Документальные фильмы Каната Бейсекеева как пример публицистики новых медиа: нарративный анализ

Авторы

  • A. E. Suleimenova Костанайский региональный университет имени А. Байтурсынова, Костанай, Республика Казахстан http://orcid.org/0000-0003-3786-434X

DOI:

https://doi.org/10.26577/HJ.2022.v65.i3.08

Аннотация

Статья посвящена теме поиска этнической идентичности казахов в публицистике новых медиа на примере работ казахстанского независимого режиссера Каната Бейсекеева. Целью исследования является определение приемов раскрытия данной темы через нарративный анализ. Рассмотрена литература, посвященная исследованию YouTube платформы как медиа для трансляции документальных фильмов, так как объект исследования опубликован именно на личном YouTube канале режиссера Каната Бейсекеева. Данное исследование является примером применения нарративного анализа документального фильма как примера публицистики в новых медиа, что представляет собой научную ценность публикации. Помимо этого, автор статьи выявляет стилистические приемы режиссера, благодаря которым тема этнической идентичности раскрывается эффективнее. В плане практической значимости статья определяет документальный фильм как один из способов осмысления социально-важных тем в публицистике. Базовым методом исследования является нарративный анализ на основе работ Александра Пронина. Результаты исследования показали положительный характер коллаборации официального медиа и независимого автора на основе YouTube платформы. Популярность видеохостинга, превратившегося за последние годы в социальное медиа, будет расти с каждым годом, и поэтому стоит обратить внимание на анализ качественного, образовательного и просветительского контента на YouTube. В практическом плане в исследовании вносится предложение - рассмотреть возможность развития межкультурной и межэтнической связи через создание документальных фильмов. Так основным посылом фильмов Каната Бейсекеева о поиске этнической идентичности казахов является развитие казахского языка и сохранения культуры казахов.

Ключевые слова: YouTube, документальное кино, нарратив, публицистика, новые медиа.

Библиографические ссылки

1. Айнаулова, К. и Алимбаева, К. “Тенденции развития документального кино Республики”. Тенденции развития киноискусства Казахстана. Алма-Ата: Гылым, 1990.
2. Боринская, С.А. и Янковский, Н.К. “Генетика и геномика человека. Популяции и этносы в пространстве и времени: эволюционные и медицинские аспекты” Вавиловский журнал генетики и селекции., №17 (2015): с. 930–934.
3. ван ден Аккер, Р. Метамодернизм. Историчность, Аффект и Глубина после постмодернизма. Москва: РИПОЛ классик, 2021.
4. Ворошилов, В.В. Журналистика: учебник. Москва: КНОРУС, 2016.
5. Землянова, Л.М. Коммуникативистика и средства информации: Англо-русский толковый словарь концепций и терминов. Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2004.
6. Новикова, А.А. Телевизионная реальность. Экранная интерпретация действительности. Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013.
7. Пронин А.А. Маss-док: презумпция нарративности. СПб.: ИД «Петрополис», 2016.
8. Рейнгольд, Г. Умная толпа: новая социальная революция. Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2006.
9. Шергова, К.А. Становление жанров документального телекино (1960-е – начало 2000-х гг.). Академия медиаиндустрии, 2016.
10. Эльзессер, Т. и Хагенер, М. Теория кино. Глаз, эмоции, тело. СПб.: Сеанс, 2016.
11. Bill, N. Introduction to Documentary. Bloomington: Indiana University Press, 2010.
12. Elias, N. and Sulkin, I. “YouTube viewers in diapers: An exploration of factors associated with amount of toddlers’ online viewing”. Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace. №11(3) (2017): https://doi.org/10.5817/CP2017-3-2
13. Fedele, M. and Aran-Ramspott, S. and & Suau, J. “Preferências e Práticas dos Pré-Adolescentes no YouTube: Resultados de um Estudo Realizado na Catalunha”. Comunicação E Sociedade. №39 (2021): p. 145-166.
14. Jarrett K. “Beyond Broadcast YourselfTM: The Future of Youtube” Media International Australia. №126(1) (2008): p. 132-144.
15. Litvinenko A. “YouTube as Alternative Television in Russia: Political Videos During the Presidential Election Campaign 2018 Volume”. Social Media + Society. №7 (1) (2021): https://doi.org/10.1177/2056305120984455
16. Moskowitz, M.L. Internet Video Culture in China: YouTube, Youku, and the Space in Between. New York: Routledge, 2019.
17. Thelwall, M. “Lifestyle information from YouTube influencers: some consumption patterns”. Journal of Documentation. Vol. 77 No. 6. (2021): p. 1209-1222.
18. Waldfogel J. “Lost on the web: Does web distribution stimulate or depress television viewing?”. Information Economics and Policy. Vol. 21, No. 2. (2009): p. 158-168.
19. Weibel D. and di Francesco R. and Kopf R. and Fahrni S. and Brunner A. and Kronenberg P. and Lobmaier J.S. and Reber T.P. and Mast F.W. and Wissmath B. “TV vs. YouTube: TV Advertisements Capture More Visual Attention, Create More Positive Emotions and Have a Stronger Impact on Implicit Long-Term Memory”. Front. Psychol. №10 (626). 2019: doi: 10.3389/fpsyg.2019.00626
20. Weihl, A. The 'New' Documentary Nexus – Networked|Networking in Interactive Assemblages. Newcastle: Cambridge Scholars, 2019.

