Локализация образовательной миграции в контексте адаптивной функции медиа

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/HJ.2023.v68.i2.06

Аннотация

Образовательная миграция является ценным ресурсом для любого государства. Привлекательность вузов и школ для иностранных учащихся – маркер благополучия страны, высокого уровня развития науки и технологий, кросс-культурного комфорта, социальной и политической стабильности.

Целью представленного исследования стало изучение информационных факторов адаптивности студентов-иностранцев в Казахстане, выявление позитивных стратегий принимающей страны и механизмов негативного отклика на студенческую миграцию в образовательной и социальной сферах.

Авторы выдвигают научную идею о сенситивной включенности медиаконтента в процесс адаптации «учебных мигрантов», зависимость скорости и качества «привыкания» к новой образовательной концепции от страны проживания, предыдущего опыта миграции, географической близости и времени обучения (1 семестр, 4 года и т.д.)

Опрос и тематические интервью, ставшие основой методологического анализа и научного исследования, позволили авторам акцентировать фокус восприятия образовательной миграции на информационных факторах, включенности СМИ и социальных сетей в адаптивный комплекс. Также отмечена важная роль университетов при организации понятного механизма менторства и поддержки иностранных студентов, формировании благоприятной обстановки внутри студенческого сообщества и структурах вузовского менеджмента.

В части медийной картины, образ иностранного студента имеет положительную коннотацию, но, чаще всего, воспринимается схематично, стереотипно и неоднозначно, то есть, в зависимости от страны проживания.

Результаты исследования позволили выявить ряд сенситивных факторов адаптации, влияющих на студентов-мигрантов, рефлекторные импульсы и инфоповоды социальных сетей, стереотипность и предвзятость некоторых текстов, низкий уровень оповещения мигрантов о государственных программах поддержки.  Авторы также описали желаемую коммуникативную стратегию внутривузовского сообщества в части работы с иностранными студентами.

Ключевые слова: СМИ, образовательная миграция, студенты-иностранцы, адаптация мигрантов, миграционная политика, информационная поддержка.

