Роль социальных сетей в формировании общественного мнения

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/HJ.2022.v65.i3.07
        985 435

Аннотация

Сегодня такие социальные сети, как Facebook, Instagram, стали не только площадкой для обмена информацией в Интернете, но и платформой для обсуждения любых событий, происходящих в мире.

Целью данного исследования было определение роли социальных сетей в формировании плюрализма во время политических событий в стране, а также того, насколько мощным инструментом они являются на сегодняшний день. Для достижения цели была поставлена ​​задача контент-анализа сетей Facebook и Instagram и традиционных медиа. В результате исследования было установлено, что люди по-прежнему боятся свободно выражать свое мнение. Об этом свидетельствует тот факт, что все комментарии к постам официальных представителей группы написаны с фейкового аккаунта. Также контент дается только в информативном ключе, что где и когда произошло. А независимые авторы склонны широко обсуждать и дифференцировать то, что происходило на их страницах. Однако, к сожалению, здесь представлена ​​только собственная позиция автора. В результате люди ограничены в получении односторонней информации. Поэтому представители официальной группы должны привыкнуть к максимально полной информации.

В данной статье дана оценка роли Facebook и Instagram в формировании общественного мнения и информационной грамотности граждан в связи с произошедшими событиями в стране в январе этого года. Информационная грамотность — это не только свободное выражение своего мнения, но и правильная сортировка информации, воспринимаемой из внешнего мира, критическое осмысление постов читающих людей в социальной сети, грамотное потребление информационного контента. Уровень информационной грамотности влияет на способность формирования собственной позиции и лидерских качеств. Отсутствие важных компетенций в работе с информацией приводит к распространению фейков и конфликтам.

В статье приведены статистические данные, использованы методы сравнения, исторического сравнения. Также приводятся мнения зарубежных экспертов.

Уровень потребления информации повысился бы, если бы общество могло доверять только официальным данным и критически относиться к любой информации в социальных сетях. В этом контексте официальным СМИ всегда необходимо первыми публиковать информацию в социальных сетях о темах, вызывающих панику, своевременно комментировать.

Ключевые слова: информационная грамотность, общественное мнение, фейковые новости, социальные сети, официальные СМИ, политический конфликт.

Библиографические ссылки

Adam Shehata (2018) Learning Political News From Social Media: Network Media Logic and Current Affairs News Learning in a High- Choice Media Environment. Communication Research 48(1):125–147 DOI:10.1177/0093650217749354
Anne Oeldorf-Hirsch, S. Shyam Sundar (2015) Posting, commenting, and tagging: Effects of sharing news stories on Facebook. DOI:10.1016/j.chb.2014.11.024
Chaiken, S. (1980). Heuristic versus systematic information processing and the use of source versus message cues in persuasion. Journal of Personality and Social Psychology, 36(5), 752-766.
Cho, Jaeho (2005) Media, interpersonal discussion, and electoral choice. Communication Research 32(3): 295-322.
Erlis Çela (2015) Social Media as a New Form of Public Sphere. European Journal of Social Sciences Education and Research
Habermas, J. (1991) The Structural Transformation of Public Sphere. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press.
Michael Bossetta (2018) The Digital Architectures of Social Media: Comparing Political Campaigning on Facebook, Twitter, Instagram, and Snapchat in the 2016 U.S. Election https://doi.org/10.1177/1077699018763307
Nicole B Ellison (2007) The Benefits of Facebook “Friends:” Social Capital and College Students’ Use of Online Social Network Sites. Journal of Computer-Mediated Communication 12(4):1143-1168 DOI:10.1111/j.1083-6101.2007.00367.x
Ольга Петровна Жилавская (2019) Медийно-информационная грамотность как целостное понятие в изменяющемся мире 16:001
Patrick W Kraft, Yanna Krupnikov, Kerri Milita, John Barry Ryan, Stuart Soroka (2020) Social Media and the Changing Information Environment: Sentiment Differences in Read Versus Recirculated News Content. Public Opinion Quarterly, Volume 84, Issue S1, 2020, Pages 195–215, https://doi.org/10.1093/poq/nfaa015
Seong yi Yun (2018) Selective Exposure and Political Polarization of Public Opinion on the Presidential Impeachment in South Korea 1...Academia, Pages 140-141
Takeshita, T. (2006). Current Critical Problems in Agenda-Setting Research. International Journal of Public Opinion Research, 18(3), 275–296. https://doi.org/10.1093/ijpor/edh104
Thomas J. Johnson (2014). Credibility of Social Network Sites for Political Information Among Politically Interested Internet Users. Journal of Computer-Mediated Communication 19(4) DOI:10.1111/jcc4.12084
Thorson and Wells 2015 Combining Big Data and Survey Techniques to Model Effects of Political Content Flows in Facebook. Social Science Computer Review 35(1) DOI:10.1177/0894439315609528
Тоффлер Э. (2004) Третья волна. "Издательство ACT", С.35.
Тоффлер Э.(2003) Метаморфозы власти: знание, богатство и сила на пороге XXI в. Издательство ACT", С.15-16.

