Краудфандинг как альтернатива финансирования документальных фильмов: казахстанские и турецкие проекты
DOI:
https://doi.org/10.26577/HJ.2024.v71.i1.9Ключевые слова:
Краудфандинг, медиа, документальное кино, альтернативное финансирование, казахстанское кинопроизводство.Аннотация
Современное кинопроизводство, в том числе документальное кино, ищет альтернативные источники решения финансовых вопросов. Документалистика активно развивается, молодое поколение смотрит фильмы на смарт девайсах, растет спрос на производство новых проектов. Краудфандинг набирает большие обороты в сфере финансирования документальных фильмов. В западных странах краудфандинг показал значительные успехи, на их примере казахстанские режиссеры применяют новые алгоритмы реализации проектов. Исходя из классического представления о краудфандинге как финансировании проектов посредством использования интернет-пространства для привлечения небольших взносов от большого количества людей, автор ставит цель – обозначить краудфандинг как альтернативный способ финансирования документальных фильмов и поддержку независимого кинопроизводства.
В статье также исследуется феномен краудфандинга как модели перспективного финансового обеспечения реализации проектов независимой документалистики и продвижения творчества сценаристов. На основе анализа основных проблем и перспектив успешных краудфандинговых кампаний Казахстана и Турции, авторы описали потенциал краудфандинга как средства финансирования и распространения независимых медиапроектов. Также был проведён анализ практики функционирования краудфандинговых платформ нескольких стран. Даны представления о развивающемся ландшафте документального кино и потенциале краудфандинга для поддержки независимого кинопроизводства. Авторы также отметили ценность краудфандинга для женщин-режиссеров тех стран, где затруднительно получить доступ к финансированию проектов. Краудфандинг становится популярным способом финансирования документальных фильмов, предоставляя альтернативу традиционным источникам, таким как гранты, спонсорство и инвестиции. Данное исследование в области документалистики и краудфандинга может оказаться полезным для студентов факультетов журналистики и практиков медиа и киноиндустрии.