Библиографические ссылки

Алтынбекова О.Б. Влияние репатриации оралманов на языковую ситуацию в Казахстане// Материалы III Международной научно-практической конференции «Языковая политика и социально-правовые аспекты адаптации мигрантов: проблемы, реализация, перспектива»-Тюмень, 2010.- С. 10-14.
Ахантьева Н.В., Абдуганиев Н.Н. Адаптация студентов-мигрантов в новое социокультурное пространство в ВУЗах Мордовии // Вестник антропологии, 2021. № 2. С. 241–247.
Becker С.С. Migrants’ Social Integration and Its Relevance for National Identification: An Empirical Comparison Across Three Social Spheres. Migration and Society
Volume 6 – 2021 https://doi.org/10.3389/fsoc.2021.700580
Бокаев Б. К вопросу о проблемах языковой адаптации репатриантов Казахстана // Вестник КазНУ. Серия филологическая, №1(131). 2011. С. 103-107.
В Казахстане снижается число иностранных студентов. https://el.kz/ru/v-kazahstane-snizhaetsya-chislo-inostrannyh-studentov_59237
Гладилина А.В. «Язык вражды» в традиционных и новых медиа // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312). Филология. Искусствоведение. Вып. 80. С. 144–153.
Dekker R., Engbersen G. and Faber M. The Use of Online Media in Migration Networks. Popul. Space Place. 2015. DOI: 10.1002/psp.1938
Dheyab R.Ali. The impact of racism in the media on migration. IJHER. Journal Volume 3, Issue 6, 2021. p. 145-157. http://dx.doi.org/10.47832/2757-5403.6-3.11
Жаркынбекова Ш.К. Проблемы обучения студентов-оралманов профессиональному общению на русском языке// Материалы первой международной научно-практической методической конференции из цикла «Современная русистика в формировании единого культурного и информационного пространства Европы»: Обучение русскому языка студентов филологических и нефилологических факультетов ВУЗов – Люблин (Варшава), 2009.
Завалко Н.А., Нургалиева С.А., Бокаев Б.Н. Педагогическое сопровождение адаптации оралманов в образовательном пространстве Казахстана: Монография. - Алматы, «Кітап», 2010.-160 с.
Fejes, A., Chamberland, M. & Sultana, R.G. Migration, educational and career guidance and social inclusion. Int J Educ Vocat Guidance 22, 347–361 (2022). https://doi.org/10.1007/s10775-021-09493-0
Lim S.S., Pham B. If you are a foreigner in a foreign country, you stick together’: Technologically mediated communication and acculturation of migrant Students. New Media & Society. 1–18. 2016 DOI: 10.1177/1461444816655612
Лисенкова А.А., Мельникова А.Ю. Цифровые медиа как зеркало современной культуры // Научное обозрение. 2018. – № 1.
MacAvaney S., Yao H.-R., Yang E., Russell K., Goharian N., Frieder O. Hate speech detection: Challenges and solutions. PLoS ONE 14. (8). 2019. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0221152
Masud M.M.H. International Student Migration and Polymedia: The Use of Communication Media by Bangladeshi Students in Germany. Research in Social Sciences and Technology Volume 5 Issue 3, 2020. РР. 95-110. DOI: 10.46303/ressat.05.03.5
Митин Д.Н. Образовательная (учебная) миграция: понятие, проблемы и пути решения. Вестник РУДН, серия Политология, 2010, № 3. С. 123-134
Negizbayeva M.O. Reporting on migration and representation of migrants in Kazakh and Russian media / Mapping the media and communicative landscape of Central Asia: emerging trends and persisting issues: Monograph. Lexington Books, The Rowman & Littlefield Publishing Group, Inc. 2023. Р. 254 https://www.amazon.com/-/es/Elira-Turdubaeva/dp/1793633487
Peggy Levitt, 2004, Transnational Migrants: When "Home" Means More Than One Country, https://www.migrationpolicy.org/article/transnational-migrants-when-home-means-more-one-country
Peng Y. Student migration and polymedia: mainland Chinese students’ communication media use in Hong Kong, Journal of Ethnic and Migration Studies. 2016. DOI: 10.1080/1369183X.2016.1194743
Sánchez-Holgado Р., Amores J.J., Blanco-Herrero D. Online Hate Speech and Immigration Acceptance: A Study of Spanish Provinces. Social Sciences 11: 515. 2022. https://doi.org/ 10.3390/socsci11110515
Sawyer R., Chen G.-M. The Impact of Social Media on Intercultural Adaptation. Intercultural Communication Studies, vol. 21, no. 2, 2012, pp. 151-169. https://web.uri.edu/iaics/files/09RebeccaSawyerGuoMingChen.pdf
Svendsen S.H.B., Ask K., Oygardslia K., Skotnes C.E., Ringrose P., Grut G., Rokenes F. Migration narratives in educational digital storytelling: which stories can be told?, Learning, Media and Technology. 2021. DOI:10.1080/17439884.2021.1954949
Тынышбаева А.А., Жаркынбекова Ш.К., Нуртазина М.Б. Интеграционные программы для детей и семьи этнических репатриантов // Социальная модернизация Казахстана: Проблемы и перспективы: Материалы I Международной научно-практической конференции - Астана: ЕНУ имени Л.Н.Гумилева, 2005. - С. 166-171.
Yau А., Marder B., O’Donohoe S. The role of social media in negotiating identity during the process of acculturation. Information Technology & People Vol. 33 No. 2, 2020. pp. 554-575. DOI 10.1108/ITP-09-2017-0305
Yue Z., Li S., Jin X., Feldman M.W. The Role of Social Networks in the Integration of Chinese Rural–Urban Migrants: A Migrant–Resident Tie Perspective. Urban Studies Journal Limited. 1-20. 2013. DOI: 10.1177/0042098012470394
Шевцова Е.В. Основные механизмы миграционной политики по привлечению учебных мигрантов: чему Россия может научиться у будущих мировых держав // Вестник НГУЭУ. – 2012. – №1. – С. 78 – 87.
Щетинина А. В., Семёхина А. С. Хейт и ненависть как формы вражды в современной коммуникации: опыт портретирования лексемы и понятия // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. Вып. 1 (219). С. 33–42. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2022-1-33-42