Электрондық ресурс:
Интернет Ассоциация Казахстана (2021) Количество казахстанских пользователей Facebook и Twitter. http://www.iak.kz/ru/blogers-kz/baglan/kolichestvo-polzovatelei/

References
Adam Shehata (2018) Learning Political News From Social Media: Network Media Logic and Current Affairs News Learning in a High- Choice Media Environment. Communication Research 48(1):125–147 DOI:10.1177/0093650217749354
Anne Oeldorf-Hirsch, S. Shyam Sundar (2015) Posting, commenting, and tagging: Effects of sharing news stories on Facebook. DOI:10.1016/j.chb.2014.11.024
Chaiken, S. (1980). Heuristic versus systematic information processing and the use of source versus message cues in persuasion. Journal of Personality and Social Psychology, 36(5), 752-766.
Cho, Jaeho (2005) Media, interpersonal discussion, and electoral choice. Communication Research 32(3): 295-322.
Erlis Çela (2015) Social Media as a New Form of Public Sphere. European Journal of Social Sciences Education and Research
Habermas, J. (1991) The Structural Transformation of Public Sphere. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press.
Michael Bossetta (2018) The Digital Architectures of Social Media: Comparing Political Campaigning on Facebook, Twitter, Instagram, and Snapchat in the 2016 U.S. Election https://doi.org/10.1177/1077699018763307
Nicole B Ellison (2007) The Benefits of Facebook “Friends:” Social Capital and College Students’ Use of Online Social Network Sites. Journal of Computer-Mediated Communication 12(4):1143-1168 DOI:10.1111/j.1083-6101.2007.00367.x
Ol'ga Petrovna Zhilavskaya (2019) Medijno-informacionnaya gramotnost' kak celostnoe ponyatie v izmenyayushchemsya mire [Media and information literacy as a holistic concept in a changing world] 16:001
Patrick W Kraft, Yanna Krupnikov, Kerri Milita, John Barry Ryan, Stuart Soroka (2020) Social Media and the Changing Information Environment: Sentiment Differences in Read Versus Recirculated News Content. Public Opinion Quarterly, Volume 84, Issue S1, 2020, Pages 195–215, https://doi.org/10.1093/poq/nfaa015
Seong yi Yun (2018) Selective Exposure and Political Polarization of Public Opinion on the Presidential Impeachment in South Korea 1...Academia, Pages 140-141
Takeshita, T. (2006). Current Critical Problems in Agenda-Setting Research. International Journal of Public Opinion Research, 18(3), 275–296. https://doi.org/10.1093/ijpor/edh104
Tapio Vepsian (2016) Facebook likes and public opinion: Predicting the 2015 Finnish parliamentary elections. Government Information Quarterly, Volume 34, Issue 3. https://doi.org/10.1016/j.giq.2017.05.004
Thomas J. Johnson (2014). Credibility of Social Network Sites for Political Information Among Politically Interested Internet Users. Journal of Computer-Mediated Communication 19(4) DOI:10.1111/jcc4.12084
Thorson and Wells 2015 Combining Big Data and Survey Techniques to Model Effects of Political Content Flows in Facebook. Social Science Computer Review 35(1) DOI:10.1177/0894439315609528
Toffler E`. (2004) Tret'ya volna [The third wave] "Firma" "Izdatel'stvo ACT", S.15-16
Toffler E`. (2003) Metamorfozy vlasti [Metamorphoses of power] "Firma" "Izdatel'stvo ACT", S.35

Electronic resource:
Internet Assocziacziya Kazakhstana (2021) Kolichestvo kazahstanskih pol'zovatelej Facebook i Twitter [Number of Kazakhstani users of Facebook and Twitter]. http://www.iak.kz/ru/blogers-kz/baglan/kolichestvo-polzovatelei/

Загрузки

Как цитировать

Kassymbekova, N. M., & Shyngyssova, N. T. (2022). Роль социальных сетей в формировании общественного мнения. Серия Журналистики, 65(3), 68–76. https://doi.org/10.26577/HJ.2022.v65.i3.07