежный журнал как субкультурный феномен: Автореф. дис. канд. филол. наук : 10.01.10 / Р.П. Ли-
сеев. – СПб.: СПбГУ, 2005. – 20 с.
Овчинникова М.М. Журналистская, медиаобразовательная и PR-деятельность вузовских газет Великобритании / М.М. Овчинникова // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2011. – №3. – С. 107-114
Розанов К.А. Молодёжная пресса как составляющая студенческой жизни / К.А. Розанов //Известия Саратовского уни- верситета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. – 2009. – №2. – С.81-87.
Самотойлова Т.Е. Сущность и специфика корпоративных средств массовой информации в аспекте социально-культур- ного воздействия на студенческую молодежь/ Т.Е. Самотойлова // Вестник тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. – 2013. – № 9 (125). – С.14-18
Симакова С.И. Молодежные СМИ как феномен медиасферы / С.И. Симакова //Известия высших учебных заведений.
Уральский регион. – 2014. – №1.– С.93-99.
Стадниченко Н. И. Детская журналистика Казахстана //Язык. Культура. Коммуникации. – 2015. – №1.https://journals. susu.ru/lcc/article/view/141/347
Ashley S. Developing a News Media Literacy Scale / S.Ashley, A.Maksl, S.Craft // Journalism & Mass Communication Educator. – 2013. – № 68 (1). – Рp.7-21.
Bauerlein M.”The Dumbest Generation: How the Digital Age Stupefies Young Americans and Jeopardizes Our Future / M. Bauerlein. – Jeremy P. Tarcher/Penguin, 2008. – 264 p
Berger G. Taking Stock of Contemporary Journalism Education: The End of the Classroom as We Know It / G. Berger, J. Foote
// Global Journalism Education in the 21st Century: Challenges & Innovation. – Austin, TX : Knight Center for Journalism in the Americas, The University of Texas at Austin, 2017. – Pp. 245-265.
Clark S.L., Marchi R. Young people and the future of news: Social media and the rise of connective journalism / S.L. Clark, R. Marchi. – Cambridge: Cambridge University Press, 2018. – 305 p.
Downey J. Ideology Critique : The Challenge for Media Studies / J.Downey, G.Titley, J.Toynbee// Media, Culture & Society.
2014. –№ 36 (6). – Рp. 878-887.
Fantin М. Literacy, Digital Literacy and Information Literacy / M. Fantin// International Journal of Digital Literacy and Digital Competence. – 2010. – № 1(4). – Рp.10-15.
Fedorov A. Modern media criticism and media literacy education: the opinions of russian university students/ A.Fedorov, A. Levitskaya // European journal of contemporary education. – 2016. – №2. – Рp.205-216
Homayoun A. Social Media Wellness: Helping Tweens and Teens Thrive in an Unbalanced Digital World/ A. Homayoun.
– Corwin. 2017. – 240 р.
Hovden J.F. New times, new journalists? Nordic journalism students entering an age of uncertainty / J.F. Hovden, R Ottosen // Becoming a Journalist: Journalism Education in the Nordic Countries. – Göteborg: Nordicom, 2016. – Pp. 51-70.
Josephi B., Oller A. M. Re-examining age: Journalism’s reliance on the young / B. Josephi, A. M. Oller // Journalism, Sydney, 2018. – https://www.researchgate.net/publication/327710811_Re-examining_age_Journalism’s_reliance_on_the_young
Marchessault J. Media Studies as Interdisciplinary Exploration/ J.Marchessault // Journal of Visual Culture. – 2014. –№13. – Рp. 82-84.
Papathanassopoulos S. Media commercialization and journalism in Greece/ S. Papathanassopoulos // European journal of communication. – 2001. – №16. – Рp.505-521.
Pattaro C. New Media & Youth Identity. Issues and Research Pathways / C. Pattaro // Italian Journal of Sociology of Education.
– 2015. – №7 (1). – Рp.297-327.
Smith E.E. The Digital Native Debate in Higher Education. A Comparative Analysis of Recent Literature / E.E. Smith // Canadian Journal of learning and technology. – 2012. –№ 38(3). – Рp.1-18.
Wall M. Pop-Up Newsroom: Liquid Journalism for the Next Generation/ M. Wall // Global Journalism Education in the 21st Century: Challenges & Innovation. – Austin, TX: Knight Center for Journalism in the Americas, The University of Texas at Austin, 2017. – Pp. 327-343.