References

Altynbekova O.B. Vliyanie repatriacii oralmanov na yazykovuyu situaciyu v Kazahstane [The Impact of Oralman Repatriation on the Language Situation in Kazakhstan] // Materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «YAzykovaya politika i social'no-pravovye aspekty adaptacii migrantov: problemy, realizaciya, perspektiva»-Tyumen', 2010.- S. 10-14.
Ahant'eva N.V., Abduganiev N.N. Adaptaciya studentov-migrantov v novoe sociokul'turnoe prostranstvo v VUZah Mordovii [Adaptation of migrant students to a new socio-cultural space in the universities of Mordovia] // Vestnik antropologii, 2021. № 2. S. 241–247.Becker С.С. Migrants’ Social Integration and Its Relevance for National Identification: An Empirical Comparison Across Three Social Spheres. Migration and Society
Volume 6 – 2021 https://doi.org/10.3389/fsoc.2021.700580
Bokaev B. K voprosu o problemah yazykovoj adaptacii repatriantov Kazahstana [To the question of the problems of language adaptation of repatriates of Kazakhstan] // Vestnik KazNU. Seriya filologicheskaya, №1(131). 2011. S. 103-107.
V Kazahstane snizhaetsya chislo inostrannyh studentov [The number of foreign students is decreasing in Kazakhstan]. https://el.kz/ru/v-kazahstane-snizhaetsya-chislo-inostrannyh-studentov_59237
Gladilina A.V, «YAzyk vrazhdy» v tradicionnyh i novyh media ["Hate speech" in traditional and new media] // Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. № 21 (312). Filologiya. Iskusstvovedenie. Vyp. 80. S. 144–153.
Dekker R., Engbersen G. and Faber M. The Use of Online Media in Migration Networks. Popul. Space Place. 2015. DOI: 10.1002/psp.1938
Dheyab R.Ali. The impact of racism in the media on migration. IJHER. Journal Volume 3, Issue 6, 2021. p. 145-157. http://dx.doi.org/10.47832/2757-5403.6-3.11
Zharkynbekova Sh.K. Problemy obucheniya studentov-oralmanov professional'nomu obshcheniyu na russkom yazyke [Problems of Teaching Oralman Students Professional Communication in Russian] // Materialy pervoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj metodicheskoj konferencii iz cikla «Sovremennaya rusistika v formirovanii edinogo kul'turnogo i informacionnogo prostranstva Evropy»: Obuchenie russkomu yazyka studentov filologicheskih i nefilologicheskih fakul'tetov VUZov – Lyublin (Varshava), 2009.
Zavalko N.A., Nurgalieva S.A., Bokaev B.N. Pedagogicheskoe soprovozhdenie adaptacii oralmanov v obrazovatel'nom prostranstve Kazahstana [Pedagogical support for the adaptation of oralmans in the educational space of Kazakhstan]: Monografiya. - Almaty, «Kіtap», 2010.-160 s.
Fejes, A., Chamberland, M. & Sultana, R.G. Migration, educational and career guidance and social inclusion. Int J Educ Vocat Guidance 22, 347–361 (2022). https://doi.org/10.1007/s10775-021-09493-0
Lim S.S., Pham B. If you are a foreigner in a foreign country, you stick together’: Technologically mediated communication and acculturation of migrant Students. New Media & Society. 1–18. 2016 DOI: 10.1177/1461444816655612
Lisenkova A.A., Mel'nikova A.YU. Cifrovye media kak zerkalo sovremennoj kul'tury [Digital media as a mirror of modern culture] // Nauchnoe obozrenie. 2018. – № 1.
MacAvaney S., Yao H.-R., Yang E., Russell K., Goharian N., Frieder O. Hate speech detection: Challenges and solutions. PLoS ONE 14. (8). 2019. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0221152
