Вклад средств массовой информации в развитие этнофольклорного ансамбля «Туран»

Авторлар

  • Bekmoldinov N.S. Казахская национальная академия искусств им. Т. Жургенова, Казахстан, г. Алматы
  • Kurmanbayeva A.A. Университет «Туран», Казахстан, г. Алматы
  • Aliev E.B. Казахская национальная академия искусств им. Т. Жургенова, Казахстан, г. Алматы

DOI:

https://doi.org/10.26577/HJ.2020.v57.i3.05
        67 85

Кілттік сөздер:

СМИ, этнофольклорный ансамбль, аудитория искусство традиционной музыки, композиция, репертуар.

Аннотация

В статье изучается концепция информационной поддержки и сопровождения деятельности этнофольклорного ансамбля «Туран», ставшего своеобразным символом казахского музыкального искусства. В рамках просветительской и информационной работы СМИ знакомили аудиторию       с исполнительскими особенностями и творчеством ансамбля. Авторы исследуют формы и методы коммуникационного взаимодействия творческого коллектива и аудитории через медиа. Благодаря современным технологиям можно ощутить и понять исполнительские коммуникативные возможности ансамбля. Также в статье говорится о том, что СМИ должны уделять особое внимание популяризации национального искусства. Становление и развитие этнофольклорного ансамбля, его особый вклад в национальную музыку, глубоко анализируются с научной точки зрения. Цель статьи

– рассмотрение нового этапа национального искусства, имеющего трехтысячелетнюю историю во взаимосвязи с новыми технологиями XXI века. Исторические, культурные ценности, музыкальное искусство, связанное с традиционной культурой, в основном, дошли до нас в устной форме: в песнях, легендах, жырах и т.д. Из поколения в поколение. И эту практику, и традицию можно ныне услышать сквозь исполнительскую деятельность этнофольклорной группы, освещаемой СМИ.

Научные результаты статьи. В рамках исследования особую ценность представляет обзор статей и трудов музыковедов, композиторов и ученых, опубликованных в СМИ. Также изучены пересечения медиа и культуры, аспекты исполнительского мастерства, обработки и интерпретации произведений. Методология и актуальность исследования. Были изучены и проанализированы труды отечественных ученых, описавших важнейшие этапы становления фольклорной музыки, сформировавшие методологическую базу изучения музыкальных произведений: М. Магауин, Е.Д. Турсынов, А.И. Мухамбетова, Т. Асемкулов и т.д. Этнфольклорная группа «Туран» внесла неоценимый вклад в возрождение, преобразование, трансформирование и представление традиционных музыкальных инструментов: жетыген, дабыл, сазсырнай и др.