References

Abrarova Z.F., Nazarova G.I. Vliyanie sovremennyh mediatekhnologij na formirovanie medijnoj kul’tury molodezhi [Influence of modern media technologies on the formation of media culture of youth]. Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. 2018. No 11 (126). Pp. 446-447(In Russian)
Anikina M.E. Molodezhnye izdaniya [Youth publication]// Tipologiya periodicheskoj pechati. Moskva : Aspekt PressPublishing House, 2009. Pp.178-187.
Efimova YU.V. Podgotovka detskih i molodezhnyh izdanij: yazykovoj aspekt [Preparation of children’s and youth publications: language aspect]. Proc. Sci. Conf. Trends in the development of mass media: current issues. Tambov : Print service Publishing House, 2016. Pp. 32-35. (In Russian)
ZHarashueva A.E., Zayarskaya G.V. Informacionnoe napolnenie sovremennyh molodezhnyh SMI [Information content of modern youth media] //Proc. Sci. Conf. Innovative potential of youth: globalization, politics, integration. Moskva : MGU im. M.V.Loponosova Publishing House, 2016. Pp. 182-189. (In Russian)
Ivanova K.A., Malik E.N. Sredstva massovoj informacii v processe transformacii kul’tury i politicheskogo uchastiya molodezhi [Mass media in the process of transformation of culture and political participation of youth]. Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk. 2018. No 1. Pp. 123-134. (In Russian)
Kadochnikov K.V., Protopopov D.A. Informacionnoe agenstvo “YUnpress- Perm’” kak primer mul’timedijnoj molodezhnoj redakcii [Information Agency “Unpress-Perm” as an example of multimedia youth edition]. Vestnik molodyh uchyonyh PGNIU. Sbornik nauchnyh trudov. Perm’ : izd-vo PGNIU, 2014. Pp. 448-451. (In Russian)
Kers S.A. Issledovaniya molodezhnoj zhurnal’noj periodiki Rossii [Research of youth magazine periodicals in Russia]. Voprosy kul’turologii. 2009. No 4. Pp.36-39. (In Russian)
Liseev R.P. Molodezhnyj zhurnal kak subkul’turnyj fenomen [Youth magazine as a subcultural phenomenon]. Avtoref. dis.
...kand. filol. nauk : 10.01.10. SPb : SPbGU, 2005. 20 p. (In Russian)
Ovchinnikova M.M. ZHurnalistskaya, mediaobrazovatel’naya i PR-deyatel’nost’ vuzovskih gazet Velikobritanii [Journalism, media education and PR activities of University Newspapers in the UK]. Sovremennaya vysshaya shkola: innovacionnyj aspekt. 2011. No 3. Pp. 107-114(In Russian)
Rozanov K.A. Molodyozhnaya pressa kak sostavlyayushchaya studencheskoj zhizni [Youth press as a component of student life]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Filologiya. ZHurnalistika. 2009. No 2. Pp.81-87.(In Russian)
Samotojlova T.E. Sushchnost’ i specifika korporativnyh sredstv massovoj informacii v aspekte social’no-kul’turnogo vozdejstviya na studencheskuyu molodezh’ [Essence and specificity of corporate mass media in the aspect of social and cultural impact on students]. Vestnik tambovskogo universiteta. Seriya: gumanitarnye nauki. 2013. No 9 (125). Pp.14-18 (In Russian)
Simakova S.I. Molodezhnye SMI kak fenomen mediasfery [Youth media as a phenomenon of the media sphere]. Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Ural’skij region. 2014. No1. Pp.93-99. (In Russian)
Stadnichenko N. I. Detskaya zhurnalistika Kazahstana [Children’s journalism of Kazakhstan] // YAzyk. Kul’tura. Kommunikacii.
– 2015. – №1. https://journals.susu.ru/lcc/article/view/141/347 (In Russian)

Загрузки

Как цитировать

Т.В., Г. (2020). Проблемы молодежных СМИ Казахстана. Серия Журналистики, 55(1), 86–96. https://doi.org/10.26577/HJ.2020.v55.i1.09