Исследование, анализ и оценка запросов общества на качественное информирование в период пандемии COVID-19
DOI:
https://doi.org/10.26577/HJ.2022.v63.i1.01Аннотация
Статья посвящена выявлению проблем инфодемии посредством мониторинга цифровых СМИ и социальных медиа. В данном исследовании разрабатывается коммуникационная стратегия, направленная на выявление запросов общества на качественное информирование и развитие информационно-медийной грамотности на примере цифровой дезинформации в период пандемии COVID-19.
Цели исследования - создание информационных ресурсов для профилактики инфодемии в сфере медиакоммуникаций и журналистики Казахстана; исследование, анализ и оценка запросов общества на качественное информирование в период пандемии COVID-19; выявление проблемы инфодемии на основе анализа цифровых медиа.
Научная новизна и значимость работы заключаются в актуальных аспектах создания информационных ресурсов для профилактики инфодемии в сфере медиакоммуникаций и журналистики Казахстана. Подробно рассматриваются исследования в области информационной профилактики инфодемии, основные теоретические вопросы и гипотезы, исследовательская стратегия и подходы.
При работе над статьей применялись прикладные методы социальных исследований. Количественные и качественные исследования, в частности, анкетирование, экспертный анализ работ отечественных, западных и российских исследователей, классификации были сделаны на базе данных методов.
В статье представлены результаты исследований Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан по теме: ИРН AP09562324 «Разработка информационных ресурсов по профилактике инфодемии в сфере социального медиаобразования».
Область применения: медиа и коммуникации, здравоохранение, социология и т.д.
Ценность проведенного исследования состоит в том, что были разработаны информационно-методические ресурсы для профилактики инфодемии в медиапространстве Казахстана и усиления качества национальной журналистики и коммуникаций, в том числе кризисных.
Практическое значение определяется разработкой новых подходов к подготовке компетентных журналистов и специалистов по коммуникациям в Казахстане.
Ключевые слова: инфодемия, пандемия, медиакоммуникация, журналистика, профилактика, COVID-19, информационно-медийная грамотность.
Библиографические ссылки
2.Akhmetzharov S. Novym vyzovom dlya Kazahstana stanovitsya «infodemiya».["Infodemic" becomes a new challenge for Kazakhstan]. – URL: https://kazpravda.kz/news/obshchestvo/novim-vizovom-dlya-kazahstana-stanovitsya-infodemiya--ekspert-kisi-pro-sluhi-o-koronaviruse (date of reference: 26.10.2021).
3.Ashimova А., Sultanbayeva G., Kendirbai G., Kertayev R., Lozhnikova O. Gender division and television consumption in Kazakhstan // Journal of Applied Journalism and Media Studies. – URL: https://www.ingentaconnect.com/content/intellect/ajms/pre-prints/content-ajms_ intellect_00064 (date of reference: 23.10.2021).
4.COVID-19 Emergency Committee highlights need for response efforts over long term https://www.who.int/news/item/01-08-2020-covid-19-emergency-committee-highlights-need-for-response-efforts-over-long-term (date of reference: 27.10.2021).
5.Department of Global Communications. Cybercrime and the spread of misinformation during the COVID-19 pandemic. – URL: https://www.un.org/ru/coronavirus/un-tackling-%E2%80%98infodemic%E2%80%99-misinformation-and-cybercrime-covid-19 (date of reference: 23.10.2021).
6.Dufyy A., Tandoc E.C., Too good to be true, too good not to share: the social utility of fake news // Information, Communication & Society. – 2018. – № 23(130). - P. 1965-1979.
7.Dulambaeva R., Marmontova T. The image of a strong social state in the media \\ Kazakhstan and Covid-19: Media, culture, politics. Almaty: DELUXE Printer Publishing House, 2021. Р. 14-30.
8.Kydyrbaev O. Influence of the information policy of the Ministry of Health of the Republic of Kazakhstan during the COVID-19 pandemic on the spread of coronavirus infection in Shymkent \\ Kazakhstan and Covid-19: Media, culture, politics. Almaty: DELUXE Printer Publishing House, 2021. Р. 30-45.
9.Kuzekbai A. Kogda ozhidat vtoruyu volnu koronavirusa v Kazahstane: prognoz Minzdrava. [When to expect the second wave of coronavirus in Kazakhstan - the forecast of the Ministry of Health] – URL: - https://www.kazinform.ru/ru/kogda-ozhidat-vtoruyu-volnu-koronavirusa-v-kazahstane-prognoz-minzdrava_a3693076 (date of reference: 27.10.2021).
10.Markabayeva G.T., Zhusupova A., Sultanbaevа G.S. Eldің imidzhіn қalyptastyrudaғy әleumettіk aқparattyң rөlі: salystyrmaly taldau (Қazaқstan, Resey zhәne Zhaponiya elderі mysalynda) [The role of social information in the formation of the country's image: a comparative analysis (on the example of Kazakhstan, Russia and Japan)]. // Bulletin of ENU. Journalistic series. - 2021, -№2(135) -Р. 20-26.
11.Steve G., Sundetbay S.K., Sultanbaeva G.S. Problems of research of information and communicative processes in political sphere // Herald of journalism. – 2021. - № 1(59). – Р. 44-60.
12.Tandoc E.C. Jr., Lim Z.W., Ling R. A typology of scholarly definitions // Digital Journalism. -2017. – N 6(2). –P.137-153.
13.Tandoc E.C. Jr, Darren L., Ling R. Diffusion of disinformation: How social media users respond to fake news and why // Journalism. – 2019. – N 21(3). - P. 381-398.
14.Tandoc E.C. Jr, Jenkins J., Craft S. Fake News as a Critical Incident in Journalism // Journalism Practice Volume. – 2019. - № 13(6). – P. 673-689.
15.Tandoc E.C. Jr. Tell Me Who Your Sources Are. Perceptions of news credibility on social media // Journalism Practice. 2019. - № 13(2). - P. 178-190.
16.Tandoc E.C. Jr., Ling R., Westlund O. Audiences’ acts of authentication in the age of fake news: A conceptual framework // New Media & Society. – 20(8). – P. 2745-2763.
17.Tandoc E.C. Jr., Ferrucci P., Duffy M. Facebook use, envy, and depression among college students: Is facebooking depressing? // Computers in Human Behavior. – 2015. - № 43, P. - 139-146.
18.The website of the Ministry of Health of the Republic of Kazakhstan. – URL: https://www.coronavirus2020.kz/ (date of reference: 26.10.2021).
19.UN Secretary General António Guterres. We all need to learn serious lessons from this crisis – URL: https://www.un.org/ru/coronavirus/scale-investment-universal-health-coverage-and-stronger-health-systems (date of reference: 27.10.2021).
20.Zhusupbek G. Materials about the COVID-19 petition in the English-language media in Kazakhstan: Is it to create a perfect facade or to rely on facts? \\ Kazakhstan and Covid-19: Media, culture, politics. Almaty: DELUXE Printer Publishing House, 2021. P. 110-136.
21.Voroshilova N. Frames on anti-Kovid measures in the regional media during the pandemic of COVID-19 (with the example of media resources in Atyrau and Pavlodar regions) \\ Kazakhstan and Covid-19: Media, culture, politics. Almaty: DELUXE Printer Publishing House, 2021. Р. 45-66.
22.World Health Organization Global Website. 1st WHO Infodemiology Conference – URL: https://www.who.int/ru/news-room/events/detail/2020/06/30/default-calendar/1st-who-infodemiology-conference (date of reference: 27.10.2020).