Библиографиялық сілтемелер

«Тұрaн aнсaмблінің 10 жылдық мерейтойы»//«Aйқын». – Aлмaты. – 2018. – 24 б.
Aлшaнов Р.A, Aхaнов С.A. Қaзaқстaн рекордтaр кітaбы 2014 – 2018 «КИнЭС». – Aлмaты: Университет «Тұрaн», 2018. – 720 б.
Aрaвин Ю. Гений ХХ векa // «Кaзaхстaнскaя прaвдa». – 2015, aпрель. Бaртольд В. Турецкий эпос и Кaвкaз. – Соч. – Т.5. – М., 1968. – 483 с.
Benjamin W. Smith. Working with Rock Art: Recording, Rock art, shamanism and history: Implications from a central Asian case study, knuthelskog, davidmorris2012 Wits University Presspp. – Р.193-204.
Christopher A. Miller.Music in Mainland Southeast Asia: Experiencing Music, Expressing Culture. Global Music Series by Gavin Douglas Asian Music Vol. 43, No. 2 (SUMMER/FALL 2012). – РР. 167-170
Classical Traditions; MaqâmNavâ: JurabegNabiev and the DorrdâneEnsemble; Music of the Uighurs: Traditions of Ili and Kashgar; The Kobyz: The Ancient Viol of the Shamans; The Rough Guide to the Music of Central Asia Rachel Harris Ethnomusicol- ogy Forum Vol. 14, No. 2, Music and Identity in Central Asia (Nov., 2005). – РР. 269-272.
Confrontation in and through the Nation in Kazakh “Aitys” Poetry Eva-Marie Dubuisson Journal of Linguistic Anthropology Vol. 20, No. 1, Special Issue: Performing Disputes (June 2010). – РР. 101-115.
Kendirbaeva Gulnar. Folklore and Folklorism in Kazakhstan Asian Folklore Studies Vol. 53, No. 1 (1994). – РР. 97-123. Жанұзақов Т. Қазақ тілінің түсіндірме сөздігі. – Алматы: Дайк-Пресс, 2008. – 865 б.
Елеманова С.А. Наследие тюркской культуры (исторический обзор казахской традиционной музыки). – Алматы: Кантана-пресс, 2012. – 306 с.
Ербол М. Saryn art and science journal 4 (17) 2017 «Қaзaқстaндaғы қaзіргі зaмaнғы фольклорлық - этногрaфиялық aнсaмбльдер» мaқaлa. Aлмaты қ. 2018 – 74-79 б.
Қазақша-орысша, орысша-қазақша терминологиялық сөздік/ жалпы ред. басқ. М.Б. Қасымбеков, жобаның ғыл. жетекшісі А.Қ. Құсайынов. – Алматы: “КАЗақпарат” баспа корпорациясы, 2014. – 528 б. ISBN 978-601-03-0301-0. Т. 13: Биология. – 2014. – 528 б. ISBN 978-601-03-0314-0
Karakalpakistan. Music of the World series by Asian Music Vol. 42, No. 1 (WINTER/SPRING 2011). – РР. 145-148. Күзембaй С.Ә. Ұлттық музыкaтaну ғылымының өзекті мәселелері: тaңдaмaлы зерттеулер мен мaқaлaлaр. – Aлмaты:
«Құс жолы», 2012. – 408 б.


Нaмaзовa Қ.Б. Көне aспaптaр күмбірі. – Aлмaты, 2002. – 80 б.
Мақатаев М. «Аманат» өлеңдер жинағы. – Алматы: «Атамұра» баспасы, 2002. – 304 б.
Соколова А.Н. Адыгская гармоника в контексте этнической культуры. – Майкоп: Качество, 2004. – С. 25-26.
Feza Tansuğ A bibliographic survey of kazakh and kyrgyz literature on music Yearbook for Traditional Music Vol. 41 (2009).
– РР. 199-220.
Feza Tansuğ A bibliographic survey of kazakh and kyrgyz literature on music Yearbook for Traditional Music Vol. 41 (2009), pp. 199-220
https://www.questia.com/library/journal/1P3-1952932981/a-bibliographic-survey-of-kazakh-and-kyrgyz-literature
Frédéric Léotar, Bruno Deschênes. La Voix des Ancêtres / The Voice of Ancestors – Karakalpakistan. Music of the World series by Asian Music Vol. 42, No. 1
https://www.researchgate.net/publication/236722849_La_Voix_des_Ancetres_The_Voice_of_Ancestors-Karakalpakistan_re- view
ҚР Тұңғыш Президенті Н. Ә. Назарбаев // «Егемен Қазақстан». – 2018. – 2 б.

