Журналистское образование в годы Независимости

Авторы

  • K. N. Myssayeva Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы http://orcid.org/0000-0002-5341-6304

DOI:

https://doi.org/10.26577/HJ.2021.v62.i4.01
        130 148

Аннотация

Исследование представляет собой обзор сферы журналистского образования в Казахстане, которая претерпела значительные изменения за годы независимости в связи с быстрым развитием цифровых технологий. Автор работы подчеркивает важность адаптации учебной программы факультета журналистики в соответствии с требованиями цифровой эпохи. Подготовка будущих профессиональных журналистов, согласно современному уровню развития журналистики, должна быть направлена не только на обучение студентов, но и на освоение инструментов, необходимых для работы в быстро изменяющемся мире. Особое внимание уделено пяти наиболее важным вопросам в области журналистского образования в Казахстане, а именно, адаптации студентов к научным исследованиям, совершенствованию методов их обучения и выявлению предпосылок для профессиональной карьеры, изучению развития социальных сетей и искусственного интеллекта. Основная причина сосредоточиться на этих актуальных вопросах - необходимость подготовки специалистов, отвечающих потребностям медиарынка. Целью исследования является анализ динамики развития журналистского образования в течение 30 лет и выявление текущих проблем в этой сфере. В качестве научного подхода, в дополнение к анализу научных работ по этой теме, приводятся данные исследования международной организации «Интерньюс-Казахстан о необходимости информации в медиа-сообществе, а также результаты опроса среди студентов, проведенного автором данной статьи. Исследование показало, что необходимы новые реформы в журналистском образовании, учитывающие неудачи прошлых реформ в системе медиаобразования. Освоение новых цифровых технологий в журналистском образовании требует адаптации учебных программ к медиарынку. Учебные программы журналистского образования должны предусматривать обучение, основанное на профессиональном опыте, а образовательные учреждения должны обеспечивать хорошее соединение теории с практикой, с производством, чтобы студенты могли получить работу в последний год обучения.

Ключевые слова: Казахстан, независимость, журналистика, журналистское образование.

Библиографические ссылки

Allan, S. (2006). Online news: Journalism and the Internet. Maidenhead, UK: McGraw-Hill Education.
Anderson, C. W. (2011). Between creative and quantified audiences: Web metrics and changing patterns of newswork in local US newsrooms. Journalism, 12(5), 550-566.
Bivens, R. K. (2008). The Internet, mobile phones and blogging: How new media are transforming traditional journalism. Journalism Practice, 2(1), 113-129.
Brown, M., &Ibrayeva, G. (2019). Why Study Journalism: Motivation of Future Kazakh Journalists. Central Asian Journal of Social Sciences and Humanities, 1, 35-45.
Center for International Media Assistance. (2018). Defending Independent Media: A Comprehensive Analysis of Aid Flows. Retrieved from https://www.cima.ned.org/publication/comprehensive-analysis-media-aid-flows/
Deuze, M. (2006). Global journalism education: A conceptual approach. Journalism Studies, 7(1), 19–34. doi:10.1080/14616700500450293
Dimmick J., Chen L. (2004), Competition Between the Internet and Traditional News Media: The Gratification-Opportunities Niche Dimension. Journal of Media Economics 17(1):19-33
Freedman, E. (2007). After the Tulip Revolution: Journalism Education in Kyrgyzstan. Asia Pacific Media Educator, 18, 172- 184.
Freedman, E. & Shafer, R. (2012). Advancing a Comprehensive Research Agenda for Central Asian Mass Media. Media Asia, 39(3): 119-126.
Frost C (2019) Being the best you can – journalism standards on the job in Anne Luce (ed) Ethical Reporting of Sensitive Issues London: Routledge
Frost, C (2018) Ethics for Social Media Journalism in Mair, J; Clark, T; Fowler, N; Snoddy, R; and Tait, R (eds) Anti-social Media? The Impact on Journalism and Society London: Abramis pp110-116
International Research and Exchanges Board. (2019). Media Sustainability Index: Development of Sustainable Independent Media in Europe and Eurasia. Washington, DC: IREX.
Kenny, T. & Gross, P. (2008). Journalism in Central Asia: A Victim of Politics, Economics, and Widespread Self-Censorship. The International Journal of Press/Politics, 13(4), 515-525.
MacGregor, P. (2007). Tracking the online audience: Metric data start a subtle revolution. Journalism Studies, 8(2), 280-298.
Masimov K .: Keleshektin әmirshisі. Jasands intellect. NAC Analytica, 2019
Nemecek, M.; Ketterer, S., Ibrayeva, G., & Los, S. (2011). Journalism Education and Professional Training in Kazakhstan: From the Soviet Era to Independence. In E Freedman & R. Ozer Y, M.Kh. Saudbayev (2020). Dynamics of journalistic education in regional Kazakhstani universities: based on 2015-201. Al-Farabi Kazakh National University. Herald of journalism. Vol 3 No 61 (2021). p. 27-45
Shafer (Eds), After the Czars and Commissars: Journalism in Authoritarian Post-Soviet Central Asia ((pp. 217-232). East Lansing, MI: Michigan State University Press
Singer, J. B. (2004). More than ink-stained wretches: The resocialization of print journalists in converged newsrooms. Journalism & Mass Communication Quarterly, 81(4), 838-856.
Skochilo, E.; Toralieva, G.; Freedman, E. & Shafer, R. (2013). Transplanting a Western-style Journalism Education to the Central Asian Republics of the Former Soviet Union: Experiences and Challenges at the American University of Central Asia in Kyrgyzstan. Journalism & Mass Communication Educator, 68(4), 409-420.
Toralieva, G. (2014). Kyrgyzstan-Challenges for Environmental Journalism. In Y. Kalyango& D. Mould (Eds.), Global Journalism Practice and New Media Performance (pp. 214-226). Palgrave Macmillan.
Zaripova G., Kurambayev B. (2019) How the journalism community in Kazakhstan views journalism education // Вестник КазНУ. Серия Журналистики, 3 (53), 83-90. 45

Electronic resource:
https://aikyn.kz/172655/10-onirinde-dauyldy-eskertu-zhariyalandy-tzhm-kazakstandyktarga-undeu-zhasady/
https://www.inform.kz/kz/karzhy-piramidasyna-basshylyk-etken-aktobelikten-70-mln-tenge-ondirildi_a3866874
https://www.inform.kz/kz/nursultan-nazarbaev-eldiktin-zheti-tugyryn-atady_a3866023
https://egemen.kz/article/253528-zhol-apaty-nege-kop
https://abai.kz/post/40608
(https://bulletin-journalism.kaznu.kz/index.php/1-journal/article/view/1167/1060) .
https://ru.internews.kz/wp-content/uploads/2020/01/issledovanie-potrebnostey-mediasoobschestva-kazahstana.pdf

Загрузки

Как цитировать

Myssayeva, K. N. (2021). Журналистское образование в годы Независимости. Серия Журналистики, 62(4), 4–12. https://doi.org/10.26577/HJ.2021.v62.i4.01

Выпуск

Раздел

30-летие Независимости Республики Казахстан