References
1. Ainaulova, K. i Alimbaeva, K. “Tendencii razvitiya documental’nogo kino Respubliki [Trends in the development of documentary films of the Republic]”. Tendencii razvitiya kinoiskusstva Kazakhstana [Trends in the development of cinematography in Kazakhstan]. (Gylym, Alma-Ata, 1990) – (in Russian).
2. Borinskaya, S.A. i Yankovskiy, N.K. “Genetika i genomika cheloveka. Populyatsii i etnosy v prostranstve i vremeni: evolyutsionnyye i meditsinskiye aspekty [Human genetics and genomics. Populations and ethnic groups in space and time: evolutionary and medical aspects]”. Vavilovskiy zhurnal genetiki i selektsii. Vol 17, 930-934 (2015): 930 - (in Russian).
3. van den Akker, R. “Metamodernizm. Istorichnost’, Affect I Glubina posle postmodernizma [Metamodernism: Historicity, Affect, and Depth after Postmodernism]”. (RIPOL, Moscow, 2021) – (in Russian).
4. Voroshilov, V.V. “Zhurnalistika [Journalism]”. (KNORUS, Moscow, 2016) – (in Russian).
5. Zemlyanova, L.M. “Kommunikativistika I sredstva informacii: anglo-russkyi tolkovyi slovar’ koncepcyi I terminov [Communication Studies and Media: English-Russian explanatory Dictionary of concepts and Terms]” (Izdatel’stvo Moskovskogo universiteta, Moscow, 2004) - (in Russian).
6. Novikova, A.A. “Televizionnaya realʹnostʹ. Ekrannaya interpretatsiya deystvitelʹnosti [TV reality. Screen interpretation of reality]”. (Ed. House of the Higher School of Economics, Moscow, 2013) - (in Russian).
7. Pronin A.A. “Маss-doc: prezupcia narrativnosti [Mass-doc: the presumption of narrative]”. (Petropolis, St. Petersburg, 2016) - (in Russian).
8. Reingold, G. “Umnaya tolpa: Novaya social’naya revol’uciya [Smart Crowd: A new Social Revolution]”. (FAIR-PRESS, Moscow, 2006) – (in Russian).
9.Shergova, K.A. “Stanovlenie zhanrov dokumental’nogo telekino (1960-ye – nachalo 2000-h godov) [The formation of documentary telekine genres (1960s – early 2000s)]”. (Akademiya mediaindustrii, 2016) – (in Russian).
10. Elzesser, T. I Hagener, M. “Teoriya kino. Glaz, emocii, telo [The theory of cinema. Eye, emotions, body]”. ( Seans, Snt Petergurg, 2016) – (in Russian).
11. Bill, N. (2010), “Introduction to Documentary”. Bloomington, Indiana University Press.
12. Elias, N. and & Sulkin, I. (2017), “YouTube viewers in diapers: An exploration of factors associated with amount of toddlers’ online viewing”, Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace, 11(3). https://doi.org/10.5817/CP2017-3-2
13. Fedele, M. and Aran-Ramspott, S. and & Suau, J. (2021), “Preferências e Práticas dos Pré-Adolescentes no YouTube: Resultados de um Estudo Realizado na Catalunha”, Comunicação E Sociedade, 39, PP. 145-166. https://doi.org/10.17231/comsoc.39(2021).2714
14. Jarrett K. (2008), “Beyond Broadcast YourselfTM: The Future of Youtube”, Media International Australia, 126(1), PP. 132-144. doi:10.1177/1329878X0812600114
15. Litvinenko A. (2021), “YouTube as Alternative Television in Russia: Political Videos During the Presidential Election Campaign 2018Volume”, Social Media + Society, 7 (1). https://doi.org/10.1177/2056305120984455
16. Moskowitz, M.L. (2019), Internet Video Culture in China: YouTube, Youku, and the Space in Between. 1st ed/ Routledge, New York. https://doi.org/10.4324/9780429259913
17. Thelwall, M. (2021), “Lifestyle information from YouTube influencers: some consumption patterns”, Journal of Documentation, Vol. 77 No. 6, PP. 1209-1222.
18. Waldfogel J. (2009), “Lost on the web: Does web distribution stimulate or depress television viewing?” Information Economics and Policy, Vol. 21, No. 2, PP 158-168. https://doi.org/10.1016/j.infoecopol.2008.11.002
19. Weibel D. and di Francesco R. and Kopf R. and Fahrni S. and Brunner A. and Kronenberg P. and Lobmaier J.S. and Reber T.P. and Mast F.W. and Wissmath B. (2019), “TV vs. YouTube: TV Advertisements Capture More Visual Attention, Create More Positive Emotions and Have a Stronger Impact on Implicit Long-Term Memory”, Front. Psychol, 10 (626). doi: 10.3389/fpsyg.2019.00626
20. Weihl, A. (2019), “The 'New' Documentary Nexus Networked|Networking in Interactive Assemblages”. Newcastle, Cambridge Scholars.

Загрузки

Опубликован

2022-09-30