Masud M.M.H. International Student Migration and Polymedia: The Use of Communication Media by Bangladeshi Students in Germany. Research in Social Sciences and Technology Volume 5 Issue 3, 2020. РР. 95-110. DOI: 10.46303/ressat.05.03.5
Mitin D.N. Obrazovatel'naya (uchebnaya) migraciya: ponyatie, problemy i puti resheniya [Educational (educational) migration: concept, problems and solutions]. Vestnik RUDN, seriya Politologiya, 2010, № 3. S. 123-134
Negizbayeva M.O. Reporting on migration and representation of migrants in Kazakh and Russian media / Mapping the media and communicative landscape of Central Asia: emerging trends and persisting issues: Monograph. Lexington Books, The Rowman & Littlefield Publishing Group, Inc. 2023. Р. 254 https://www.amazon.com/-/es/Elira-Turdubaeva/dp/1793633487
Peggy Levitt, 2004, Transnational Migrants: When "Home" Means More Than One Country, https://www.migrationpolicy.org/article/transnational-migrants-when-home-means-more-one-country
Peng Y. Student migration and polymedia: mainland Chinese students’ communication media use in Hong Kong, Journal of Ethnic and Migration Studies. 2016. DOI: 10.1080/1369183X.2016.1194743
Sánchez-Holgado Р., Amores J.J., Blanco-Herrero D. Online Hate Speech and Immigration Acceptance: A Study of Spanish Provinces. Social Sciences 11: 515. 2022. https://doi.org/ 10.3390/socsci11110515
Sawyer R., Chen G.-M. The Impact of Social Media on Intercultural Adaptation. Intercultural Communication Studies, vol. 21, no. 2, 2012, pp. 151-169. https://web.uri.edu/iaics/files/09RebeccaSawyerGuoMingChen.pdf
Svendsen S.H.B., Ask K., Oygardslia K., Skotnes C.E., Ringrose P., Grut G., Rokenes F. Migration narratives in educational digital storytelling: which stories can be told?, Learning, Media and Technology. 2021. DOI:10.1080/17439884.2021.1954949
Tynyshbaeva A.A., Zharkynbekova SH.K., Nurtazina M.B. Integracionnye programmy dlya detej i sem'i etnicheskih repatriantov [Интеграционные программы для детей и семьи этнических репатриантов] // Social'naya modernizaciya Kazahstana: Problemy i perspektivy: Materialy I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii - Astana: ENU imeni L.N.Gumileva, 2005. - S. 166-171.
Yau А., Marder B., O’Donohoe S. The role of social media in negotiating identity during the process of acculturation. Information Technology & People Vol. 33 No. 2, 2020. pp. 554-575. DOI 10.1108/ITP-09-2017-0305
Yue Z., Li S., Jin X., Feldman M.W. The Role of Social Networks in the Integration of Chinese Rural–Urban Migrants: A Migrant–Resident Tie Perspective. Urban Studies Journal Limited. 1-20. 2013. DOI: 10.1177/0042098012470394
Shevcova E.V. Osnovnye mekhanizmy migracionnoj politiki po privlecheniyu uchebnyh migrantov: chemu Rossiya mozhet nauchit'sya u budushchih mirovyh derzhav [The main mechanisms of migration policy to attract educational migrants: what Russia can learn from future world powers] // Vestnik NGUEU. – 2012. – №1. – S. 78 – 87.
Shchetinina A. V., Semyohina A. S. Hejt i nenavist' kak formy vrazhdy v sovremennoj kommunikacii: opyt portretirovaniya leksemy i ponyatiya [Hait and hatred as forms of enmity in modern communication: the experience of portraying a lexeme and concept] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2022. Vyp. 1 (219). S. 33–42. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2022-1-33-42

Загрузки

Опубликован

2023-06-05

Выпуск

Раздел

Журналистика: Общество. История. Политика. Закон. Экономика.