References

“Aıqyn” gazeti. “Turan ansambliniń 10 jyldyq mereıtoıy”. – Almaty q. 2018 j. – 24 b. [Aikyn newspaper. “10th anniversary of the Turan ensemble”.]
Aravın Iý. Genıı HH veka, gazeta “Kazahstanskaıa pravda”, aprel 2015 g
[Genius of the twentieth century, Kazakhstanskaya Pravda newspaper, April 2015]
Alshanov R.A, Ahanov S.A. Qazaqstan rekordtar kitaby 2014 – 2018 [Kazakhstan book of records]. “Kınes”. – Almaty: Ýnıversıtet “Turan”, 2018 j. – 720 b
Aravın Iý. Genıı HH veka, gazeta “Kazahstanskaıa pravda”, [Genius of the twentieth century] aprel 2015 g.
Bartol’d V. Tureskii epos I Kaukas. [Turkish epic and Caucasus] – soch., t.5, М., 1968, p. 483. [Kazakh-Russian terminological dictionary, headed the general editorial office of Bartold V. Turkish epic and the Caucasus.]
Benjamin W. Smith. Working with Rock Art: Recording, Rock art, shamanism and history: Implications from a central Asian case study, knuthelskog, davidmorris2012 Wits University Presspp. 193-204
Christopher A. Miller.Music in Mainland Southeast Asia: Experiencing Music, Expressing Culture. Global Music Series by Gavin Douglas Asian Music Vol. 43, No. 2 (SUMMER/FALL 2012), pp. 167-170
ClassicalTraditions; MaqâmNavâ: JurabegNabiev and the Dorrdâne Ensemble; Music of the Uighurs: Traditions of Ili and Kashgar; The Kobyz: The Ancient Viol of the Shamans; The Rough GulnarKendirbaeva. Folklore and Folklorism in Kazakhstan Asian Folklore Studies Vol. 53, No. 1 (1994), pp. 97-123
Guide to the Music of Central Asia Rachel Harris Ethnomusicology Forum Vol. 14, No. 2, Music and Identity in Central Asia (Nov., 2005), pp. 269-272
Confrontation in and through the Nation in Kazakh “Aitys” Poetry Eva-Marie DubuissonJournal of Linguistic Anthropology Vol. 20, No. 1, Special Issue: Performing Disputes (June 2010), pp. 101-115
Erbol M. “Qazaqstandaǵy qazirgi zamanǵy fólklorlyq – etnografıalyq ansámblder” maqala. Almaty q. 2018 [“Modern folklore and ethnographic ensembles in Kazakhstan»]
Elemanova S. A. “túrki mádenıetiniń murasy” (qazaq dástúrli mýzykasyna tarıhı sholý). Almaty: Kantana-pres, 2012. 306 s. [“Heritage of the Turkic culture “(historical review of Kazakh traditional music)]
Januzakov T., Qazaq tiliniń túsindirme sózdigi. [Explanatory Dictionary of the Kazakh language] Almaty: Daık-Pres, 2008.
865 б.
Maqataev M., “Amanat” óleńder jınaǵy, “Atamura” baspasy, 2002 j. 36 b.-304 b.
[M. Makatayev, collection of poems «Amanat», publishing house «Atamura», 2002 p. 36-p.304]. Namazova Q.B.”Kóne aspaptar kúmbiri”: – Almaty q. 2002 ж. – 80 б. [Vintage appearance instruments]
Kúzembaı S.Á. “Ulttyq mýzykataný ǵylymynyń ózekti máseleleri” tańdamaly zertteýlermen maqalalar. – Almaty: “Qus joly», 2012 ж. – 408 б. [Articles with selected studies «actual problems of national musicology»]
Qazaqsha-oryssha, oryssha-qazaqsha termınologıalyq sózdik/jalpy red. basq. M.B.
Feza TansuğA bibliographic survey of kazakh and kyrgyz literature on music Yearbook for Traditional Music Vol. 41 (2009), pp. 199-220
FrédéricLéotar, Bruno Deschênes. La Voix des Ancêtres / The Voice of Ancestors – Karakalpakistan. Music of the World series by Asian Music Vol. 42, No. 1 (WINTER/SPRING 2011), pp. 145-148
Qasymbekov, jobanyń ǵyl. Jetekshisi A.Q. Qusaıynov. Almaty: Kazaqparat, 2014. 440 b. QR Tuńǵysh Prezıdenti N. Á. Nazarbaev, “Egemen Qazaqstan” gazeti 2018. 2 b.
Turan ansambliniń 10 jyldyq mereıtoıy.Aıqyn gazeti. – Almaty q. 2018 j. - 24 b. [Aikyn newspaper. “10th anniversary of the Turan ensemble”.]
Sokolova A.N. The Adyghe harmonica in the context of ethnic culture. Maikop: Kachestvo, 2004, P. 25-26 бб. [Adyghe har- monica in the context of ethnic culture]

Жүктелулер

Как цитировать

N.S., B., A.A., K., & E.B., A. (2020). Вклад средств массовой информации в развитие этнофольклорного ансамбля «Туран». Журналистика сериясы, 57(3), 55–62. https://doi.org/10.26577/HJ.2020.v57.i3.05