Культурные аспекты медиакоммуникаций в эпоху цифровых технологий

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/HJ.2024.v71.i1.8
        131 96

Ключевые слова:

культура, общество, трансформация, психологическая коммуникация, журналистика, онлайн-СМИ.

Аннотация

В современную эпоху коммуникация претерпела значительные изменения, пройдя путь модификации от традиционных медиа до цифровой конвергенции СМИ. Предметом исследования является анализ положительного и отрицательного влияния массовых коммуникаций на психологию и культуру человека. Основная цель – систематизация и синтез лучших зарубежных и отечественных направлений медиапсихологии, описание неопределенности и рискогенности воздействующих факторов коммуникации на психику и когнитивные функции человека, а также изучение положительного опыта влияния СМИ на аудиторию и индивида.

Общепризнанно, что духовно-познавательные программы развивают воображение и расширяют кругозор. Демонстрация насилия и девиантного поведения, напротив, вызывают тревогу или психологический коллапс. Основные направления и идея статьи заключаются в изучение роли и факторов влияния духовной и культурологической константы массовой коммуникации на психоэмоциональный и культурологический базис аудитории. Научная и практическая значимость представлены в рекомендациях и ревизии мирового опыта борьбы и противостояния неоправданному распространению негатива и дезинформации, экспертизе положительного влияния сообщений духовно-познавательной, научно-фантастической, культурной, научной направленности на реципиентов СМИ.

Методология основывается на качественном и количественном анализе содержания медиатекстов, сравнении и моделировании побочных эффектов использования цифровых технологий.

В результате исследования авторы приходят к выводу о необходимости системного подхода к контенту медиа, обязательной включенности ценностной, духовной и культурной константы в концепции отечественных СМИ. Журналисты, таким образом, способны не только популяризировать нравственные и духовные ценности народа, но и повышать рейтинги, подавая эти темы креативно и увлекательно, находя новые механизмы положительного воздействия на аудиторию.     

Биографии авторов

N.B. Rushanova, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы

(corresponding author) – Senior Lecturer, Department of Print and Electronic Media, Al-Farabi Kazakh National University (Almaty, Kazakhstan, email: nelia_82@mail.ru);

D. Kalibekuly, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы

PhD student, Department of Print and Electronic Media, Al-Farabi Kazakh National University (Almaty, Kazakhstan, email: daryn150192@mail.ru);

A.B. Zhanibek, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы

Senior Lecturer, Department of Print and Electronic Media, Al-Farabi Kazakh National University (Almaty, Kazakhstan, email: azel.zhanibek@gmail.com);

M.S. Nurmanova, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы

Senior Lecturer, Department of Print and Electronic Media, Al-Farabi Kazakh National University (Almaty, Kazakhstan, email:nurmarzhan111@gmail.com);

L.A. Alimberdi, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы

Master's student, Publishing, editorial and design art, Al-Farabi Kazakh National University, (Almaty, Kazakhstan, email: Mslyaz@mail.ru).

Библиографические ссылки


Загрузки

Как цитировать

Rushanova, N. ., Kalibekuly, D. ., Zhanibek, A. ., Nurmanova, M. ., & Alimberdi, L. . (2024). Культурные аспекты медиакоммуникаций в эпоху цифровых технологий. Серия Журналистики, 71(1), 80–91. https://doi.org/10.26577/HJ.2024.v71.i1.8